Бурное обсуждение объявленного администрацией главы Чувашии тендера на покупку двух иномарок представительского класса за 8,3 млн рублей перетекло с интернет-площадок в парламент республики. Как передает корреспондент ИА REGNUM, на очередной сессии Госсовета Чувашии черные "Фольксваген Фаэтоны" "с кожаными салонами и декором из дерева" настолько захватили внимание депутатов, что буквально задавили вносимые социально важные изменения в региональный бюджет на 2012 год. Из почти двухчасового рассмотрения бюджетных уточнений примерно треть времени народные избранники посвятили обсуждению еще не купленных машин. В частности, критики призывали власть "быть скромнее" и ездить на "Ауди", оставшееся от предыдущего руководства региона, а на "эти деньги приобрести машины скорой помощи". Сторонники высказали мнение, что когда речь идет "о безопасности главы Чувашии", "имидже Чувашии и её народа" перед другими регионами и иностранными делегациями, обсуждать подобные вопросы некорректно. Прозвучало также предложение "поддержать отечественный автопром" и пересадить администрацию на протестированную когда-то Владимиром Путиным "Ладу-Калину".

Проект изменений в республиканский бюджет-2012 парламентариям Чувашии представил глава Минфина Михаил Ноздряков. В своем докладе он отметил, что в текущем году бюджет уже уточнялся два раза и оба раза с увеличением собственных доходов. В частности, при первом уточнении - на миллиард рублей, при втором - на 850 млн рублей. "В нынешнем, третьем чтении, собственный доход республики остался почти без изменений. Чувашия идет по плановой сумме", - сказал министр.

При этом в третьем уточнении бюджет-2012 увеличен порядка на 600 млн рублей за счёт федеральных поступлений. Одновременно на 256,8 млн рублей уменьшаются безвозмездные поступления на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства. Как ранее сообщало ИА REGNUM, в начале 2012 года Минсельхоз Чувашии разработал 10 целевых отраслевых программ развития АПК для участия в отборе экономически значимых региональных программ на оказание финансовой поддержки из федерального бюджета. На первом этапе отбора было поддержано несколько программ, однако затем результаты прежнего отбора были пересмотрены, и поддержку получила только программа развития хмелеводства Чувашии на 2012-2015 годы с финансированием в сумме 3 млн рублей.

В итоге прогнозируется, что в республиканском бюджете на 2012 год доходы составят 32,507 млрд рублей, что 22,4% (на 5,944 млрд рублей) выше первоначально утвержденных финансовым планом. Расходы планируются в размере 36,7 млрд рублей, рост составит 33% (9,101 млрд рублей). Параметры дефицита останутся без изменений - 4,192 млрд рублей.

Михаил Ноздряков сообщил, что "в связи экономией" предлагается уменьшить бюджетные ассигнования, а высвободившиеся средства направить на поддержку сельского хозяйства - 99,2 млн рублей, развитие жилищного строительства - 140 млн рублей, на социальную поддержку отдельных категорий граждан 56,4 млн рублей. Также средства предусмотрены на строительство: в частности, на сооружение объектов образования - 80 млн рублей, объектов физической культуры и спорта - 40,2 млн, объектов коммунального хозяйства - 18,3 млн, на реконструкцию здания Чувашского государственного художественного музея - 12,5 млн рублей. Что касается транспортной сферы, то предусмотрено более 17 млн рублей на приобретение стационарных комплексов фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, 15 млн рублей - на компенсацию железнодорожным перевозчикам, осуществляющим перевозку пассажиров-льготников в пригородном сообщении, 6,3 млн - на осуществление деятельности КУП "Аэропорт Чувашии". Кроме того, запланировано выделение средств муниципалитетам на возмещение расходов по повышению заработной платы педагогам дошкольных учреждений и выплатам компенсаций родителям за детсады. "Сегодня наша задача - максимально эффективно использовать эти средства до конца года", - подчеркнул Михаил Ноздряков.

На сессии удивило выступление депутата-единоросса Николая Ванеркина, возглавляющего одну из птицефабрик в Чувашии, который посоветовал правительству республики не заниматься "аэрозольной поддержкой" сельхозпредприятий. "Если разделить 2 млрд рублей, предусмотренных на развитие АПК, на 3,5 тысячи сельхозпредприятий, работающих в республике, получится пшик. Аэрозольная поддержка. Деньги на ветер". По мнению парламентария, "лучше было бы поддерживать крепкие хозяйства, которые доказали себя в работе, а значит умеют пользоваться деньгами". По подсчетам Ванеркина, таких предприятий в Чувашии "немного - примерно 80". Он не уточнил, включает ли он возглавляемое им предприятие в этот топ-список. "Если поделить 2 млрд рублей на 80 хозяйств, получится по 25 млн на каждого. Уже конкретная помощь. А если эти 25 млн рублей в течение пяти лет выделять предприятиям, то мы наверное какой-то рывок в сельском хозяйстве получим, я думаю".

Терминология, предложенная депутатом, "очень удивила" Михаила Ноздрякова: "Пшик" и "аэрозольная поддержка" - что-то интересное. Но я так понял, против 2 млрд рублей на сельское хозяйство вы не возражаете? А возможность их перераспределения, вы, как депутаты, можете всегда обсудить с представителями агрокомплекса".

Между тем, парламентариев больше волновало не то, как республика завершит этот финансовый год, а во сколько казне обойдется покупка новых автомобилей для администрации главы Чувашии Михаила Игнатьева. Отметим, в представленном главой Минфина законопроекте эта статья расходов не озвучивалась.

Напомним, недавно администрация главы республики объявила тендер на покупку "Фольксваген Фаэтона" и "его эквивалента". Согласно аукционной документации, автомобили должны быть выпущены в 2012 году и быть обязательно черного цвета. Максимальная мощность двигателя - не менее 335 лошадиных сил, объем двигателя - 4,2 литра. Стартовая цена заявлена на уровне 8,3 млн рублей. Данный тендер вызвал бурную общественную дискуссию, в первую очередь, в интернете. В частности, чувашские блогеры назвали покупку данных автомобилей "непозволительной роскошью".

Депутаты полюбопытствовали, "какова стоимость покупки". Глава Минфина сообщил, что приобретение новых автомобилей носит "плановый характер". По его словам, сейчас в гараже администрации главы региона имеются 60 машин, из них 36 единиц - 2006 года выпуска и старше, то есть "полностью амортизированы". "Затраты на содержание и эксплуатацию имеющегося парка обойдутся дороже, чем покупка новых машин. В кризисные годы обновление парка было затруднено. В 2011 году было закуплено три автомобиля. В этом году планируется приобрести два "Фольксваген Фаэтона" на сумму около 8,3 млн рублей и микроавтобус "Тойота" на 2,4 млн рублей. Общая сумма покупки составит 10,813 млн рублей", - приводил расчёты Михаил Ноздряков. При этом он отметил, что данные представительские модели автомобилей были "выбраны по критерию: цена-качество".

Озвученные министром суммы и пояснения вызвали живую реакцию парламентариев. Депутаты активно просились к трибуне и предлагали свои варианты траты этих средств. Коммунист Виктор Ильин осторожно выразил сомнение "в обоснованности" данной покупки, в то время когда "республика не может решить проблему увеличения заработной платы больничным санитаркам и няням в детсадах".

Глава фракции ЛДПР Андрей Кулагин не стал ходить вокруг да около и перевел автомобильную тему на наболевшее, почти личное: "У нас что - всё так хорошо? На комитете по бюджету, когда мы пытались поднять на 3 млн рублей бюджет Госсовета Чувашии, министр финансов весь в слезах говорил, мол, что же вы делаете, у нас такой скудный бюджет, даже и школы и детсады ремонтируются по представлениям пожарных и других надзорных органов. А сейчас я его слушаю и не понимаю. Для законодательной власти, извините, денег нет, а для исполнительной покупаем дорогие лимузины? Какие-то двойные стандарты! Да те 60 автомобилей "Волга", которые сейчас имеются в гараже администрации, будут дешевле в обслуживании, чем покупка одного нового лимузина. Что вы голову морочите?".

При этом Кулагин поставил в пример губернатора Астраханской области, который, по его словам, тоже пожелал приобрести новые роскошные автомобили, но столкнулся с народным возмущением. "Не надо залазить в карман нашего и так социально необеспеченного населения. Хотите ездить на лимузинах, покупайте за свой счет", - разошёлся Кулагин.

На что глава Минфина сдержанно заметил, что "слезы в его глазах никто из депутатов еще не видел". И пояснил, что приобретение новых автомобилей предлагается "за счет достигнутой экономии". "Есть грант-субсидия за эффективную деятельность органов власти Чувашии в размере 65,6 млн рублей. Есть средства по эффективному управлению государственным долгом. То есть объем бюджетных затрат на эти цели не будет увеличен".

Михаил Ноздряков не согласился также с замечанием депутата Виктора Ильина по зарплатам бюджетников. По словам министра, в 2012 году зарплата данной категории граждан "последовательно повышалась", а общая сумма дополнительных средств для повышения оплаты труда в текущем году предусмотрена в размере 2,353 млрд рублей. И продолжил: "Третьим уточнением бюджета предлагается дополнительно направить 17 млн рублей муниципалитетам. Чтобы они смогли обеспечить доведение средней заработной платы работникам дошкольных учреждений до 80% от уровня средней заработной платы в целом по общему образованию. Предполагается, что к концу года работники детсадов будут получать в среднем 12.830 рублей, работники школ - 16.038 рублей", - напомнил он парламентариям содержание рассматриваемого законопроекта.

Главный финансист республики высказал также личное мнение о запланированной покупке представительских автомобилей для администрации главы Чувашии. "Народное выражение о том, что встречают по одежке - тоже сильный фактор. Для имиджа республики важно, на каком уровне встречают официальные делегации", - сказал Михаил Ноздряков. И напомнил свой прошлый опыт работы в банковской сфере: "Когда в банк приходит человек и предлагает гениальный проект, но при этом выглядит не очень достойно, это вызывает большие сомнения".

Виктор Ильин привел в пример Владимира Путина, который в 2010 году совершил автопробег по трассе Чита-Хабаровск на желтой "Ладе-Калина". "Давайте не будем забывать призыв Владимира Владимировича поддерживать отечественный автопром. Купим ВАЗовские машины, которые в обслуживании гораздо дешевле и менять их можно чаще, так как цены позволяют. Тогда у председателей депутатских комитетов не будут ломаться служебные машины по два-три раза за одну командировку", - с патриотическим воодушевлением предложил депутат. Однако на эту инициативу его коллеги отреагировали улыбкой, кто-то в зале пошутил: "Может, на велосипедах ездить будем?"

Но не только патриотические чувства побудили Виктора Ильина вновь выйти к трибуне. Привело его туда еще и то "унизительное положение", в которое, по его словам, "поставлены депутаты Госсовета исполнительной властью республики". "Сегодня депутат лишен возможности размножить необходимый документ из-за отсутствия бумаги в Госсовете. Депутат лишен бесплатного проезда и не может съездить к своему избирателю. Это свидетельство небрежного отношения к Госсовету Чувашии. Госсовет сегодня является самым, скажем так, плохим отделом администрации главы региона", - пожаловался коммунист.

Тему "непростых взаимоотношений исполнительной и законодательной властей", которые лишь обострила покупка новых иномарок для главы Чувашии, продолжил лидер фракции "Справедливая Россия" в чувашском парламенте Игорь Моляков. Он с особенным упоением и даже ностальгией напомнил времена, когда Госсовет был "совершенно иным" по составу и по своему влиянию. "Это была знаменитая история с автомобилями для первого президента Чувашии Николая Федорова (ныне - глава Минсельхоза России, ИА REGNUM). Были приобретены мощные джипы, они были оформлены по поддельным таможенным документам. Депутаты подняли вопрос и исполнительная власть присмирела. А сейчас такое впечатление, что исполнительная власть ничему не учится. Пришел новый глава - опять начинаются какие-то автомобили. Помнится, Николай Васильевич (Николай Федоров, ИА REGNUM) шикарно рассекал на "Ауди". Куда "Ауди" делся? Что, прежний глава этот автомобиль с собой взял? Если машина осталась в гараже, пусть новый глава на ней ездит", - предложил Игорь Моляков. И многозначительно добавил: "Закрадывается такая мысль, что здесь просто игра самолюбий: преемник не хочет ездить на автомобиле предшественника".

Что касается 10 с лишним миллионов рублей, запланированных на покупку "Фольксвагенов" и "Тойоты", депутат-справоросс предложил закупить машины скорой медицинской помощи. "В Чебоксарах по нормативам должно быть 45 таких машин скорой медпомощи, а на сегодня имеется всего 29", - пояснил Моляков.

Громкие заявления оппозиции вынудили взять слово хранивших до этого молчание представителей партии "Единая Россия". В частности, руководитель одного из комитетов Петр Краснов заявил, что автомобили для администрации главы региона - "не тот вопрос, который требует острых стрел при обсуждение поправок в бюджет-2012". При этом он попросил своих коллег-парламентариев не заниматься "художественным вымыслом".

Солидарность с однопартийцем выразил вице-спикер Госсовета Чувашии Олег Мешков. По его словам, обсуждать автомобили руководителя региона некорректно, так "это не какие-то чрезмерные вложения": "Речь идет о безопасности главы Чувашии и его эффективной работе. Глава региона представляет Чувашию, её народ на всех уровнях. Не будем занижать статус республики, статус главы". И, следуя заразительному примеру Игоря Молякова, напомнил историю времен первого президента Чувашии Николая Федорова. "Чувашия и Татарстан открывали новый железнодорожный переезд. Президент Татарстана прилетел на вертолете, а глава Чувашии приехал на автомобиле. Понятно, у них другой бюджет. Но несоответствие уровней...", - оборвал свою речь на полуслове и закачал головой вице-спикер.

Своё крестьянское слово на злободневную автомобильную тему сказал единоросс Петр Никифоров: "Сегодня глава, наверное, не должен ездить на "Жигулях" шестой модели. Приезжайте в Батырево. Пройдите по улице. Там подряд стоят машины представительского типа. Простые рабочие покупают машину по миллиону рублей. И ничего".

В завершении почти двухчасового обсуждения глава Минфина отметил, что автобаза администрации главы Чувашии обслуживает не только руководителя региона, сотрудников администрации и приезжающие делегации, но и депутатов Госсовета Чувашии. "Чувашские депутаты тоже подают заявки на предоставление автомобилей определенного класса", - сообщил он, напомнив яростному противнику представительских фаэтонов про визит Владимира Вольфовича Жириновского. Зал затаил дыхание, ожидая продолжения истории, однако глава Минфина ограничился полунамёком.

Проясняя вопрос "нехватки бумаги и бесплатного проезда для парламентариев", министр озвучил и другую "любопытную избирателям" информацию. По словам Михаила Ноздрякова, в 2012 году объем средств на содержание Госсовета Чувашии составил 60,8 млн рублей, к уровню 2011 года рост расходов составил 21,5%. В 2013 году затраты на содержание парламента предполагается увеличить на 12,3%.

Что касается машин скорой медицинской помощи, то по данным Минфина, в рамках нынешний уточнений в бюджет, предполагается выделить порядка 50 млн рублей на приобретение 49 единиц транспорта. Всего за 2011-2012 годы по программе модернизации здравоохранения в Чувашии было направлено 4,7 млрд рублей.