"Это письмо не отражает позицию всей балетной труппы Мариинского театра и даже ее большинства". Как сообщает сегодня, 25 ноября, корреспондент ИА REGNUM, такой комментарий распространила накануне пресс-служба Мариинского театра по факту публикации в петербургских СМИ открытого письма министру культуры Владимиру Мединскому "первичной профсоюзной организации цеха балета ФГБУК "Государственный академический Мариинский театр".

ИА REGNUM публикует Открытое письмо к министру и комментарий пресс-службы театра полностью.

Текст открытого письма:

"Уважаемый Владимир Ростиславович! Настоящее обращение продиктовано тем, что неоднократные обращения к администрации театра и лично маэстро Гергиеву В.А. оказались безрезультатными, считаем необходимым сообщить о ситуации, которая сложилась в подведомственном министерству культуры учреждении - ФГБУК "Государственный академический Мариинский театр" (выше и далее - "театр"):

1. В театре нет действующих правил внутреннего трудового распорядка. Существующие правила внутреннего трудового распорядка театра 1977 г. не могут рассматриваться в качестве действующих: в соответствии со ст.130 Кодекса законов о труде Российской Федерации (действовал на дату принятия правил), правила должны были быть утверждены общим собранием (конференцией) работников организации, которое не проводилось. В любом случае многие положения правил безнадежно устарели. Кроме этого, нет в театре и коллективного договора.

2. График отпусков ежегодно не утверждается, о времени начала отпуска работники не уведомляются под подпись в соответствии со ст.123 ТК РФ; не обеспечивается точный учет сверхурочной работы на каждого работника (ст.99 ТК РФ); вызывает сомнение проведение аттестации рабочих мест (ст.209 ТК РФ, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда").

3. Артисткам балета отказывают в выплате пособий по беременности и родам в полном объеме, мотивируя тем, что "декретный отпуск не оплачивается" притом, что, например, ФЗ от 29.12.2006 г. № 55-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"указывает на то, что размер пособия по беременности и родам составляет 100% среднего заработка (к которому относится и грант как стимулирующая часть заработной платы). Свою позицию руководство балета не комментирует.

4. Начиная с 2009 г. грант, выделяемый Президентом РФ, выплачивается артистам балета по "новой системе", утвержденной администрацией. "Новая система" была разработана непосредственно администрацией балета (в состав которой не входят лица, обладающие соответствующим образованием) и введена в цехе балета в качестве "эксперимента". При этом "новая система" оплаты труда применяется только в цехе балета театра. Система предусматривает оплату лишь "выходов на сцену в спектаклях", которые оцениваются "Действующими базовыми ставками оценки партий текущего репертуара в зависимости от сложности партии для расчета вознаграждений из средств гранта Президента РФ" (далее - "документ о базовых ставках"), а начисление гранта производится на основании приказов о начислении, увеличении, уменьшении или снятии гранта (п.9 Положения "О порядке выплаты гранта Президента РФ художественно-руководящему и артистическому персоналу ФГУК "Государственный академический Мариинский театр", утв. приказом театра №743 от 26.11.2009 г.). Указанные документы предполагают, что каждый "выход на сцену в спектаклях" оценен в базовых ставках (которые не всегда могут соответствовать их сложности!). Документ о базовых ставках совершенно не учитывает подготовительную (репетиционную) работу, которая может длиться несколько месяцев, особенно в ситуации с новыми постановками. С начала применения "новой системы" за непосещение урока была объявлена ставка в размере 500 руб. за каждый пропущенный урок, теперь же сообщается уже о ставке в размере 1000 руб. за урок, что по сути является установлением системы штрафов.

Действующей (актуальной редакции) документа о базовых ставках в свободном доступе нет, а с приказами о начислении, увеличении, уменьшении или снятии гранта артисты балета ознакомлены не были. На коллективный запрос профбюро и коллектива балета от 25.12.2012 г., вх. П-197 о предоставлении "документа о базовых ставках" в действующей редакции, а также копий приказов, на основании которых производилось начисление гранта за период с ноября 2009 г. по апрель 2012 г., администрация ответила молчанием (копия обращения - Приложение 1). Документ о базовых ставках утратил силу в 2011 г.

Кроме того, сложилась практика, согласно которой уже с начисленных базовых ставок удерживаются от 10% до 30% еще до выхода артистов на сцену без объяснения причин и приказов, с которыми артистов и так не знакомят. На вопрос, почему так происходит, был получен ответ: "...так легче считать"! Учет "выходов на сцену в спектаклях" на протяжении вот уже трех лет ведет не бухгалтерия, а помощник заведующего балетной труппой - бывшая артистка балета, которая не имеет соответствующего образования, не является работником бухгалтерии, в связи с чем она часто ошибается.

Указанные факты свидетельствуют о "непрозрачности" системы оплаты труда, возможности использования субъективных оценок (симпатий), отсутствии локальных нормативных актов, на основании которых производится начисление гранта. Принимая во внимание, что грант является стимулирующей выплатой - составной частью заработной платы работника, проверка начисления и выплаты средств гранта может показать невыплату заработной платы артистов за период с 2009 по 2012 г.г.

Нематериальный аспект новой системы оплаты труда проявляется и в том, что она порождает зависть и недоброжелательность, подрывает творческую атмосферу в коллективе: артисты, которые по итогам месяца получили вознаграждение в меньшем размере, исполняя одинаковые партии, гадают, чем они хуже своих коллег. Конституция предоставляет работникам равные права, а работодатель должен обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст.22 Трудового кодекса РФ). Однако новая система оплаты не учитывает это правило. Из-за существующей в театре системы оплаты труда в труппу не хотят идти работать молодые артисты. Так, в первый год работы, им предлагается заработная плата в размере 15000 руб. Кроме того, существующая система оплаты труда парализует и разрушает систему преемственности и наставничества в коллективе: опытные актеры отказываются показывать партии (порядок движений) молодым артистам, поскольку заинтересованы в том, чтобы танцевать эти партии самостоятельно, получая за это дополнительные начисления. Также система оплаты труда используется для "запугивания" артистов, таким образом, являясь "рычагом манипулирования". Как только начинается справедливое возмущение действиями руководства, артисты тут же теряют возможность выходить на сцену, а также лишаются перспективы отправиться на гастроли. Дополнительной "неприятностью", связанной с системой оплаты труда, является тот факт, что в репертуаре театра уже давно наблюдается тенденция снижения количества балетных спектаклей. Вот некоторые данные по количеству спектаклей за сезон: "Жизель" - 13 спектаклей; "Лебединое озеро" - 9; "Спящая красавица" - 6; "Сильфида" - 6; "Дон-Кихот" - 5; "Баядерка" - 5; "Раймонда" - 2. Многоактных спектаклей в течение месяца проходит немного, в основном это спектакли "малой формы", где заняты 15-20 человек. При подобной организации занятости балетной труппы, которая составляет более 100 человек, невовлеченные в такие постановки артисты фактически лишены как творчества, так и достойного вознаграждения, к установлению которого и был призван учрежденный Президентом РФ грант. И, наконец, новая система оплаты труда позволяет руководству бесконтрольно использовать средства гранта, включая и его возможное нецелевое использование.

5. Чрезмерные нагрузки повлекли за собой увеличение количества травм, поскольку новая система оплаты труда стимулирует "количество", а не "качество". При этом имеет место методичное "запугивание" артистов тем, что уйдя на больничный, оформив несчастный случай на производстве, они потеряют весь свой заработок.

6. Рассмотренная выше ситуация привела к "текучести кадров". За последнее время прославленную труппу покинули многие артисты, причем это не только неизвестные артисты кордебалета, но и звезды с мировым именем, среди которых можно назвать в том числе: Лобухина М.Ю., Сарафанова Л.Д., Образцову Е.В. Теперь многие из бывших артистов и солистов театра прославляют сцены европейских и американских театров. Многих из них руководство балетной труппы "не видело" в репертуаре Мариинки. Подобная ситуация недопустима!

В качестве причин подобной ситуации, кроме финансовой составляющей, следует также назвать планирование занятости труппы, а также неуважительное обращение с артистами (особенно это относится к помощнику заведующего балетной труппой г-же Бессарабовой Т.В.). Жалобы на ее неуважительное обращение, систематическое унижение достоинства артистов неоднократно поступали администрации, а также лично маэстро Гергиеву В.А. не только от артистов, но и от педагогов-репетиторов. По необъяснимым причинам ситуация не изменилась. Занятость труппы крайне неравномерна: одни танцуют все, другие - ничего. Многие артисты, хотя постоянно и находятся в зале и повышают свою квалификацию, "не нравятся начальству", поэтому редко выходят на сцену. Последнее имеет два негативных последствия: во-первых, это серьезно сказывается на заработной плате (п.п. 4, 5 настоящего письма), во-вторых, теряется "чувство сцены", уверенность в собственных силах и завтрашнем дне. Также, например, помощник заведующего балетной труппой г-жа БессарабоваТ.В., занимает в спектаклях "своих" артистов, - тех, кто ей нравится. В этой связи в спектаклях заняты одни и те же артисты, другие лишены возможности работать, притом что театр должен предоставить каждому артисту, работающему на трудовом договоре, работу, обусловленную трудовым договором (ст.21 Трудового кодекса РФ).

Сложившаяся сегодня в театре позиция указывает на необходимость изменения политики руководства, а также схемы работы администрации. Маэстро Гергиев В.А. отсутствует в театре более 9 месяцев в году, в связи с чем фактически руководство театром осуществляют его заместители. На личной встрече маэстро сообщил: "...что они за его спиной воруют деньги и вообще весь административный аппарат нужно менять. Огромный театр талантливых артистов, а руководить ими некому". Как могут артисты работать в подобной обстановке?

Мариинский балет всегда был не только "визитной карточкой" театра, но и всей России в целом. Несмотря на это, атмосфера в театре способствует падению профессионального мастерства артистов и, как следствие, снижению мировой значимости Мариинского балета.

Просим оказать содействие в изменении сложившейся в театре ситуации, выступить посредником между коллективом балета и администрацией с целью возвращения артистам балета творческой атмосферы, возможности достойной работы на сцене великого театра.

В качестве первоочередных считаем необходимыми следующие меры:

Принять правила внутреннего трудового распорядка театра (в качестве "шаблона" возможно использование правил, утвержденных Государственным академическим Большим театром России);

Изменить существующую системы оплаты труда. Необходимо сделать ее "прозрачной", обязанность учета количества "выходов на сцену" возложить на квалифицированного бухгалтерского работника. Следует установить фиксированный размер выплачиваемого гранта в размере не менее 15 000 руб. в месяц, а в части превышения указанной суммы следует использовать существующую сдельную оплату за каждый "выход на сцену" (возможно использование положительного опыта Государственного академического Большого театра России) (летом 2012 г. на профсоюзном собрании предложение поддержали 79 артистов из 117);

Создать в цехе балета творческую коллегию для распределения ролей (летом 2012 г. на профсоюзном собрании предложение поддержали 75 артистов из 117);

Подобрать и назначить главного балетмейстера, художественного руководителя, директора балета и их заместителей.

В этой связи в рамках полномочий, предоставленных министерству, просим провести проверку финансово-хозяйственной деятельности театра, а также соответствующие контрольные мероприятия, в случае нарушения трудового законодательства привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности по результатам проверки (п.п. 5.22, 6.8., 10.12 Положения о министерстве культуры РФ, ст.195 Трудового кодекса РФ).

Профбюро цеха балета ФГБУК "Государственный академический Мариинский театр": Павленко Д.В., Коньков В.А., Пыхачов Д.Н., Загребина И.П.".

В связи с открытым письмом пресс-служба Мариинского театра распространила следующий комментарий:

"По материалам, изложенным в письме, заявляем следующее. Прежде всего, это письмо не отражает позицию всей балетной труппы Мариинского театра и даже ее большинства (сейчас в балетной труппе театра 299 человек, из них в профсоюзе - 145). Ни само письмо, ни необходимость его публикации, ни отправка министру культуры РФ не обсуждались на собрании первичной профсоюзной организации балета, на общем профсоюзном собрании или на собрании балетной труппы. Никто не знал о намерениях трёх из четырёх членов профбюро первичной профсоюзной организации балета. Таким образом, это письмо нельзя считать письмом от всей первичной профсоюзной организации цеха балета Мариинского театра. Более того, И.П. Загребина, член профбюро первичной профсоюзной организации цеха балета, имя которой указано под открытым письмом, не участвовала в написании письма и не подписывала его.

Тем не менее, администрация театра в лице заместителя художественного руководителя-директора театра и руководителей подразделений, несущих ответственность за соблюдение норм Трудового законодательства, считает необходимым прокомментировать основные позиции, изложенные в письме.

1. В тексте письма утверждается, что "в театре нет действующих правил внутреннего трудового распорядка. Существующие правила внутреннего трудового распорядка театра 1977 г. не могут рассматриваться в качестве действующих".

Театр не нарушает Трудового законодательства Российской Федерации. Мы работаем по правилам внутреннего распорядка, утвержденным в 1986 году, этих правил никто не отменял. Изменения в законодательстве с этого периода закреплены в настоящее время локальными актами, например, такими как: "Положение об оплате труда работников Мариинского театра", "Положение о выплате суточных при командировках работников театра на территории РФ и за рубежом", "Положение о компенсационных выплатах за работу в ночное время и за сверхурочные работы" (размеры этих выплат в театре выше, чем установленные). Принято и работает "Положение о добровольном медицинском страховании". Функционирует постоянно действующая комиссия по трудовым спорам.

По утверждению о том, что "график отпусков ежегодно не утверждается, о времени начала отпуска работники не уведомляются под подпись в соответствии со ст. 123 ТК РФ; не обеспечивается точный учет сверхурочной работы на каждого работника", "вызывает сомнение проведение аттестации рабочих мест": Приказ о коллективном отпуске в сезоне 2011/ 2012 гг. (№ 151) вышел 3 апреля 2012 года за три с половиной месяца до начала отпуска, был вывешен на общетеатральном стенде объявлений, а приказы об отпуске работников всех структурных подразделений театра вывешиваются в каждом цехе, в т.ч. в балете. Аттестация рабочих мест в театре проводится с 2010 г., только в 2012 г. было аттестовано 100 рабочих мест, в том числе 9 рабочих мест балетной труппы. К проведению аттестации привлекаются только аккредитованные и имеющие лицензию на этот вид деятельности организации.

3. По поводу утверждения, что "артисткам балета отказывают в выплате пособий по беременности и родам в полном объеме, мотивируя тем, что "декретный отпуск не оплачивается" при том, что, например, ФЗ от 29.12.2006 г. № 55-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" указывает на то, что размер пособия по беременности и родам составляет 100% среднего заработка (к которому относится и грант как стимулирующая часть заработной платы)":Выплата пособий по беременности и родам в театре производится в соответствии с существующим законодательством (Федеральный закон № 343-ФЗ от 08.12.2010 г. в редакции от 25.02.2011 г.) в полном объеме. И, что важно подчеркнуть, в связи с особенностями работы в балете артистки этого цеха имеют в театре дополнительные льготы. Так, при постановке на учет в мед. учреждении на раннем сроке беременности артистки на основании их просьб освобождаются от участия в спектаклях и репетициях. За ними сохраняется должностной оклад (от 11.000 до 20.000 рублей) и доплата от театра в размере 10.000 - 15.000 рублей в месяц на весь период до получения пособия по беременности и родам, то есть, где-то в течение 3,5 - 4 месяцев. Пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% от среднего заработка (сумма гранта входит в средний заработок для выплат пособия в полном объеме) за последние 24 месяца за каждый календарный день больничного листа (минимально 140 календарных дней). Ограничения по выплатам установлены законом - не более 1.202 рублей 74 коп. за каждый календарный день.

4. По выплате гранта и базовым ставкам оценки партий: Грант установлен с 2003 г. в соответствии с приказом МК РФ в соответствии с "Положением о порядке выплаты грантов Большому и Мариинскому театрам". В дальнейшем это положение было отменено. Каждый театр разрабатывал свое Положение. С 1 ноября 2009 г. в театре было разработано специальное положение о гранте для артистов балета. Эта работа проводилась еще предыдущим заведующим балетной труппой М.Х. Вазиевым, продолжил её нынешний руководитель - Ю.В. Фатеев. Система постоянно проверялась, корректировалась в соответствии с репертуаром, гастрольными графиками, обсуждалась и с труппой, и с педагогами-репетиторами, которые как никто понимают и специфику работы труппы, и в состоянии объективно и профессионально высказать свое мнение по возможностям, занятости, качеству работы артистов. Выплаты по гранту производятся в зависимости от занятости артистов в спектаклях, сложности исполняемых партий. Все партии расцениваются в зависимости от степени сложности. Общий размер гранта выплачивается ежемесячно на основании Приказа по театру. Персональные сведения представляет управление балета после обсуждения с корпусом педагогов-репетиторов.

В письме утверждается, что документ о базовых ставках утратил силу в 2011 году. Это неверно. Приказом № 70-к от 30.01.2012 г. действие Приложений о базовых ставках оценки партий и расценок за репетиции при отсутствии занятости в текущем репертуаре было продлено на 2012 год. Разъяснение и обсуждение в коллективе формы оплаты труда проводилось неоднократно. В частности, в 2012 году - начиная с марта, несколько раз при участии балетной труппы, администрации подразделения, начальника планово-финансового отдела и юристов театра. Затем в июле 2012 г. репетиторам предложили пересмотреть размеры выплат по партиям. После совещания ставки остались прежними. Руководством балета в конце сезона было предложено анонимное голосование об отмене данного положения и выплате гранта в постоянном размере с минимальным учетом исполненных партий. Из всей труппы проголосовало менее 10 человек. Голосование продолжается до сих пор и будет закончено по возвращении труппы с гастролей. Само Положение и информация о размерах ставок доступны для ознакомления.

5. Касательно утверждения, что такая система оплаты труда является "рычагом манипулирования" и что "как только начинается справедливое возмущение действиями руководства, артисты тут же теряют возможность выходить на сцену, а также лишаются перспективы отправиться на гастроли", заявляем: вопросы загруженности артистов и их участия в гастролях всегда и обязательно обсуждаются с педагогами-репетиторами и никогда не решаются единолично руководителем балетной труппы.

6. Не соответствует действительности утверждение, что "чрезмерные нагрузки повлекли за собой увеличение количества травм, поскольку новая система оплаты труда стимулирует "количество", а не "качество". При этом имеет место методичное "запугивание" артистов тем, что уйдя на больничный, оформив несчастный случай на производстве, они потеряют весь свой заработок". Оплата больничных листов в связи с полученными травмами по закону оплачивается в размере 100% среднего заработка за весь период больничного без ограничения в размере 1 202 рубля 74 коп. за каждый календарный день на весь период болезни и без ограничения по срокам. Оплата соблюдается театром безоговорочно.

7. По поводу того, что "количество балетных спектаклей неуклонно снижается" и что "многоактных спектаклей проходит немного, в основном следуют постановки "малой формы"": голословность этого заявления опровергает простой взгляд на репертуар театра и статистика. Только за период с начала сезона 2012/2013 (с 18 сентября 2012 года) было показано 35 балетных спектаклей, 24 из них в Мариинском театре (в том числе, 22 спектакля "большой формы") и 11 - на сцене Концертного зала. Кроме того, балет был занят еще в 21 оперном спектакле. Следует учесть и то, что балетная труппа театра находится на гастролях с 30 сентября по 3 декабря, и при этом даёт на родной сцене полноценные балетные спектакли. За аналогичный период прошлого сезона в Мариинском театре было дано 29 балетных спектаклей.

8. Авторы письма пишут о текучке кадров и о том, что из Мариинского театра уходят звёзды и артисты кордебалета. В коллективе балета на протяжении многих лет цифра приема и увольнения остается стабильной, это совершенно естественное движение кадров. Действительно из театра перешли в другие коллективы солисты: Михаил Лобухин (2010 год) - в Большой театр, Леонид Сарафанов (2010 год) - в Михайловский театр, Евгения Образцова (2011 год) - в Большой театр. В таком движении из одной труппы в другую нет ничего катастрофичного, это нормальный и естественный процесс. За последние годы (с 2009 года) в труппу было принято 64 человека. Сейчас в труппе театра есть иностранные артисты, изъявившие желание работать в балетном коллективе Мариинского театра, это: американка Кинан Кампа, англичанин Ксандр Париш и корейский танцовщик Ким Кимин. Важно отметить, что с начала сезона осуществлено 70 вводов в спектакли как молодых артистов, так и мастеров. Что же касается молодежи, то балетная администрация уделяет особое внимание будущим кадрам. С этой целью на спонсорские деньги установлена специальная стипендия для лучших учеников Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. В прошлом году стипендию получали 15 человек, в этом - 10. Администрация театра, как и прежде, готова обсуждать с коллективом балета любые проблемы и совместно искать пути их решения.