Тема банкротства государств Средней Азии - становится одной из самых актуальных и обсуждаемых в регионе. Она может касаться самых разных тенденций, явлений и событий, происходящих на этой беспокойной территории. Но суть ее заключается в одном - идет ли речь о бюджетных дырах Киргизии и Таджикистана, проблемах с дееспособностью государственных органов Казахстана или политической преемственности Узбекистана, - везде ощущается нехватка государственности. Да, скажем, богатый Казахстан разительно может отличаться по многим параметрам от своих более бедных соседей. Но стоит выехать за пределы центральных городов - и выясняется, что вокруг Алма-Аты и Астаны неумолимо простирается Киргизия. Да и Узбекистан, единственное, пожалуй, государство по уровню системности принимаемых решений - чем он отличается от соседей на уровне Ферганской долины?

В ответ можно заметить, что явления эти характерны только для депрессивных областей и что к уровню государственности надо подходить с аршином усредненных индексов. Однако как замерить грядущее политическое банкротство? То банкротство, которые уже пережили Таджикистан и Киргизия - крах полный и бесповоротный, банкротство власти. Ведь совсем неважно, когда именно рухнула власть - в 1992, 2005 или позже? Важно, что системный кризис, связанный с отсутствием политической альтернативы, развивается в пределах жизни одного поколения. А это значит, что сама система, выстроенная по таким лекалам, безжизненна и обречена. И в этом контексте - год, два или пять - перестают иметь значение: Астана и Ташкент в этой парадигме будут двигаться за Душанбе и Бишкеком.

Киргизия

Возвращение Киргизии к самому началу, в первую половину 90-х годов прошлого века, снова и снова характеризуется полным провалом государственного управления. Как и после развала Союза, для страны характерна полная социальная и правовая дезориентация и уход в региональный бандитизм. Таковы печальные последствия деградации власти и государства - и соседям по региону следовало бы внимательнее изучить опыт перманентного киргизского кризиса.

Киргизские СМИ продолжают обсуждение того, как страна попала в долговую яму. По мнению "МК Азия", главная причина случившегося заключается в том, что Киргизия живет не по средствам.

"Тратим мы больше, чем зарабатываем. Внушительную часть бюджета составляют гранты и "подарки" из-за рубежа. На самом деле наша республика давно стала банкротом", - утверждает "МК Азия".

По мнению автора, рекордный бюджетный дефицит в 21 млрд. сомов (1 руб = 1,5 сомам - прим. ИА REGNUM) и последующая новость о секвестре бюджета не произвели на киргизских парламентариев особенного впечатления. "Прозвучала пара-тройка заявлений типа "бюджет сокращать нельзя, так как это может привести к социальному взрыву", и в пику им - слова, что многие государства "живут в долг, с бюджетным дефицитом", но ничего страшного там не происходит. На этом народные избранники и успокоились... Никто из них не понял, что Киргизия - республика-банкрот, которую нельзя ставить в один ряд с другими странами. Вся беда в том, что наполняемость нашей казны во многом зависит от иностранных государств, международных организаций и банков. <...>

Если прикинуть, в какую сумму обошлись все гранты и презенты (выделенные за последние два месяца - прим. ИА REGNUM), выйдет около 3 млрд. сомов. То есть именно столько, сколько, по уверению Минфина, не хватает для борьбы с бюджетным дефицитом. Подсчитайте-ка, сколько наберется за целый год...

Таким образом, реальный дефицит бюджета - с учетом тех денег, которые могли быть потрачены из казны на ремонт электросетей и гидроэлектростанции, снабжение автотранспортом пограничников и наркборцов - исчислялся бы миллиардами... только уже не сомов, а условных единиц. Страшно представить, что будет, если нам перестанут давать гранты и льготные кредиты, перестанут дарить автомобили военным и ремонтировать трансформаторы в горных селах... Страна просто умрет во тьме и хаосе, ибо живет она на подаяния. Миллионные, но все-таки подаяния. И не делает ничего, чтобы изменить ситуацию". ("МК-Азия")

Газета "Дело №" рассказала читателям лишь об одной из схем хищения бюджетных средств.

"То, что Кумтор давно стал одной из основных козырных карт в колоде киргизской оппозиции, ни для кого не секрет. В Бишкеке под лозунги о национализации на площади выводятся толпы людей... Депутаты с трибун парламента подогревают общественность всё новыми и новыми заявлениями. <...> почему-то никому не приходит на ум сообщить о том, сколько разворовывается денег, отчисляемых "Кумтором" нашей стране. Где и как расходуются миллионы долларов, выделяемых инвесторами по многочисленным социальным и спонсорским программам.

"Все налоговые и обязательные отчисления по проекту "Кумтор" за 12 месяцев 2011 года, выплаченные на территории Киргизии, составили 173 миллиона 763 тысячи долларов США, или в сомовом эквиваленте 8 миллиардов 77 миллионов 308 тысяч". Из них, по данным издания, в Фонд развития Иссык-Кульской области компания перечислила $10, 79 млн.

"Официально средства из фонда должны идти на развитие социальной сферы области: строительство и ремонт больниц, детских садов, школ. О том, куда они расходуются на самом деле, рассказал бывший депутат Кубанычбек Исабеков.

По словам бывшего вице-спикера республиканского парламента, сумма нецелевого использования средств в этом фонде составила 300 млн. сомов. "Тратили на покупку машин, на ремонт здания, командировки, в Чолпон-Ате принимали гостей на 600 тысяч сомов... И так далее, всё в таком духе, - поделился с журналистами Исабеков. - Знаю, - сказал он, - что дело передали в следственное управление Генеральной прокуратуры. Возбудили ли уголовное дело, неизвестно". Парадоксально, но факт: за всё время существования ни одного отчёта о деятельности фонда не представлено общественности. Не слышно и о проверках фонда". ("Дело№")

На фоне нарастающего кризиса на страницах местных СМИ продолжаются ожесточенные дискуссии. Авторы спорят о месте республики в мире, о том, каким путем должна идти страна, о том, как обрести уважение и начать гордиться за свою страну.

Профессор и экс-спикер киргизского парламента Зайнидин Курманов в интервью еженедельнику "Общественный Рейтинг" сообщил - "мы должны быть очень разборчивы, ибо современный путь развития пришел к нам извне и без достаточного философского осмысления, что и приводит нашу страну к периодическим потрясениям и кризисам. Представьте себе: за 20 лет у нас было две революции, 9 раз меняли Конституцию, 4 раза - президента, 24 раза - правительство, поменяли 6 созывов парламента, из которых три распущены досрочно, поменяли 15 министров иностранных дел, 15 министров внутренних дел, приняли тысячи концепций и стратегий и т.д. А успехов в экономике нет. Нет потому, что очень высок уровень политической нестабильности. Следовательно, к нам не придут инвестиции (они все время в пути, никак доехать не могут). В таких условиях трудно вести дела, строить долгосрочные планы. Помножьте все это еще и на нашу беспечность и безалаберность".

Участники организованного "Вечерним Бишкеком" круглого стола также остановились на обсуждении вечных вопросов "что делать?" и "кто виноват?" Профессор Киргизского Технологического Университета "Манас" Алмазбек Акматалиев отметил, - "Давайте возьмем акаевский и бакиевский периоды. За 20 лет сколько правительств сменилось! Сейчас 24-й премьер-министр по счету. Это означает, что в среднем даже при сильной президентской власти раз в год менялся состав кабинета министров. Тогда о чем мы говорим? Ничего страшного в смене правительств нет, к этому надо привыкать. Почему мы говорим, что нас кто-то завоюет? Ведь понимаем, что живем в таком мире, где, во-первых, никому это не нужно. Мы находимся в системе мировых отношений, являемся членами ООН, ОДКБ, ШОС. Но мы можем потерять государственность, когда только де-юре будем считаться государством, а де- факто, если законы не исполняются, народ не уважает правительство, а правительству, извините, на народ наплевать, то не будем государством. Когда система власти не работает, это и есть потеря государственности. Меня больше всего волнует, что мы именно по этому пути идем. Нас никто не завоюет, но мы внутри себя просто-напросто как государство убьем"

Словно в ответ на слова о несовершенстве кадровой системы, в "Вечерке" вышла статья преподавателя Республиканской детской инженерно-технической академии "Алтын туйун" Айымбека Садыбакасова, описывающая явление, присущее большинству среднеазиатских республик. К слову, это еще одна мина замедленного действия, заложенная под основы суверенитетов Средней Азии.

"Ради своей страны мы, "титульные", должны щедро поделиться большими и малыми госпостами с нашими согражданами-некиргизами" - предлагает автор материала.

"За годы суверенитета мы, киргизы, не оправдали выпавшую нам роль титульной нации. Мы не создали удобную для людей страну. Хотя в наследство от незабвенного СССР получили и науку, и образование, и агропромышленную инфраструктуру. У нас не было никаких "объективных трудностей переходного периода". Нам все это время помогали и Восток, и Запад, подбрасывая и льготные кредиты, и инвестиции, и гранты. Помогали и дармовым оборудованием, и людьми, и умными советами. (...) Ради своей страны мы, "титульные", должны щедро поделиться большими и малыми госпостами с нашими согражданами-некиргизами. Это и есть наш судьбоносный шанс проявить и благоразумие, и пресловутую восточную мудрость. Настало время, когда мы, киргизы, должны научиться довольствоваться вторыми-третьими ролями. Не такие уж мы незаменимые, чтобы быть всегда первыми. Из-за наших бай-манапско-ханских замашек страдают простые люди. В том числе миллионы киргизов, особенно в айылах, где сильно развито чинопочитание, делающее из начальников богов. (...) Киргизии как воздух нужна новая кадровая политика, а не набившие оскомину пустопорожние разговоры о "многонациональности республики". Требуется в невиданных ранее масштабах привлекать представителей десятков национальностей к управлению страной на всех уровнях. Начиная от министерских, губернаторских, акимских, мэрских должностей и заканчивая руководителями различных социально-экономических объектов. Как можно больше некиргизов надо задействовать и на руководящих, и на рядовых должностях в таможенных, налоговых и правоохранительных органах, везде и всюду, и в городе, и на селе, и в Чуйской области, и во всех уголках республики. Причем доля всех госпостов (от самых крупных и до комендантов общаг и завскладами), занимаемых некиргизами, должна быть не менее 45 - 55 процентов (чем больше, тем лучше)". ("Вечерний Бишкек")

Казахстан

Социально-экономическое банкротство республики пока не столь очевидно, особенно на фоне соседей, разбирающихся, по сути, на обломках государственности. Однако и здесь разговор о катастрофическом положении регионов должен быть обстоятельным, поскольку диагностировать проблемы уже нет надобности: за исследователей все сделали религиозные экстремисты, заполонившие республику. И что важно, издания, которые взяли на себя труд глубоко погрузиться в социально-экономический контекст страны, уже открыто говорят о кризисе государственных институтов, не могущих уже обеспечить элементарное функционирование. Тем же самые признаки диагностируют издания, просто погруженные в контекст политической борьбы.

"Эксперт Казахстан", не мудрствуя лукаво, сразу определяет проблемы республики, не сформировавшей за прошедшее время действительно работающих органов государственной власти. По мнению издания, общество ответило на недееспособность государства экстремизмом.

"Идеология террора пришла в Казахстан не случайно. Потому что там, где нет устоявшихся политических и социальных институтов, где общество живет своей жизнью, а власть - своей, появляется благодатная почва для террора, который можно выдать как за ответ на нравственные мучения истинных мусульман, так и за борьбу с богатыми и погрязшими в пороке людьми. Главное - что сама власть создает предпосылки для исламизации. По данным Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), в стране насчитывается 2369 официально зарегистрированных мечетей. Независимые аналитики отмечают, что только 70 мечетей по стране не входят в юрисдикцию ДУМК. Ислам является ведущим религиозным институтом Казахстана, мусульмане составляют свыше 70% населения страны. Титульная нация - казахи - это мусульмане суннитского вероисповедания ханафитского мазхаба. Саид Байбурин, исламский теолог и миссионер, преподаватель университета иностранных языков и деловой карьеры в Алматы, отметил в интервью нашему изданию, что религиозный экстремизм давно был в Казахстане в тлеющем состоянии. Сегодня же очевидно, что он окреп, а заигрывание властей с обществом, постепенная утрата людьми веры в социальную ответственность государства и в справедливость порождают отчужденность, которая в умелых руках фанатиков становится мощным политическим и идеологическим инструментом. (...) По его словам, ошибка государства заключалась в том, что к этому региону не относились серьезно. Не давали муфтияту поручения вести проповедническую и просветительскую деятельность. Но даже если бы захотели, на тот момент вряд ли они смогли бы осуществить такую миссию, так как тогда не было квалифицированных кадров. Все присланные имамы в западном регионе представлялись в глазах экстремистской молодежи "засланными казачками", да и сегодня ситуация не особо изменилась. Власть пока реагирует на террор методом закручивания гаек, но предложить другую, взвешенную концепцию противодействия экстремизму не может. Досым Сатпаев, политолог, директор Группы оценки рисков, комментируя эту проблему, отмечает, что сегодня ни власть, ни общество до конца не осознают реальность террористической угрозы. "Большинство казахстанцев узнали об угрозе терроризма для нашей страны лишь недавно. До сих пор многие недооценивают ее и не принимают как риск лично для себя - тем более что некоторые так называемые аналитики убеждают всех, что нынешняя казахстанская версия терроризма серьезную опасность для мирных людей не представляет, так как направлена в основном против силовиков".

Тему подхватывает Гульжан.ORG, портал, находящийся в самом сердце политической борьбы - и работающий по этой причине в основном, с оперативной информацией различной номенклатуры. Если основываться на данных портала, то схватка чиновников, или неспособность поставить государственные интересы выше клановых - это несущий элемент политического банкротства государства.

"В настоящий момент, согласно решению Совбеза, функции по борьбе с терроризмом и экстремизмом переданы от Комитета национальной безопасности и разделены фактически между всеми силовыми структурами. Так, при Генеральной прокуратуре создан свой координационный совет по борьбе с религиозным экстремизмом, аналогичная структура имеется и в КНБ. Это так называемый антитеррористический центр (АТЦ) во главе с акимом (мэром - ИА REGNUM) Алматы [Ахметжаном] Есимовым, есть такие же рабочие группы при финполиции и ДВД. Как сообщил нам источник, все вышеуказанные структуры, призванные бороться с радикальными течениями, разрозненны. Более того, они враждебно настроены друг к другу. Отсюда и проблемы. "Если случаются в стране какие-либо события, связанные с религиозным экстремизмом, то обычно все сваливают на бездействие КНБ, который, в свою очередь, указывает на ДВД, а те жалуются на сотрудников финполиции. Крайними во всей этой истории остается Духовное управление мусульман Казахстана, которое не хочет, а может быть, и не может проводить четкую идеологическую работу среди населения, особенно среди сельской маргинальной молодежи, более подверженной из-за безработицы к радикальным настроениям", - отметил собеседник. (...) За некоторыми религиозными сектами стоят высокопоставленные чиновники из Акорды, которые не только лояльно относятся к экстремистской деятельности этих организаций, но и всячески содействуют им. По понятным причинам мы пока называть эти фамилии не будем, но они имеются в распоряжении редакции. Отметим лишь, что только в Алматы существует три так называемых благотворительных центра по оказанию помощи салафитам. Один из них находится при посольстве одной из арабских стран, исповедующий радикальный ханбализм. "И власти Казахстана прекрасно об этом осведомлены, но ничего поделать не могут", - заключил наш собеседник".

Некоторый оптимизм внушает разработка фонда "Самрук Казына", о которой на страницах "Мегаполиса" рассказывает управляющий директор фонда Дархан Калетаев - по его данным, структура разработала методологию определения потенциальных конфликтных зон республики. Однако как будет использоваться этот инструмент и кто будет делать заключения из исследований фонда, из интервью осталось неясным.

"Для нас здесь важно понимать, что современного человека беспокоит не только доход семьи, занятость или другие традиционные социальные вопросы. К протестам подталкивает общая несправедливость, некомфортность среды обитания в целом. Это может быть и неудовлетворительная работа правоохранительных органов, когда люди видят, что мафия, коррупция, бандитизм процветают. И этому нет должного противодействия. Это может быть несовершенство системы образования, проблемы в межрелигиозной, межэтнической сфере, плохие дороги, недостаточное внимание государства к вопросам экологии и многое другое. Карта социальных рисков и контролей как раз математически настроена на то, чтобы сигнализировать о наличии потенциальной напряжённости в тех или иных сферах жизни человека. Для Фонда "Самрук-Казына" - это инструмент, позволяющий правильно строить работу своих предприятий. Для государства же это инструмент контроля и упреждения процессов социальной дестабилизации, механизм, позволяющий видеть и понимать в комплексе все те социально-политические факторы, которые могут стать предпосылкой дестабилизации".

Занятные цифры, характеризующие отношения государства и общества, представляет портал "Русское единство", опубликовавший цифры работы Госпрограммы по переселению соотечественников. Выясняется, что за годы работы - из Казахстана уехали не менее 32 тысяч человек - это первый результат в итоговых цифрах.

"Картина распределения переселенцев по странам выезда за время действия программы практически не изменилась. 32% соотечественников прибыли в Россию из Казахстана, 20% - Узбекистана, 10% - Молдавии, 9,7% - Украины, 8% - Киргизии, 7,2% - Армении и 4% - Таджикистана. Лидерство по числу переселенцев стабильно удерживает Центральная Азия, на долю которой приходится почти две трети переселенцев. Так, Казахстан более чем в три раза опережает по этому показателю Украину, притом что численность русских на Украине как минимум в два раза выше. Более того, социально-экономическая ситуация в Казахстане сегодня стабильнее, а уровень жизни населения выше, чем на Украине, и практически соответствует параметрам в России. Другой показательный пример - Узбекистан. По численности русского населения он уступает Казахстану не менее чем в 4 раза, но при этом занимает второе место по числу уезжающих в Россию переселенцев. Главной причиной роста эмиграции из Центральной Азии является нарастание там кризисных тенденций, связанных отнюдь не только с экономикой. В Казахстане, который дает треть всех переселенцев, экономическая ситуация немногим отличается от России. Одной из ключевых причин отъезда русского и русскоязычного населения в последние годы стало ухудшение ситуации вокруг русского языка и нарастанием внутриполитической нестабильности, включая обострение межэтнических отношений". Справедливости ради отметим, что цифры оттока не слишком велики в доле славянского населения республики, насчитывающего около 4,1 млн. человек. Однако, согласно опубликованным данным, динамика переселения увеличивается.

Таджикистан

Страна озабочена теми же проблемами, что и Киргизия - изданиям не дает покоя бюджетная дыра, возникновение которой связывается с недееспособностью государственных органов, которые дублируют полномочия друг друга. Собственно, этот характерный для Средней Азии номенклатурный недуг мог бы стать незаметным, как скажем, в Казахстане - однако бюджетные трудности не позволяют закрыть глаза на проблему.

Газета "Азия Плюс" выставляет материалом номера статью об аппарате, который за последние шесть лет в Таджикистане вырос в пять раз. Впрочем, издание пока не приходит к очевидному выводу: дублирование полномочий на деле означает начало паралича всей системы.

"Во время обсуждения бюджета следующего года лидер Компартии Шоди Шабдолов недоумевал по поводу размера средств, выделенных на содержание госаппарата управления, который за последние 6 лет увеличился в 5 раз! Он предложил сократить чиновничий аппарат в разы, а за счет сэкономленных денег увеличить зарплату другим чиновникам... Следует отметить, что Шабдолов уже не первый год говорит о неоправданном объеме управленческого штата, полномочия которого на разных уровнях дублируются. В частности, глава Компартии отмечал, что в такой большой и развитой стране как Япония существует всего лишь 11 министерств, в то время как в Таджикистане их 14, но эффекта в развитии от их работы практически не видно.

- Например, если сравнивать нынешний объем производства с советским периодом, здесь мы даже в сельскохозяйственной сфере достигли лишь 80% от уровня 90-го года, в то время как количество управленцев по сравнению с тем периодом выросло в несколько раз. Нужно сокращать аппарат управления, иначе это может довести до кризиса, какой уже произошел в некоторых странах мира. Громоздкая структура управления, которая плохо решает вопросы, лежит тяжелым грузом на государственном бюджете. Наша чиновничья пирамида гораздо тяжелее пирамида Хеопса. И ни одна экономическая структура не выдержит эту глыбу, - почти год назад говорил в интервью Шабдолов".

Другая сторона таджикской государственности - полное отсутствие социальной работы: жертвами этого упущения становятся женщины. По стране, рассказывает "Фергана", прокатилась волна самоубийств, и очень большую долю среди наложивших на себя руки граждан страны - составляют именно представительницы слабого пола. Такова обратная сторона государства, экспортирующего в соседние страны дешевую рабочую силу.

"В отсутствии мужского населения большая часть проблем взваливается на женские плечи, женщины становятся во главе семьи и решают все ее насущные проблемы: работают на полях, смотрят за хозяйством, растят детей, укладываются в бюджет, даже если мужья вовремя не отправляют деньги. Это - тяжелое бремя таджикских женщин. Многие из этих женщин имеют среднее образование, кто-то работает в государственных учреждениях, больницах, школах, многие работают на хлопковых полях, на фермах, заняты тяжелым физическим трудом. Низкий уровень образования девочек и женщин - еще одна головная боль, во время гражданской войны, да и после нее родители не позволяли девочкам продолжать образование, беспокоясь за безопасность своих дочерей: тогда много девочек и женщин подверглось насилию, пыткам и словесным оскорблениям. С каждым днем миграция мужского населения увеличивается, а также увеличивается нагрузка на оставшихся женщин. Отъезд мужчин серьезно осложняет отношения между супругами, что приводит к стрессу, в основном у женщин, а то и к распаду семей. Возникающее эмоциональное отчуждение, большое расстояние между супругами, тяжелая экономическая ситуация, в которой оказывается семья, и измены - все это становится основанием для разводов. Многие трудовые мигранты, прибыв в Россию, видят более современный образ жизни. Они прикасаются к новой жизни, приобретают опыт общения с российскими женщинами, - и часто предпочитают не возвращаться домой, оставшись в России. Конечно же, среди них есть и те, кто возвращается в свою семью. Таджикские женщины, брошенные на произвол судьбы и взвалившие на свои хрупкие плечи все проблемы семьи и общества, остаются не услышанными. К сожалению, традиционное отношение общества к таким женщинам делает из них людей зависимых: их интересы игнорируются, такие женщины не имеют права голоса в семье, особенно в семье своего мужа, и остаются наедине со своими проблемами. Они не могут изменить свою жизнь в лучшую сторону, так как ничего не решают; они не смеют вернуться в дом своих родителей или потребовать внимания к себе, - и от отчаяния и безысходности выбирают неправильный и жестокий путь - самоубийство".

Узбекистан

Ташкент на минувшей неделе опубликовал очередной важный документ: Инвестиционную программу страны на 2013 год. Согласно документу, Узбекистан сконцентрируется на инфраструктурных проектах - объектах энергетики и дорогах. Портал "Мезон" опубликовал основные параметры программы.

"Программа будет сфокусирована на совершенствовании процесса модернизации, включая техническое перевооружение объектов промышленности и бизнеса, дабы обеспечить опережающее развитие промышленного потенциала республики.

Расширение финансовой поддержки перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей экономики обеспечит рост экспортного потенциала. А привлечение инвестиций в аграрный сектор призвано ускорить социальное развитие сельской местности.

Совершенствование транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры вкупе с реализацией государственных целевых программ в области материально-технического обеспечения позволит использовать мировые технологические достижения для реализации потенциала устойчивого развития экономики Узбекистана. Значительная часть средств направляется на решение задач общественного развития, включая строительство и реконструкцию объектов системы здравоохранения, улучшение жилищно-коммунального обслуживания населения и развитие инфраструктуры".