На территории Уральского и Приволжского федеральных округов происходит слияние различных исламистских организаций в единый союз. К такому мнению пришли исламоведы на всероссийской научно-практической конференции "Духовные аспекты национальной безопасности России: перспективные направления совершенствования государственной политики и социального партнерства органов исполнительной власти с религиозными объединениями традиционных конфессий", проходившей в Челябинске.

Глава аппарата ЦДУМ России, муфтий Мухаммад Таджуддин в своем докладе заявил, что религиозные радикалы сознательно "создают параллельные мусульманские структуры в регионах, после чего требуют для себя преференций от государства, выступая при этом с критикой его устоев". Муфтий отметил, что в ряде регионов страны допускаются беспрецедентные акции фундаменталистов в форме митингов, пикетов, автопробегов, конференций (съезд членов "Хизб-ут-Тахрир" в гостинице "Измайлово" в Москве 26 августа 2011 года), которые не встречают адекватной реакции властей и правоохранительных органов.

Муфтий Челябинской и Курганской областей Ринат Раев подчеркнул, что проповедники религиозного радикализма имеют зарубежную поддержку. "Их работа - разрушать, а не строить мир", - отметил он. Способом опережения развития ситуации по негативному сценарию Раев считает обмен информацией по деятельности исламистов между регионами. Челябинский муфтий указал на появившееся в Кизильском районе Челябинской области религиозное течение "Золотая Орда", адепты которого переселились из Казахстана.

На форуме выступили и представители РПЦ. Архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан в своем выступлении посоветовал обратить внимание на тех, "кому выгодно запускать в Россию сектантство". По мнению владыки, "сегодня религиозный фактор является одним из важных в политике и способен разрушить целые государственные системы, как это произошло на Ближнем Востоке". "Экстремизм - это не только митинги на площадях, как в арабских странах, экстремизм - это и те, кто ходит по квартирам и по улицам с улыбкой, предлагая почитать брошюрки или придти послушать лекции проповедника", - заметил владыка. Распознать экстремистов порой очень несложно: "Попробуйте с ними поговорить о ценностях России, о ее величии. У них нет вообще никакой любви к Родине, у них другие ценности, совершенно иное мировоззрение и свой мир".

Президент информационно-аналитического центра "Религия и общество" Алексей Гришин напомнил слова главы российского государства Владимира Путина, сравнившего в одном из своих выступлений традиционные религии с ядерным потенциалом страны: все это является основами национальной безопасности страны. Эксперт считает, что религиозные экстремисты в России имеют поддержку от победивших в странах Ближнего Востока исламских фундаменталистов, которые готовы поддержать своих единомышленников не только финансово, но и политически - по линии межгосударственной дипломатии. Более того, исламисты в арабских странах гарантируют своим российским сторонникам политическое убежище, если они будут преследоваться. "Конечная цель радикал-исламистов - это превращение мусульман в российскую оппозицию", - уверен Гришин.

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов выступил с докладом на тему "Хизб-ут-Тахрир в Урало-Поволжье: структура организации подполья, методы вербовки, масштаб распространения". "Власти республик Центральной Азии абсолютно не церемонятся в деле защиты национальной безопасности, поэтому хизб-ут-тахрировцы в составе трудовых мигрантов переезжают в Россию, где в условиях либерального законодательства по противодействию религиозному фундаментализму активно ведут свою миссионерскую деятельность, вербуя новых адептов уже из коренных мусульманских народов и русских неофитов", - подчеркнул эксперт. По его мнению, России стоит перенять опыт США, где за членство в террористической организации дают не меньше 10 лет заключения, в то время как в России наказание сводится к условным или минимальным срокам до 2 лет лишения свободы.

Научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Василий Иванов в своем докладе "Такфир валь-Хиджра в России: характер деятельности, степень влияния на массы, взаимодействие с другими радикал-исламистскими течениями" выделил тот факт, что такфиристы, как направление в ваххабизме, (последователи экстремистской организации "Такфир валь-Хиджра" - прим. ИА REGNUM) легко идут на альянс с "Хизб-ут-Тахрир" в России. "Такфиристы - это ваххабиты, получившие идейную и боевую подготовку в исламских странах (Афганистан, Пакистан), по возвращению в Россию создают джамааты боевиков для того, чтобы развернуть джихад у себя на Родине. Хизб-ут-тахрировцы в них видят военных специалистов, способных их обучить изготовлению взрывчатки и организации терактов", - пояснил эксперт.

Заместитель руководителя Миссионерского отдела Челябинской и Златоустовской епархии Константин Путник констатировал, что сектанты и религиозные экстремисты в своей риторике активно используют "правозащитную демагогию". Правозащитные организации, действующие на территории России и получающие гранты из-за рубежа, выступают в роли лоббистов сектантов, апеллируя к свободе вероисповедания.

По итогам работы научной конференции состоялось межрегиональное рабочее совещание на тему "О мерах по усилению координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский и Приволжский федеральные округа, в сфере реализации государственной национальной политики", на котором обсуждалась проблема противодействия радикализации исламского сообщества Урало-Поволжья.