Завершается 2012 год, он оказался богатым на события, как на федеральном, так и региональных уровнях. Говоря о России, в первую очередь, 2012 год запомнился выборами президента и коррупционными скандалами. Главным политическим событием в Свердловской области стало назначение на пост губернатора Евгения Куйвашева. О своей работе в должности главы региона, о предпринимаемых для решения проблем шагах, о бюджете, обманутых дольщиках, отношениях с муниципалитетами и других вопросах Евгений Куйвашев рассказал в интервью ИА REGNUM.

ИА REGNUM: В своих выступлениях в мае Вы заявляли о намерении сделать расходование средств бюджета региона более эффективным. Какие шаги были предприняты в данном направлении, и какие ещё предстоят?

Общее "сквозное" требование к бюджету и к деятельности всех ведомств сегодня - это требование эффективности, повышение финансовой и исполнительской дисциплины. Государственные средства должны использоваться максимально эффективно.

Мы уже провели достаточно большую работу по оптимизации управления государственной собственностью области. В частности, определенный анализ провели в части казенного имущества и земельных участков. Например, детальная инвентаризация всех договоров аренды казенного имущества позволила в трети случаев пересмотреть ставки арендной платы в сторону увеличения, а комплекс мер, направленных на сокращение задолженности по арендной плате за земельные участки, позволил за 5 месяцев сократить ее почти на 30 процентов.

Активизирована работа по вовлечению земельных участков в хозяйственный оборот - с августа обследовано свыше 400 участков в 17 муниципалитетах. В итоге мы изыскали дополнительно более 60 участков земли, которые можно использовать, в том числе, для бесплатного предоставления гражданам для жилищного строительства, под развитие сельского хозяйства - это сотни гектаров земли, которая просто пустовала.

Принято решение об актуализации государственной кадастровой оценки территории города Екатеринбурга. Общее количество земельных участков подлежащих оценке составляет порядка 150 тысяч. К концу года эта работа будет завершена.

Эти и многие другие меры позволят навести элементарный порядок.

ИА REGNUM: Сегодня в регионах активнее стали решать вопросы социальной направленности, больше внимания уделяют образованию, здравоохранению. Что в этом направлении делается в Свердловской области?

Здоровье людей и качественное образование - это вообще основа успешного развития любого региона и государства. Именно поэтому последние годы этим сферам уделяется так много внимания.

И мы, конечно, не стоим в стороне - беспрецедентные средства вкладываются в развитие материальной базы учреждений образования и здравоохранение, подготовку кадров.

Если говорить конкретно, то у нас, например, в следующем году предусмотрено увеличение на 1 миллиард рублей расходов на программу развития сети дошкольных образовательных учреждений. А всего на строительство объектов в сфере образования в 2013 году предусматривается 4 миллиарда рублей - это ввод в строй двух школ и свыше 40 садиков, а также начало строительства еще полутора десятков дошкольных образовательных учреждений и двух школ.

Сопоставимые суммы пойдут на строительство объектов здравоохранения. Так, мы будем строить комплекс зданий противотуберкулезного диспансера в Екатеринбурге - это проект, реализации которого давно уже ждали.

Не могу не упомянуть о важнейшем без преувеличения проекте в сфере здравоохранения - строительстве госпиталя инновационных технологий в Нижнем Тагиле, главным направлением деятельности которого станет эндопротезирование суставов.

Идеолог строительства, да и вообще главный создатель госпиталя - Владислав Тетюхин, один из тех людей, которые создавали легендарное предприятие "ВСМПО-АВИСМА". Ему буквально на днях исполнилось 80 лет. И этот человек, уже сделавший очень многое для развития Свердловской области, и сегодня остается на трудовом посту, реализует инициативы, которые, наверное, не каждому молодому бизнесмену под силу. Жизнь таких людей как Владислав Вячеславович вообще, наверное, нужно в школах изучать. Много ли вы знаете людей, которые, будучи крупными акционерами известнейшего промышленного холдинга, продает свои активы и не тратит деньги на обеспечение безбедной старости для себя, а вкладывает их в проект, имеющий колоссальное социальное значение для региона, да, что уж говорить, для всей страны?

Были вопросы по финансированию строительства этого госпиталя - инвестор просил о поддержке. Я вопрос государственного участия в строительстве медцентра поднимал на встрече с президентом России и Владимир Владимирович Путин проект одобрил. Даны соответствующие поручения, уже до середины января будет принято решение о порядке софинансирования завершения строительства: за счет средств федерального либо регионального бюджета. Поэтому, я уверен, в установленные сроки, то есть к концу следующего года мы этот уникальный госпиталь введем в строй.

ИА REGNUM: Бюджет на 2012 год был принят как социально направленный. В какой мере сохранится его социальная составляющая и в 2013 году? Какие предполагаются отличия бюджета 2013 от нынешнего, какие приоритеты запланированы?

В смысле направленности бюджета ничего не поменялось - как и в прошлые годы, он имеет ярко выраженный социальный характер и 70 процентов составляют расходы именно на социальную сферу. Максимальную долю в расходах областного бюджета, как и прежде, составляют расходы на образование - 24 процента, почти четверть от общей суммы - это расходы на здравоохранение. По сравнению с прошлым годом финансирование этих отраслей увеличивается примерно на 10 процентов. Расходы на социальную политику планируются с ростом на 7 процентов, на культуру - на 16 процентов, на физическую культуру и спорт - на 15 процентов.

В целом бюджет меня радует. Рост доходов консолидированного бюджета в 2013 году по отношению к бюджету этого года составит, по меньшей мере, 13 процентов. Таким образом, мы планируем объем консолидированного бюджета в будущем году в размере 193 миллиардов против почти 147 миллиардов рублей по итогам этого года. Согласитесь, дельта в 40 миллиардов рублей - хороший результат.

Что же касается отличий или, лучше сказать, особенностей бюджета на 2013 год и плановый период до 2015 года, то, прежде всего, необходимо отметить, что в его основу положены майские указы президента России. Они в своей совокупности направленны на решение главной задачи - повышение качества жизни людей, системное и планомерное развитие страны и ее регионов.

Серьезное внимание мы будем уделять поддержке территорий - муниципалитеты получат на развитие серьезные средства.

В казне региона на следующий год существенно увеличен объем финансирования областных целевых программ - расходы по ним превысят 35 миллиардов рублей, это на 36 процентов больше, чем в текущем году. Самая финансово емкая из программ - это программа развития транспортного комплекса. На ее реализацию в 2013 году направляется больше 13 миллиардов рублей. Очень важная программа - ОЦП "Столица", по которой Екатеринбург, которому предстоит принимать игры Чемпионата мира по футболу и, мы надеемся, выставку ЭКСПО-2020, в течение пяти лет получит на развитие 20 миллиардов рублей.

ИА REGNUM: Образование входит в число приоритетных направлений, как на федеральном, так и на региональном уровне. Можно ли говорить, что в Свердловской области все под контролем, в том числе набившая оскомину ситуация с зарплатами учителей?

Я уже коротко останавливался на тех мерах, которые касаются, прежде всего, создания нормальных условий для обучения наших детей и работы педагогов. Конечно, мы понимаем, что сама по себе школа, детский сад, по каким бы современным технологиям его ни строили, каким бы оборудованием ни оснащали - это просто здание. Главное - учитель, его профессионализм, его отношение к профессии. Понятно, что и получать наши педагоги должны достойно.

Вопрос повышения уровня заработной платы педагогических работников является отдельным пунктом указов главы государства, и в нашем бюджете на 2013 год средства на эти цели предусмотрены.

В частности, речь идет об ассигнованиях на обеспечение средней зарплаты педагогических работников системы общего образования на уровне средней зарплаты по области, педагогических работников дошкольных образовательных учреждений - на уровне средней зарплаты в сфере общего образования.

Кроме того, мы предусмотрели средства на повышение зарплат среднего медицинского персонала, социальных работников, работников культуры, работников физической культуры на 15 процентов, на повышение зарплаты врачей с 1 октября 2013 года на 15 процентов, а с 1 октября 2014 и с 1 октября 2015 - еще на 10 процентов ежегодно.

Никаких сомнений в том, что все эти обязательно будут выполнены, у меня нет.

ИА REGNUM: Одной из проблем, которая досталась Вам, стала нехватка мест в детских садах. Насколько она решаема, и какие меры уже предприняты? Не планируются ли программы, предусматривающие выплату пособий тем мамам, дети которых не посещают сады? Можно ли назвать сроки, к которым планируется в области полностью ликвидировать очереди в детсады?

Я бы хотел отметить, что в прошлые годы многое было сделано для решения этой, действительно, серьезной проблемы. Сегодня в Свердловской области регистрируется естественная прибыль населения, поэтому и очередь в садики растет все с большими темпами. Это вынуждает нас пересматривать те целевые показатели, которые ставились в самом начале работы по развитию сети дошкольных учреждений. Что касается сроков, то они предельно конкретные. Президент поставил задачу по ликвидации очередей к 2016 году. У нас просто нет другого выхода - будем в этот срок укладываться.

И механизмы для этого есть. Совсем недавно мы обсуждали эту тему с председателем правительства России Дмитрием Анатольевичем Медведевым и представил ему наши предложения, несколько финансовых схем, которые позволят нам более быстрыми темпами вводить новые дошкольные учреждения. Одна из наиболее перспективных - это возможность привлечения на строительство новых зданий кредитных средств под гарантии регионального правительства.

На Среднем Урале это будет выглядеть так: "Корпорация развития Среднего Урала" за счет собственных средств строит здания, а потом передает их в аренду муниципалитетам с правом выкупа с рассрочкой платежа в 15-20 лет. Таким способом в муниципальных образованиях нам нужно построить дополнительно свыше 30 садиков на сумму порядка 5 миллиардов рублей. Эта схема должна быть детально проработана и согласована с минфином и министерством экономики.

Область готова сотрудничать и с представителями бизнеса, которые согласятся строить детские сады и продавать их в рассрочку муниципалитетам. Однако предприниматели должны предоставить гарантии, что выполнят обязательства качественно и в срок.

Что касается пособий: я уже говорил неоднократно, что считаю какие-то выплаты родителям, мерой, которая реально проблемы не решает. Мы деньги, которые могли бы пойти на строительство детских садов, будем просто раздавать. Это кажется проще, но в перспективе это приведет к еще большему дефициту мест.

ИА REGNUM: О ситуации на промышленных предприятиях региона. Летом-осенью на нескольких заводах произошли акции протеста. Благодаря усилиям области, ситуации на "АМУРе" и "Верхнесинячихинском металлургическом заводе" уже удалось урегулировать, близко разрешение проблемы с "Богословским алюминиевым заводом". Есть ли в регионе аналогичные предприятия, на которых ситуация "взрывоопасна"? Насколько областные власти контролируют ситуацию в промышленности и готовы не допустить продолжения банкротств и невыплат зарплаты рабочим? Какие меры принимаются для этого?

У нас, к сожалению, трудности разного рода сегодня испытывает с десяток предприятий. Нормальные предприятия с нормальными собственниками - те, кто думает о будущем своего производства, - развиваются. К сожалению, на этих предприятиях такого движения нет.

Если говорить о мерах оперативного характера, то здесь инструментов у нас немного. Тем не менее, все проблемные предприятия мы знаем, ситуацию на них держим на постоянном контроле, там, где это необходимо, даем свои рекомендации, обращаемся за поддержкой в федеральные органы власти и. конечно, когда нужно, обращаемся в правоохранительные органы.

Важнейшим же "стратегическим" шагом я бы назвал разработку программы развития промышленного комплекса Свердловской области, которая сейчас ведется. В ближайшее время мы вынесем ее на широкое общественное и экспертное обсуждение. В Свердловской области, где исторически сильнее всего развита промышленность, как ни странно, такой программы никогда не было. Справедливости ради нужно сказать, что нет ее и на федеральном уровне. Но мы решили начать разработку региональной программы, не дожидаясь аналогичных федеральных стратегий. Вот в этом документе и должно быть прописано, как будут развиваться существующие предприятия, какими темпами на них будет расти зарплата рабочих, какие условия должен выполнить инвестор, если он хочет работать у нас в регионе, как мы будем помогать бизнесу. Это позволит нам наперед знать ситуацию в каждой сфере промышленного производства, а значит, эффективнее и быстрее решать возникающие трудности и избежать ситуаций, которые сегодня возникают из-за неэффективного менеджмента ряда предприятий.

ИА REGNUM: Ещё одна давняя проблема - это обманутые дольщики. Можно ли сказать, что к концу 2012 года она будет полностью решена? Что мешает её решению, и какие мероприятия реализует власть для её скорейшего устранения?

Мы знаем все объекты, где возникли эти проблемы, каждый из них - на особом контроле правительства области, и по каждому из них у нас есть четкий, индивидуальный план работы.

Я хотел бы сказать, что проблема будет закрыта уже в этом году. Но объективные препятствия не позволяют уложиться в этот срок. Тем не менее, сегодня у нас есть уверенность, что все "долгострои" будут сданы не позднее 2013 года. К решению проблем обманутых дольщиков вплотную подключены все заинтересованные структуры: министерство строительства и развития инфраструктуры, главы муниципальных образований и представители правоохранительных органов.

Все меньше семей в Свердловской области благодаря принятому региональному закону имеет статус обманутых дольщиков. И в настоящее время ситуация продолжает динамично меняться к лучшему. Сравнительно недавно наш регион посетил заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, руководитель рабочей группы президиума Генсовета партии "Единая Россия" по защите прав дольщиков и вкладчиков Александр Хинштейн, который позитивно наш опыт оценил.

Существенно облегчить решение проблемы обманутых дольщиков позволил новый федеральный закон №210 "О несостоятельности", который позволяет в случае банкротства строительной компании передать объект незавершенного строительства вместе с земельным участком дольщикам, конечно же, не панацея в решении проблем обманутых дольщиков. Надеюсь, в ближайшее время в стране появится эффективный механизм страхования средств граждан, которые принимают долевое участие в строительстве жилья.

ИА REGNUM: 22 ноября в Екатеринбурге прошёл пикет участников областной программы поддержки молодых семей. Они жалуются на недостаток её финансирования, в результате чего ждать жилья семьям приходится по 10-20 лет. При этом по достижении хотя бы одним из супругов 36 лет семья снимается с учёта. Насколько возможно увеличить финансирование областной программы и, тем самым, ускорить предоставление молодым семьям субсидий на жильё?

В Свердловской области реализуется программа "Обеспечение жильем молодых семей", которая финансируется из трех бюджетов: федерального, областного и муниципальных. В следующем году на эти цели из областного и местных бюджетов будет направлено почти 177,5 миллиона рублей, получить социальные выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома смогут почти 300 молодых семей. При этом, мы пока не знаем, сколько денег получим из федеральной казны.

Безусловно, когда у нас появляется такая возможность, мы увеличиваем финансирование этой и других программ, а их немало, направленных на поддержку молодых семей.

Добавлю, что за последние пять лет помощь получили больше 2,5 тысячи свердловских семей.

ИА REGNUM: Нормальная жизнь области невозможна без тесного взаимодействия региональных властей с органами местного самоуправления. Удалось ли вам, как новому губернатору, наладить отношения с муниципалитетами?

Я уже упоминал, что развитию территорий мы стали уделять гораздо больше внимания, что стало одной из особенностей бюджета региона на следующий год и плановый период. Так, объем финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов вырос на 41 процент - на 2,1 миллиарда рублей. А общий объем межбюджетных трансфертов местным бюджетам за исключением субвенций в 2013 году составит 26 миллиардов рублей, что выше аналогичного показателя текущего года на 9,9 миллиарда рублей.

Мы ввели практику проведения выездных заседаний президиума правительства, что позволяет на местах посмотреть конкретные проблемы, найти пути их решения. Рассчитываю сделать традиционными семинары-совещания с руководителями муниципалитетов. Это, на мой взгляд, очень важная работа. Знаю, потому что сам определенное время отдал муниципальной службе.

Вы знаете, что у нас принимаются целевые программы, направленные на развитие конкретных территорий. Например, программа "Столица", в рамках которой мы хотим вывести на новый качественный уровень транспортную и инженерную инфраструктуру Екатеринбурга. Это значительно увеличит инвестиционную привлекательность не только областного центра, но и всего региона в целом. Ведь не секрет, что инвесторы в первую очередь будут посещать наш областной центр, Нижний Тагил, и здесь должны быть созданы самые комфортные условия для их работы. Екатеринбург и Нижний Тагил должны стать крупнейшими логистическими центрами, центрами коммуникаций. Тогда будут значительно снижены издержки и барьеры для развития бизнеса во всём регионе. А через приток инвестиций в наши крупнейшие центры - средства для развития получит вся область.

ИА REGNUM: Прежнее руководство региона поддерживало введение в муниципальных образованиях области сити-менеджеров, и в последнее время в ряде СМИ проходят сообщения о том, что в некоторых из них, в частности, в Екатеринбурге, предлагают вернуться к прежней системе избираемого "полноценного" мэра. Какова Ваша позиция в этом вопросе? И как думаете, насколько институт сити-менеджеров себя оправдал?

Я никогда не выступал против возвращения прямых выборов мэра. Но принимать такое решение могут только жители того или иного муниципалитета. Лично я ничего не вижу плохого в обеих системах. Дело не в том, выбран ты или назначен, дело в том, как ты свои обязанности выполняешь.