В России вновь могут отменить прямые выборы глав регионов. По мнению аналитиков, предпосылки для этого есть. Более того, в Государственную думу уже внесены поправки к закону о формировании органов власти в регионах. Предполагается, что регионы сами смогут решать - оставить прямые выборы или утверждать губернаторов в законодательных собраниях. Кандидатов в губернаторы смогут предлагать не только парламентские партии, но и имеющие фракции в регионах. Кроме того, предусматриваются консультации с партиями, не прошедшими в парламент. Считается, что таким образом оппозиция сможет принимать участие хотя бы в согласовании кандидатур. Об инициативе в интервью ИА REGNUM рассказал политолог Михаил Нейжмаков.

ИА REGNUM: Где, на ваш взгляд, в первую очередь пойдут на отмену прямых выборов?

Для отмены прямых губернаторских выборов есть стратегическая и тактическая мотивация. В стратегических целях на такой шаг могут пойти в полиэтнических национальных республиках, где прямые выборы глав могут привести к всплеску межнациональной напряженности. Более жесткий вариант такого развития событий можно было наблюдать, например, в ходе президентских выборов в Карачаево-Черкесии весной 1999 года, когда кандидат Владимир Семенов делал ставку на карачаевцев, а его главный конкурент Станислав Дерев - на поддержку черкесов, абазинов, осетин. Масштабные митинги протеста, перекрытия трасс, слухи о грядущих притеснениях тех или иных национальных общин, призывы к разделу республики по этническому принципу - вот только некоторые черты этого затяжного политического кризиса.

Более мягкий вариант наблюдался на президентских выборах 2003 года в Башкирии, когда кандидат Сергей Веремеенко ассоциировался с русской общиной, Ралиф Сафин - с татарской, а Муртаза Рахимов - с башкирской. Отметим, что прямые выборы глав и в 1990-е дольше всего откладывались, обычно, в национальных республиках - в той же КЧР прошли прямые выборы президента впервые лишь в 1999 году, в Удмуртии - в 2000 году, а Дагестан возглавлялся коллективным правящим органом (Госсоветом) вплоть до перехода к назначению глав регионов.

Справедливости ради, правда, отметим, что в большинстве национальных республик к прямым выборам глав все же перешли гораздо раньше.

В тактических целях отмена прямых выборов глав может произойти в регионах, где наблюдается острая борьба за влияние между федеральными финансово-промышленными группами. Решение вопроса о руководителе региона в Москве все-таки потребует меньше ресурсов, чем для схватки на выборах, такой формат позволяет достичь компромисса между разными группами влияния, а в случае, если кто-то из них не будет удовлетворен, добиться отставки назначенного главы проще, чем избранного. Ну, и конечно, такого порядка попытаются добиться главы регионов, которые чувствуют себя неуверенно и опасаются исхода выборов.

В ближайшем будущем, если инициатива депутатов обретет силу закона, от прямых выборов откажутся лишь в ограниченном числе регионов. Видимо, в основном, в национальных республиках, и то не во всех, а только в полиэтнических, где есть несколько сопоставимых друг с другом по численности национальных общин. Вряд ли Владимир Путин стал бы публично заявлять, что прямые выборы губернаторов "востребованы обществом", чтобы через считанные дни кардинально от них отказаться.

ИА REGNUM: Один из авторов законопроекта - лидер "группы свободных депутатов" Леонид Левин уверяет, что об отмене выборов речи не идет, это лишь еще одна возможность для заксобраний. Возможность чего?

Вероятно, имеется в виду, что порядок избрания главы региона определят нормативные акты, принятые заксобраниями - остановиться на прямых выборах или избрании депутатами регионального уровня. Но влияние заксобраний данный законопроект вряд ли увеличит. Предлагаемый порядок избрания главы региона, по сути, мало отличается от назначения. Да, президент будет выбирать из большего числа кандидатов, предлагаемых не только партией-победителем региональных выборов, но всеми партиями, которые провели своих депутатов по спискам в заксобрание региона или Госдуму РФ. Да, он предложит на рассмотрение региональным депутатам не одну, а три кандидатуры. Но в законопроекте не говорится, что эти кандидаты должны быть из разных партий. Но независимо от партийной принадлежности двое из трех кандидатов чаще наверняка будут техническими.

Отметим, что политический вес заксобраний в течение 2000-х годов в принципе упал. Впрочем, процесс этот начался еще до усиления позиций Кремля на местах. Сильные губернаторы обычно сами подчиняли региональный депутатский корпус своему влиянию.

ИА REGNUM: Уже предлагается внести поправки, которые ограничат применение этой нормы небольшим числом регионов. Дискриминация?

Де-факто российские регионы никогда не были равноправны. И в разных субъектах федерации были представлены разные типы политических режимов. В теории прямые выборы позволяют гражданам влиять на власть. Но на практике губернаторы-"тяжеловесы" в конце 1990-х - начале 2000-х сделали избирательный процесс в своих регионах контролируемым. Выборы должны способствовать сменяемости власти. Но де-факто именно после перехода к назначению глав регионов в России произошла масштабная ротация губернаторского корпуса (апогей которой пришелся на 2009-2010 годы). Там, где прямые выборы глав грозят всплеском межнациональной напряженности, отказ от прямых выборов выглядит оправданным.

ИА REGNUM: Согласны ли вы с мнением, что при действующей системе муниципальных фильтров у оппозиции шансов нет, а предлагаемая схема даст шанс оппозиции хотя бы выдвинуть кандидатов?

Депутаты, внесшие законопроект, представляют все думские фракции (хотя большинство из них все-таки единороссы). Конечно, так задумано для того, чтобы эта инициатива не выглядела идеей только партии власти. Но на практике вряд ли отказ от прямых выборов глав части регионов вызывает у системной оппозиции столь уж глубокое отторжение. Если он де-факто коснется только национальных республик, то там обычно возможности оппозиционных партий и так невелики, так что они просто ничего не теряют.

Если под оппозицией понимать только функционеров оппозиционных партий, то их от победы на губернаторских выборах, как правило, отделяет вовсе не муниципальный фильтр. Кадровый голод у системных оппозиционеров и их готовность скорее идти на компромисс с губернаторами, чем всерьез бороться с ними на выборах, был заметен уже в начале 2000-х годов. А внесистемная оппозиция обладает даже относительно конкурентоспособными кандидатами в очень немногих регионах. Настоящую опасность для действующих губернаторов в начале "нулевых" представляли "мятежные" представители региональных элит. Их тоже можно "отсекать" с помощью муниципального фильтра, но при действительно серьезном расколе региональных элит это будет затруднительно.

ИА REGNUM: Стоит ли решать вопрос выбора одного из вариантов для каждого региона на референдуме? Это снимет ответственность с центра?

Да, и это логичный путь. К тому же, он поможет Кремлю избежать обвинений в страхе перед выборами и непоследовательности (отказе от прямых выборов губернаторов через год после оглашения такой инициативы), которые наверняка будут звучать в оппозиционной прессе.