25 ноября 2012 года в Каталонии - регионе Испании состоялись досрочные региональные выборы. На выборах победила партия главы женералитата Каталонии (регионального правительства) каталонского националиста Артура Маса "Конвергенция и Союз" (Convergencia і Unio de Catalunya - CiU) - 30,55% голосов избирателей. Второй на выборах пришла другая националистическая каталонская партия - "Левые республиканцы Каталонии" (Esquerra Republicana de Catalunya - ERC) Ориоля Жункероса. По результатам ноябрьских 2012 года выборов партия "Конвергенция и союз" имеет сейчас 50 мест в 135-ти местном парламенте Каталонии, а "Левые республиканцы Каталонии" - 21. CiU по сравнению с предшествующим созывом потеряла 12 мест, а ERC приобрела 11. На выборах, таким образом, произошло перераспределение мандатов между двумя ведущими партиями, выступающими за сецессию Каталонии от Испании, в пользу "Левых республиканцев Каталонии".

Наблюдателям представлялось, что разногласия между двумя ведущими каталонскими партиями CiU Артура Маса и ERC Ориоля Жункероса могут воспрепятствовать согласованным действиям каталонских националистов, как по формированию националистического каталонского правительства, так и проведению обещанного Масом накануне выборов референдума о независимости Каталонии от Испании.

Но вот спустя месяц после выборов, 19 декабря 2012 года, стало известно о достижении политического соглашения между CiU Артура Маса и ERC Ориоля Жункероса. Межпартийное соглашение было оформлено лидерами партий подписанием документа.

Соглашение между "Конвергенцией и союзом" и "Левыми республиканцами Каталонии" не касается проблемы правительственной коалиции. Стороны соглашения договорились по принципиальному вопросу для ERC - не проводить новые сокращения бюджетных расходов. На этой основе партия ERC Ориоля Жункероса станет голосовать за бюджет, который будет предлагать правительство Маса. Сам Мас надеется на согласованные действия CiU и ERC по текущим вопросам в региональном парламенте.

Принципиальное значение имеет пункт соглашения о проведении в 2014 году референдума о независимости Каталонии от Испании. Однако точная дата референдума и сама его процедура не определены соглашением.

Каталонский сепаратизм составляет проблему для нынешнего испанского правительства премьер-министра Мариано Рахоя. Политические трения между Мадридом и Барселоной являются дополнительным фактором, дестабилизирующим испанские финансы. Поэтому сразу же после известия о достижении соглашения между двумя ведущими каталонскими националистическими партиями, центральные власти Испании известили, что они будут пытаться заблокировать референдум в конституционном суде.

Однако эксперты по-прежнему не высоко оценивают возможность согласия между двумя каталонскими партиями исключительно на основе вопроса о референдуме. Достигнутое 19 декабря 2012 года соглашение между ведущими националистическими партиями, полагают они, не имеет достаточно твердой основы. Одно стремление к референдуму вряд ли сможет удержать альянс CiU и ERC в течение ближайших двух лет до 2014 года. Сопротивление Мадрида дополнительно осложняет вопрос. В отличие от Великобритании, где правительство Дэвида Кэмерона официально договорилось с властями Шотландии о референдуме, Мадрид и Барселона явно не готовы договариваться по этому вопросу. Правительству Маса, вероятно, придется разработать региональный закон о референдуме, который наверняка будет оспорен конституционным судом Испании. Эксперты полагают, что в споре с Мадридом региональные власти Каталонии будут ссылаться на международно-правовой контекст, в частности, на Пакт о гражданских и политических правах ООН от 1976 года, к которому в свое время присоединилась Испания.

Что касается Мадрида, то он, в свою очередь, получит поддержку Брюсселя. Руководство Евросоюза не заинтересовано в развитии процессов политического сепаратизма в странах-членах ЕС.

Экономический кризис в Испании подогрел сепаратистские настроения в некоторых ее регионах. Каталонские националисты утверждают, что независимая от Мадрида Каталония с ее 7,6 миллионным населением лучше справится с трудностями кризиса, если откажется от перераспределения через центр части своих доходов в пользу бедных регионов страны.