С 2013 года вводятся ограничения на качество продаваемого топлива. Так, горючее классов Евро-2 и ниже будет запрещено к продаже на территории РФ. Мнение Минэнерго и ФАС говорит о том, что производители нефтепродуктов фактически готовы к переходу на новый режим.

Запрет на реализацию в РФ горючего классом ниже Евро-3 вступает в силу с 1 января 2013 года. Однако запрета на производство низкокачественного бензина нет, что вызывает определенные опасения экспертов. Так часть российских производственных мощностей (всего около 3%) модернизацию на данный момент не прошли и продолжают выпуск старых бензинов. 3% - это немного в масштабах страны, однако эти три процента составляют примерно миллион тонн топлива в год.

По словам Павла Федорова, заместителя министра экономики РФ, с 2015 года будет также введен запрет на Евро-3, а еще через год - на Евро-4. Неоднократный перенос сроков запрета низкокачественного топлива был связан с неготовностью производственных мощностей нефтеперерабатывающих компаний.

Сами ВИНК проблем с переходом на Евро-3 не видят: почти все крупные производители Евро-2 уже не выпускают. В "Газпром нефти" сказали, что на топливо классов Евро-4 и Евро-5 компания переходит со следующего года. ЛУКОЙЛ давно производит бензин и дизель только Евро-4 и Евро-5. ТНК-ВР также увеличивает объем топлива этих классов. В "Роснефти", к которой было больше нареканий по срокам модернизации заводов, говорят, что компания готова к выполнению Техрегламента. "Приоритет компании - в положенный график обеспечить модернизацию НПЗ. Соответственно, никак задержек с нашей стороны в этом вопросе не будет", - отметил глава департамента информации и рекламы "Роснефти" Владимир Тюлин.

Однако, по мнению автомобильного экспертного сообщества, угроза для автовладельцев всё же существует.

Техрегламент, хотя и запрещает продажу некачественного бензина, однако - то ли по недосмотру, то ли специально - никак не ограничивает его производство. Что, само собой, оставляет широкую лазейку для разного рода махинаций. Ведь если миллион тонн некачественного горючего всё же будет произведён, то ведь на землю его не выльют, верно? Вопрос лишь в том, куда оно в итоге попадёт. И ответ вырисовывается однозначный: в наши же бензобаки, только под другим "именем".

Опрос, проведенный сообществом "Нефтянка" в Facebook, показал, что большинство экспертов и простых автовладельцев считают, что старым топливом будут торговать в мелких сетях АЗС под видом более качественных Евро-3,-4 или -5. (http://www.facebook.com/questions/496979920325117/)

И эти опасения небеспочвенны. Ведь выдать бензин одного экологического класса за другой очень просто, отмечает "АиФ". Собственно, достаточно закупить минимальную партию Евро-3, обзавестись под неё соответствующими документами - и путь свободен. А уж сколько бензина будет продано по этим документам и что будет подмешано в конечный продукт - зависит лишь от "энтузиазма" того или иного автозаправщика. Поскольку серьёзного наказания за это не предусмотрено, логично предположить, что такие нарушения могут стать популярными. По оценке Ростехнадзора, в России действует 40-50 тыс. АЗС. Уследить за таким количеством объектов очень сложно, а регулярно проверять характеристики бензина на них - практически невозможно.

Разумеется, вероятность подобных махинаций в сетях АЗС известных крупных нефтяных компаний фактически исключена - хотя бы потому, что торгуют они фирменным бензином, а фирменные заводы отныне не выпускают топлива классом ниже Евро-3. Но тем больше простора для махинаций у мелких торговцев, для которых вышеприведённых сдерживающих факторов не существует, а законных способов значительно снизить розничную цену на бензин - просто нет. Отсюда вывод: если продавец на неизвестной заправке предлагает дешёвое топливо - значит, он так или иначе "оптимизирует затраты" описанным выше способом.

Причём никаких гарантий, что на подмес идёт всё же более-менее пристойный Евро-2, нет. В стремлении сэкономить на частных заправках можно будет нарваться и на более "экзотическую" смесь - что-то вроде продукции кавказских подпольных заводов, которую и к бензину-то можно отнести лишь условно. А уж какая марка бензина будет указана на вывеске частника - зависит, опять же, только от его фантазии. Никакой связи с реальным содержимым бензоколонки этот "бренд" иметь не будет.

Где же выход? Возможно, в будущем стоит запретить не только продажу, но и выпуск некачественного топлива в принципе.

- В России такие вопросы надо решать радикально, оставить, может быть, возможность производства какого-то количества для специальных целей, например, для армии, но не для экспорта, - считает председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике Иван Грачёв.

Но это всё грандиозные планы на будущее. А миллионам обычных автовладельцев, "одаренных" недоработанным законом, придётся искать выход из ситуации уже сейчас, меньше чем через неделю. И очевидно, что верное решение тут одно: внимательнее подходить к выбору АЗС, отдавать предпочтение проверенным брендам крупных компаний.