И в Северной, и в Южной Осетии возмущены оценкой председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля, которую он дал убийству заместителя муфтия Северной Осетии Ибрагима Дударова.

Джемаль полагает, что убийство заместителя муфтия - следствие исламофобских настроений в регионе. "Я думаю, это следствие разжигания местными правоохранителями тех исламофобских настроений, которые и так развиты в регионе. Конфликт между представителями ислама и немусульманскими жителями республики, в основном из Южной Осетии, существовал всегда, а после попыток посадить местного муфтия в 2011 году противостояние еще больше обострилось. Скорее всего, убийство заместителя муфтия - это расправа со стороны исламофобских групп республики", - заявил Джемаль Firstnews.

"Гейдар Джемаль - известный в России провокатор, идеолог исламизации России. Его ласкает власть, потому что это пока что удобная для нее позиция, все-таки исламизация России, а не московский халифат. Естественно, у него как бельмо на глазу христианская по большей части Северная Осетия, в которой позиции христианства усиливаются южанами, незнакомыми с исламом", - сказал ИА REGNUM югоосетинский эксперт Алан Парастаев.

Югоосетинский эксперт Инал Плиев, комментируя оценку Джемаля, заявил: "Это неправда". "Осетия в самом слабом положении была в начале 90-х, и тогда враги активизировали работу по делению осетин по ущельному признаку. К сожалению, и среди осетин находились недалёкие люди, а то и заранее оплаченные провокаторы, которые им подыгрывали. Но сейчас уже ситуация настолько изменилась, что эти потуги обречены на провал... А Гейдар просто не знает о произошедших в последние годы процессах, и исходит из старых стереотипов", - написал Плиев в "Фейсбуке".

Еще один пользователь соцсети Георгий Татаев заявил, что "это подлая ложь". "Это провокация, за которую надо нести ответственность", - считает он.

Североосетинский блогер Заур Фарниев пишет: "Г-н Джемаль, вот врать не надо! Конфликт был не между мусульманами-осетинами и осетинами-немусульманами, а между осетинами, которые сохранили свою национальную идентичность, и теми, кого ваши друзья зомбировали и арабизировали, теми, кто орал, что их хотят убивать за три пирога. Теперь убили Дударова. И не исключено, что убили его салафиты, которые хотят взорвать ситуацию в республике".

Исламовед Алексей Малашенко прокомментировал ИА REGNUM убийство заместителя муфтия: "Дударов был молодым, прогрессивным деятелем, пользовался популярностью. Полагаю, это дело рук радикальных исламистов, исламистской оппозиции. То, что произошло - не новость. До этого ведь произошли десятки убийств и покушений на духовных лиц - имамов, муфтиев... Интересно, конечно, что это убийство произошло в Северной Осетии. Вообще-то там не более 15-17% мусульман, остальные христиане. Некоторые приводят цифры - до 40%, но, думаю, это завышенный показатель. Так вот, ситуация в местной мусульманской общине давно была и остается непростой. Там есть свои радикалы, вплоть до того, что в 2008 году муфтием был назначен Али-Хаджи Евтеев и вскоре отстранен из-за своих радикальных настроений".

Ранее доктор исторических наук Руслан Бзаров в интервью ИА REGNUM объяснял ситуацию с вероисповеданием в республике: "... В Северной Осетии свободно действуют мусульманские общины, восстанавливаются старые и строятся новые мечети, десятки молодых людей проходят обучение в средних и высших исламских учебных заведениях России и зарубежных стран. В мусульманских общинах на севере есть, конечно, и выходцы из Южной Осетии, как в общинах православных христиан или евангельских христиан-баптистов есть выходцы из мусульманской части осетин. Это естественно: ведь осетины - единый народ, к тому же для их самоидентификации конфессиональная принадлежность не имеет значения. По господствующему в Осетии представлению, мировые религии занимают почетное положение в сфере духовности и культуры, имея мало общего со сферой этнополитических и социальных отношений".

Убийство Ибрагима Дударова - седьмое в 2012 году покушение на представителей мусульманского духовенства в России. Это первое такое преступление, совершенное в Северной Осетии. 38-летний Дударов был застрелен неизвестными в ночь на 27 декабря по дороге из Владикавказа в селение Чми. Следствие рассматривает несколько версий убийства, в том числе профессиональную деятельность. Муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов предполагает, что убийство связано с работой Дударова в Духовном управлении мусульман. По словам Гацалова, погибший был мирным человеком - "порядочным, уравновешенным, всеми уважаемым".

Ибрагима Дударова сегодня похоронили.

Соболезнования мусульманам Северной Осетии выразил и епископ Владикавказский и Аланский Зосима. "Страшная череда убийств духовных лидеров мусульман России, к глубокому прискорбию, не миновала и Осетию. Убийство Ибрагима Дударова должно быть расследовано, а все причастные к нему - понести заслуженное наказание, ибо никому не позволено поднимать руку на служителей Всевышнего", - говорится в соболезновании архиепископа.