Если в Южной Осетии не аннулировать закон о цензе оседлости (статья 58., п.1) "ни о каком формировании гражданского общества и правового государства не может идти речи". Об этом заявил бывший генпрокурор РЮО Ахсар Кочиев, комментируя статью редактора сайта "Aranzeld.com" Анны Чочиевой "Ценз оседлости - причина политического кризиса ноября 2011 года". Автор статьи считает, что ценз оседлости может спровоцировать кризис и в ходе предстоящих в 2014 году парламентских выборов в Республике.

Как отмечает Кочиев, "в цивилизованном мире нигде нет ценза оседлости как необходимого условия для депутатства". "Одним из оснований для принятия ценза оседлости послужило якобы мнение о том, что кто-то со стороны, "денежный мешок", купит весь избирательный процесс. Но это мнение абсолютно неграмотное. То есть получается, что те, кто заработали на Южной Осетии миллионы, находясь на ее территории, имеют право покупать весь выборный процесс, что в принципе и произошло. Спрашивается, что оказалось страшнее по своим последствиям?" - отмечает Кочиев.

Он также отмечает, что люди, которые на протяжении многих лет оказывали "материальную и иную помощь Южной Осетии", "не имеют права не только баллотироваться в президенты, но, будучи гражданами Южной Осетии, даже не имеют права баллотироваться в депутаты". "При этом те, кто не имеет осетинского гражданства и вообще никогда не имел отношения к Южной Осетии, могут занимать исключительно ответственные должности - должности министров, председателей национального банка, Счетной палаты, КГБ и т.д. вплоть до председателя правительства и исполняющего обязанности президента", - обращает внимание Кочиев.

"К примеру, - отмечает Ахсар Кочиев, - многие не знают, но мы являемся не только гражданами Южной Осетии и России, но мы также являемся гражданами Союза Белоруссии и России. На практике это означает, что мы как граждане России имеем право не только проживать на территории Белоруссии, но и избираться в ее законодательные органы, за исключением Верховного Совета Белоруссии. То есть гражданин РФ, никогда не проживавший в Белоруссии, может баллотироваться во все законодательные органы, а граждане Южной Осетии, население которой в десятки раз меньше населения одной Минской области, не может баллотироваться в депутаты своей страны из-за присутствия в Конституции пятилетнего ценза проживания на территории РЮО".

Еще один общественный деятель Леонид Кочиев также считает, что ценз оседлости в РЮО должен быть отменен. По его мнению, парламентские выборы "по своей значимости, не только не уступают президентским выборам, но, безусловно, превосходят их".

"Драматические события в ходе президентских выборов 2011 года, едва не перешедшие в гражданскую войну, стали возможны далеко не в последнюю очередь, из-за нашего парламента: из-за его лакейской, беспринципной и антинародной деятельности. И, чтобы в будущем не повторилось нечто, даже отдаленно напоминающее те события и то время, когда мы стояли в полушаге от кровопролития, нам всем необходимо максимально ответственно подойти к формированию будущего депутатского корпуса", - заявляет Леонид Кочиев.

"Уже сейчас, - полагает он, - мы обязаны тщательно проанализировать работу парламента, его успехи и неудачи. Потребовать от него отчета о его деятельности, о значимости тех или иных законов, им принятых, и о целесообразности различных поправок, изменений, дополнений к тем или иным законам и в первую очередь, конституционным". "... Любая предполагаемая поправка к конституционным законам должна стать объектом самого широкого, всенародного обсуждения. В любом другом случае она должна быть квалифицирована как преступление против народа", - полагает Кочиев.

Как считает Леонид Кочиев, сегодняшний парламент Южной Осети должен "держать ответ перед народом" на такие вопросы: "1. Когда и кем был инициирован ценз оседлости, и какова была его мотивировка? Была ли предпринята попытка его отмены? Если да, кто ее инициировал? и почему закон о цензе оседлости все-таки прошел? 2. Кем была инициирована, а затем поддержана поправка к цензу оседлости в ее нынешнем виде? Кто голосовал за и против? Дайте поименно! 3. Кем и с какой целью был поставлен вопрос о парламентской форме правления в дни, непосредственно предшествующие президентским выборам?"

По мнению Кочиева, парламент должен организовать слушания по ряду проблем. "Меня, например, крайне интересует, чью головушку первой посетила идея о сдаче экзаменов? Кто автор? В чем подоплека этого фарса и какова в нем роль парламента? А ведь эти экзамены антиконституционны! В статье 48 п.1 Конституции РЮО записано, что президентом может быть избран, при прочих условиях, цитирую: "владеющий государственным языком". Исходя из этого текста, подскажите, кто из тех абитуриентов не отвечал заявленному в Конституции требованию? Ведь Конституция требует знания языка, и в ней нет даже намека на качество, на степень, уровень грамотности. Кто против качественного знания языка, как, впрочем, в любых сферах, но в Конституции это требование не прописано", - отмечает Леонид Кочиев.

Он также полагает, что должна быть четко прописана процедура отзыва депутата, и "это должно касаться всех выборных лиц, начиная с низшего звена и кончая президентом".

"Я бы сделал также предметом парламентских обсуждений вопрос о целесообразности президентской формы правления и переходе на парламентскую, ибо первая донельзя дискредитировала себя. Но я абсолютно убежден, что парламент в этом случае должен быть сформирован только по мажоритарному одномандатному принципу", - считает Кочиев.

"Война 2008 года, противостояние 2011 года, массовый террор во время этого противостояния, роль различных властных контор, в том числе и парламента в судьбе законно избранного президента Аллы Джиоевой, плачевное состояние культуры и нравственная деградация общества, физическое вымирание - по какому из этих вопросов состоялось парламентское слушание, и каковы результаты?" - заключает Леонид Кочиев.