4 января завершился процесс выдвижения кандидатов для участия в предстоящих 18 февраля в Армении президентских выборах. Регистрация кандидатов продлится до 14 января.

Документы в ЦИК на регистрацию подали 15 человек, однако предвыборный залог в размере 8 млн. драм (около $20 тыс.) внесли лишь семеро из них. Центризбирком, впрочем, не стал из-за этого снимать с дистанции потенциальных кандидатов, заявив, что с деньгами готов потерпеть до истечения срока регистрации. Такую добродушную позицию понять можно.

Ведущие политические силы республики - партия "Процветающая Армения" (ППА) во главе с олигархом Гагиком Царукяном, АРФ "Дашнакцутюн" и Армянский национальный конгресс (АНК), руководимый первым президентом Левоном Тер-Петросяном, от участия в выборах отказались. Не рассматривая в данном случае весь комплекс неоднозначных обстоятельств, ставших причиной этого бойкота, отметим, что в результате власть оказалась в достаточно щепетильной ситуации.

Большинство потенциальных участников предстоящих выборов - персоны в политическом смысле совершенно неизвестные и даже экзотические, такие, как, например, преподаватель педагогического института, безработный, политолог, специалист по трактовке эпосов и мифов, пенсионер... Узнаваемых лиц очень немного. Помимо действующего главы государства Сержа Саргсяна, это - лидер партии "Свобода", экс-премьер-министр Грант Багратян, председатель объединения "Национальное самоопределение", диссидент советских времен Паруйр Айрикян, руководитель парламентской партии "Наследие" Раффи Ованнисян.

Неслучайно, некоторые наблюдатели, действующие на поле оппозиции, язвительно заявляют, что Серж Саргсян станет президентом, победившим эпосоведа, пенсионера и безработного. Сомнений в том, что исход выборов предопределен и никакой реальной политической борьбы в ходе их подготовки и проведения не ожидается, нет. И в этом состоит главная проблема власти.

Уже сегодня соцопросы показывают, что действующий президент получит более 70% голосов. В реальности этот показатель может оказаться еще выше, поскольку все остальные кандидаты, сколько бы их в конечном итоге ни осталось, вряд ли в совокупности наберут более 15%-17%. Между тем, основная задача властей - провести максимально честные, прозрачные, демократические, соответствующие европейским стандартам выборы. Именно от этого зависит, во-первых, процесс дальнейшей евроинтеграции Армении в рамках программы "Восточное партнерство", заключение соглашения об ассоциации и создание Зоны свободной торговли с ЕС, а во-вторых - проведение конференции доноров, результатом которой должно стать выделение Еревану, как минимум, 1,5 млрд евро. В свете этого очевидно, что победа на выборах с результатом, характерным, скорее, для авторитарных режимов, никак не может вдохновлять ни самого Сержа Саргсяна, ни его западных партнеров. Поэтому уже сегодня - и вновь не без иронии - отдельные местные наблюдатели предполагают, что властям, в отличие от всех предыдущих выборов, придется помочь оппозиции получить достойное число бюллетеней.

Однако сложившаяся ситуация может иметь и позитивную перспективу. Впервые, пожалуй, власть в Армении не будет обязана своим воспроизводством олигархам, полукриминальным бизнесменам и местным "авторитетам", следовательно - не будет от них зависеть. Обойдутся выборы и без такого широко распространенного явления, как избирательная взятка. Поэтому второй срок президентства Сержа Саргсяна может стать периодом реальной, а не имитационной, борьбы с коррупцией, безнаказанностью и всевластием олигархов, повышения инвестиционной привлекательности страны и т.п. В условиях получения твердого реального вотума доверия от избирателей и проявления достаточной политической воли, вопросы такого порядка могут быть решены довольно успешно и быстро. В этом, отметим, заключается преимущество авторитаризма (желательно - просвещенного) в странах, где реальная, устоявшаяся демократия и формирование гражданского общества являются делом будущего. Именно подобных шагов будет ожидать общественность от "старого-нового" президента. И только такие действия помогут преодолеть общую разочарованность, которая стала наиболее характерным элементом массового сознания и, наряду с социальной неустроенностью и ощущением назащищенности, породила эмиграцию, принимающую опасные масштабы.

Поэтому на смену проблеме официальной легитимации избранного президента придет вопрос завоевания реального доверия со стороны общества, т.е - легитимации "психологической".

Впрочем, соответствующих действий от Сержа Саргсяна будет ожидать отнюдь не только общественность. Новая ситуация позволит провести давно назревшую ротацию политических и экономических элит, когда на смену "старой гвардии", сформировавшейся еще во времена Левона Тер-Петросяна и второго президента Роберта Кочаряна, придут молодые технократы и "продвинутые бизнесмены" западного образца, которые уже сегодня являются главной опорой президента. Такие новации, безусловно, будут благосклонно восприняты на Западе и в немалой степени облегчат президенту целый ряд шагов во внешней политике, например, в вопросе карабахского урегулирования и возможного возобновления армяно-турецкого диалога, укрепления "европейского вектора" во внешней политике страны.

... Иногда возникает ощущение, что именно соображения подобного характера - наряду с пониманием нереальности победы над действующей властью на данном этапе и явного самоустранения Москвы от процесса - стали настоящей причиной отказа от борьбы основных политических партий.

Ануш Левонян, политический обозреватель (Ереван)