"Нужно обгадить прошлое, чтобы скрыть тот факт, что мы мало что сделали за время независимости", - депутат парламента Киргизии, зампредседателя Комитета по законности, правопорядку и борьбе с преступностью Дастан Бекешев поделился с ИА REGNUM мнением о попытках киргизских властей "переписать историю".

Наша история по-разному трактует периоды правления Аскара Акаева и Курманбека Бакиева. В советское время преподавание истории было направлено на то, чтобы объединять все народы Советского Союза, людям показывали дружественность в отношениях между республиками, и больший акцент делали на объединяющую роль коммунистической партии. Но если посмотреть на происхождение самих народов бывшего СССР, то тут очень трудно определить, откуда именно произошел народ, ведь это могло произойти тысячи лет назад. Археологические раскопки, может быть, и являются некоторым доказательством, но утверждать однозначно мы ничего не можем. Поскольку там все запутано и переплетено - это дает возможность некоторым странам трактовать свое происхождение как им удобно. Если в СССР говорилось об общей исторической судьбе наших народов, то сейчас, чтобы как-то возвысить, придать значимость своей нации, каждый пишет историю на свой лад.

ИА REGNUM: Как обстоят дела с фальсификацией истории в Киргизии?

В Киргизии тоже наблюдается такая нехорошая тенденция. Я читаю учебники по истории, которыми пользуются в киргизских университетах, и я вам открыто скажу - иногда доходит до маразма. Например, из них можно узнать, что на самом деле некоторые английские слова произошли от киргизских слов, идут сравнения - наш народ древнее другого народа. На самом деле - это игра. То, что преподают студентам, это попытка заложить основы идеологии. Если историю переписать, и на протяжении 50 лет не менять ее трактовку, в нее начинают верить. Наши учебники нужно писать объективнее, а там обозначены только минусы. Нужно показывать разные точки зрения ученых на события, чтобы школьники и студенты сами могли сделать вывод. Это развивает критическое мышление.

ИА REGNUM: Для чего закладывается такая идеология?

Чтобы показать, что у нашей страны есть независимость. Чтобы как-то оправдаться. У нас везде проблемы. В экономике, например, да в любой другой отрасли тоже. Нужно обгадить прошлое, чтобы скрыть тот факт, что мы мало что сделали за время независимости. Нужно "найти" внешнего врага, который "помешал" развитию страны.

ИА REGNUM: Кто, судя по текстам учебников, помешал Киргизии развиваться?

В некоторых наших учебниках указано, что большевики только навредили нашей стране, что именно они нас угнетали, и поэтому мы не смогли развиваться. Это происходит, к примеру, в Грузии. У них есть музей советской оккупации. В школах говорят, что "большевики - плохие люди, и вообще, русские сделали нас сырьевым придатком". Но на самом деле, насколько я знаю, в советское время Грузии выделялось очень много денег из союзного бюджета. Считалось, что если едешь работать в Грузию, будешь получать хорошую зарплату. Считалось, что Грузия - это республика, которой требуется особая поддержка, и Советский Союз очень много вкладывал в развитие ее инфраструктуры, например. Да и потом, если вспомнить, откуда родом были многие советские лидеры - Сталин, Берия, Орджоникидзе... А сейчас грузинам внушают, что русские их поработили и навязали советскую идеологию, а "потом появился Михаил Саакашвили и поднял страну". Для Саакашвили такая трактовка событий была выгодна, можно было показать - "у нас есть враг, и нам нужно идти вперед". Это удобно для реализации в будущем амбициозных политических планов.

ИА REGNUM: Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев в последнее время говорит об усилении сотрудничества с Россией, при этом киргизская образовательная система "лепит" из России образ врага. В чем причина столь противоречивых действий?

Это политика двойных стандартов. Везде и всюду так, не только у нас в Киргизии. Очень трудно прогнозировать, к чему это приведет. Но я считаю, что это нехорошо.

ИА REGNUM: Высказывания о том, что "русские нас колонизировали и ущемляли", порой звучали из уст высокопоставленных чиновников. В частности, Эмильбека Каптагаева, который тогда возглавлял администрацию президента Розы Отунбаевой.

Отчасти он прав. Действия Российского государства - это и была колонизация, что естественно для любой империи, стремящейся расширить свое жизненное пространство. Конечно, в долгосрочной перспективе это дало нам огромные плюсы, но царская Россия входила в регион, зачастую преодолевая ожесточенное сопротивление, это была война с так называемыми басмачами, продолжившаяся и в советское время. Потом уже к власти пришел Ленин и сказал: "Необходимо дать образование народу". Это уже другое время. Но изначально, если рассматривать факты объективно, то это была колонизация, ведь не все киргизские племена изъявили добровольное желание перейти под покровительство России. Проблема в том, что из уст многих чиновников звучат только минусы. Это необъективно и неправильно. Обсуждая такие темы, нельзя говорить только о минусах и забывать о плюсах. Я считаю, что СССР нам принес неизмеримо и гораздо больше пользы, чем вреда. Мы до сих пор пользуемся инфраструктурой того периода. Как бы мы ни ругали то время, но мы ездим по дорогам, построенным в советскую эпоху, мы учимся в школах, которые построены в советское время. После обретения независимости построено мало новых школ, да и те рассыпаются, когда происходит землетрясение. Та же энергетическая отрасль, которая нам досталась, по сути, бесплатно. Мы 20 лет не вкладывали в нее, а теперь сидим и ноем, что у нас проблемы с энергосектором. Наши ГЭС - тоже наследие Советского Союза. И сегодня, спустя 20 лет, сидеть и ругать ту власть, говорить что они "такие-сякие", что они "оккупанты", - совершенно неприемлемо. И хотел бы заметить, что СССР - это ведь не только русские, это мы все - и киргизы, и русские, и узбеки, и таджики, и казахи.

ИА REGNUM: Почему нет реакции коллег на высказывания Эмильбека Каптагаева?

Я не знаю, почему не было реакции. Я считаю, что если Каптагаев - чиновник столь высокого уровня (а сейчас он советник президента по межэтническим вопросам), то он должен быть сдержаннее в отношении такого рода высказываний и очень тщательно подбирать слова, давая оценку историческим событиям.

ИА REGNUM: Люди верят в рассказы про "внешних врагов, навредивших Киргизии"?

Верят потому, что в регионах при попустительстве властей происходит деградация. Молодежь все меньше и меньше получает качественное образование. И когда человек необразован, он начинает верить таким высказываниям. Показательный случай: я написал о том, что резкий переход делопроизводства на киргизский язык приведет к оттоку из государственных служб русскоязычных работников, в том числе и многих киргизов. Мои слова намеренно перевели по-другому: "Вот, Дастан Бекешев высказался таким образом, что если будет переход на киргизский язык, умные русские люди уйдут с государственной службы, а останутся только неграмотные киргизоязычные специалисты". Хотя я этого не говорил, это растиражировали несколько газет, издаваемых на киргизском языке. И это якобы мое высказывание стали комментировать государственные мужи и начали писать, что я - дурак. Даже не стал оправдываться, потому что такого не говорил. Но люди-то в это верят, и мне стали писать: "Из-за таких, как ты, говорящих на русском языке, наша страна не развивается". В регионах ситуация еще хуже. Если заехать в Джалал-Абад, в Нарын, можно услышать и высказывания похлеще. Эти идеи насаждаются намеренно, чтобы указать людям на "врага", который помешал развитию страны. А грамотная молодежь-то все понимает. Но многие молодые и образованные уезжают за границу, в ту же Россию или Америку, и мы теряем ценные кадры.

ИА REGNUM: В прошлом году ваши коллеги инициировали внесение изменений в Закон "О государственном языке". Это связано с попыткой уменьшить значимость русского языка и российского влияния здесь?

Я не думаю, что инициаторы и со-инициаторы закона преследовали такую цель и мыслили настолько глобально. Они считают, что таким образом государственный язык будет развиваться. А я считаю, что он будет развиваться, когда мы начнем выпускать больше интересных учебных пособий, занимательных видео-уроков. Рассуждая объективно, скажу, что русский язык и так утрачивает свою значимость. Если раньше русским языком довольно сносно владело большинство граждан, то сейчас, если поехать в глубинку, то там многие уже не говорят по-русски. В Бишкеке, например, еще разговаривают на русском языке, и то уже происходит некоторый разрыв. В новостройках, опоясавших столицу, многие не говорят на русском. В микрорайонах, в центре еще на русском говорят, а на окраинах таких людей меньшинство. К сожалению, русский язык может со временем и вовсе утратить свою значимость. В этом, я считаю, в какой-то мере виновата сама Россия как культурное ядро русскоговорящего мира. Смотрите, многие люди платят большие деньги, чтобы обучиться английскому языку. А что происходит с русским языком? В тех странах, где русский язык был когда-то распространен, он постепенно исчезает, потому что Российская Федерация мало приложила усилий для того, чтобы создать тесные культурные связи с этими странами. Сегодня Россия более или менее окрепла и уже может реализовывать планы во внешней политике через свои посольства, культурные учреждения. Сейчас мы двигаемся с Россией в одном направлении, и это выгодно и нам, и им. России важно во внешней политике обеспечить себе плацдарм. Но на самом деле, мне кажется, что наша страна российское государство особо не интересует. Им важно завоевать геополитическое пространство, оставить тут свою военную базу, а от другой - избавиться.

ИА REGNUM: Нужно ли штрафовать за незнание госязыка, как предлагают инициаторы законопроекта?

Я против этого закона. Статус русского языка как официального закреплен в Конституции. В случае принятия парламентом этого законопроекта президент не должен его подписывать. Но есть определенные вещи, которые я поддержал бы. Например, рекламу нужно делать на киргизском и на русском языках, а информационные указатели и вывески переводить в том числе на английский. Но штрафовать за незнание госязыка - это неправильно. Инициаторам законопроекта не помешало бы усвоить одну простую вещь: говорить - это одно, а писать, и тем более писать грамотно, намного сложнее. Моя мама дома говорит на киргизском языке, но писать какие-то официальные заявления ей проще на русском, хотя говорит она по-русски через пень-колоду. И большинство граждан знают язык именно так. Поэтому я не поддерживаю данный проект закона.