Социальная сфера сродни строительной отрасли по необходимости возводить этаж за этажом - систему удобных для людей помещений, лестниц, переходов, позволяющих чувствовать себя защищенными. Но, вместе с тем, если строители могут, позабыв о выстроенном и сданном объекте, идти дальше, социальная отрасль предполагает постоянное участие.

Об этом, и, в частности, обязательствах перед городом, грядущих законодательных и административных переменах, отношении к запрету усыновления российских детей гражданами США и подробностях другой "пограничной" истории, а именно, перспективах возможного объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области сегодня, 22 января, беседует корреспондент ИА REGNUM с председателем комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Александром Ржаненковым.

ИА REGNUM: Что вы считаете главным итогом минувшего года?

С учетом того, что мы ежедневно и ежемесячно обслуживаем 4 миллиона 800 тысяч человек, итог неплохой. Можно много об этом говорить, но чисто по-человечески самое главное - то, что мы свои очень непростые обязательства перед городом, перед людьми, в целом, выполнили: и с формальной точки зрения, и с человеческой. Если сравнивать нашу сферу с другими отраслями городской жизни - вы вот вспомнили строительную отрасль - кроме справедливых нареканий по ряду возникающих, и в срочном порядке подлежащих урегулированию проблем (без этого в социальной отрасли не бывает!), обошлось без больших потрясений.

ИА REGNUM: А что помогает обходиться без больших потрясений?

Контакт с петербуржцами, нити, связывающие нас с населением, конструктивные и нормальные, исключают социальное напряжение. Острые вопросы решаются по мере поступления - соответственно, и деятельность системы на всех уровнях оценивалась положительно. В наших учреждениях и премьер-министр побывал, и президент, и губернатор в конце года приезжал в социальный дом Невского района. Претензий во время визитов не возникало. И это свидетельствует о том, что в городе работает команда, профессионально выполняющая свои функции, умеющая решать проблемы, которые в нашей отрасли неизбежны.

ИА REGNUM: В такой работе трудно выделить главное, но хотя бы о направлениях, по которым успешно действовали?

... И продолжаем действовать. Это и дополнительные меры социальной поддержки населения, и постоянно возрастающее число услуг при улучшении качества их предоставления. На первый взгляд, рутинная работа, помимо которой имеет значение объединение усилий власти, общества. Кстати, при участии СМИ. Не подумайте, что это пустые слова: любая реакция со стороны журналистов: и позитивная, и негативная - конструктивно влияет на ситуацию.

ИА REGNUM: Общеизвестно, насколько затратной была и остается социальная сфера. Хватает ли выделяемых городом денег?

Финансирование, которым располагаем, поддерживается в полном объеме и с течением времени увеличивается. Бюджет 2013 года - 35,7 миллиарда, больше, чем прошлый, 2012-го, и уровень его в разы больше, чем у любого из субъектов Российской Федерации. Это говорит о том, что, в целом, у нас в регионе стабильная экономика и распределение источников на потребности отрасли стабильно. Если и говорить о большем, то мы просто не в состоянии, в силу отсутствия неких нормативных документов или законодательных актов, использовать дополнительные средства.

ИА REGNUM: Мы уже обсудили то, что избавиться от проблем, завершая один год и начиная другой, невозможно. Прогнозируете ли возникновение новых проблем - в дополнение к традиционным, старым?

Да, невозможно придти к концу года без проблем - их остается великое множество по всем направлениям. А что касается прогнозов, то главная трудность, которая нам в этом году предстоит - организационная работа по обеспечению реализации закона "О социальном обслуживании", который будет принят в ближайшее время. Регионам дается право принимать собственные законодательные акты и нормативные документы для того чтобы, в рамках своих возможностей и полномочий, расширять круг претендентов на социальную помощь, решать их проблемы, и это уже хорошо.

ИА REGNUM: Какого рода корректировка, на Ваш взгляд, требуется новой редакции федерального закона "О социальном обслуживании"?

Меняется идеология и ряд условий, устанавливаются новые критерии. Предусмотрено жестко адресное предоставление мер социальной поддержки населению, на основании конкретных экспертных оценок комиссий. В связи с этим мы обоснованно ожидаем некое непонимание со стороны населения. Потребуется разъяснительная работа, потому что еще с доперестроечных времен общество привыкло к потребительскому подходу: государство обязано те или иные льготы предоставить, и точка. А в новом федеральном законе четко прослеживается идеология: человек, который способен работать, должен сам зарабатывать себе на жизнь. Думаю, с тем, чтобы обеспечить безболезненный переход к жестким требованиям, нам предстоит в ближайшее время внести в Законодательное собрание свой вариант городского закона о социальном обслуживании населения.

ИА REGNUM: Где же грань, которая разделяет людей, не способных работать, и безусловно нуждающихся в серьезных мерах социальной поддержки от тех, кто может справиться с недугом?

Вот из чего исходит отредактированное федеральное законодательство: даже если у человека есть некие проблемы со здоровьем, мы должны принять все меры компенсирующего характера для того, чтобы обеспечить ему возможность нормально работать. Предусматривается предоставление определенных мер финансовой поддержки, но опять-таки, до того момента, пока те или иные компенсирующие действия не устранят проблемы. Просто у нас сложилась такая система: мы платим человеку, и он должен получить услугу - медицинскую или реабилитационную, чтобы попытаться справиться с недугами. Много таких людей, которые могли бы сделать это, и, тем не менее, по понятным причинам - то есть, боясь потерять льготы, к этому не стремятся.

ИА REGNUM: Чем объясняется жесткость новых позиций федерального законодательства?

Жесткие критерии нового закона предполагают контроль ситуации - не напрасно ли человеку выплачиваются государственные средства. Понятно, что по медицинским показаниям позитивные перемены далеко не всегда возможны, и всё-таки люди сами должны прилагать усилия к тому, чтобы попытаться приобщиться к активной жизни.

ИА REGNUM: Что еще относите к нетрадиционным, новым задачам 2013 года?

Вторая тема связана с появлением нормативного документа об отраслевой схеме развития, которая должна быть увязана, по городскому постановлению, с Концепцией развития Санкт-Петербурга. Нам предстоит внести изменения в действующие нормативные документы, учитывая динамику демографических показателей: рождаемости, смертности. Число пожилых людей и детей увеличивается. Вместе с тем, страна подписала многие международные акты, связанные с соблюдением прав инвалидов. Приняты нормативные документы по доступности городской среды и так далее. В связи с этим должна быть предложена перспективная схему развития города, с учетом разукрупнения подведомственных комитету по социальной политике учреждений, при участии государственно-частного партнерства.

ИА REGNUM: Что это за партнерство?

Ни федеральный, ни, тем более, городской бюджетные карманы никогда не потянут решение социальных проблем в полной мере. Так было и будет. Поэтому вся надежда на современных Мамонтовых и Елисеевых. Учитывая же европейский опыт, в новой отраслевой схеме предусматриваем развитие новых учреждений не только на условиях государственного финансирования в рамках существующих нормативов, но и при участие инвесторов. Такой инновационный проект уже есть. Как существуют и компании, которые намерены вкладывать в это деньги. Они готовы строить, содержать объекты, и со временем рассчитывают получать компенсацию собственных затрат.

ИА REGNUM: Неужели, наконец, произойдет то, о чем мечтали разумные реформаторы начала 90-х годов XX века, за что ратует писатель Гонсалес Гальего, прошедший через систему детских домов-интернатов?

Мы должны разукрупнить систему домов-интернатов - детских и взрослых. Адреса уже подобраны и мы должны утвердить эту адресную программу. Действительно, должно произойти то, о чем мы мечтали в начале девяностых. Пока мы получили два адреса от комитета по здравоохранению для того, чтобы отремонтировать, отреставрировать и использовать здания под дом для пятидесяти, максимум - ста человек.

ИА REGNUM: С какого учреждения начнется процесс?

Начнем с "четверки" - самого густонаселенного детского дома, в котором побывал Астахов, когда гасили прошлогодний конфликт, и менялось руководство учреждения. Как тогда говорил, так и сейчас считаю, что необходимо, во-первых, создавать нужные условия для проживания и реабилитации детей, а во-вторых, условия для работы персонала. Термин "психушка" должен уйти.

ИА REGNUM: Для расселения подведомственных комитету учреждений для детей и взрослых необходимы здания. Как будут решаться эти проблемы?

У нас есть согласие ряда общественных организаций - творческих союзов ветеранов сцены и архитекторов. Они не в состоянии сами эксплуатировать принадлежащие им здания, причём помещения не загружены. А у нас - очередь. Думаю, разумно использовать здания на совместных, взаимовыгодных условиях. На днях представители комитета выезжали в Дом архитектора. На подписи у губернатора наше письмо и согласие двух творческих союзов. Как только он поставит резолюцию, мы должны будем предусмотреть определенные средства в бюджете текущего года, и, начиная с лета, внести поправку в законодательство, для того чтобы до конца 2013-го процесс начался.

ИА REGNUM: Самым, пожалуй, резонансным и горячим в конце ушедшего года было обсуждение запрета усыновления российских детей гражданами США.

По-человечески с теми, кто высказался за этот запрет, я не во всем согласен, но я работаю в системе и обязан соблюдать все постановления и указы.

ИА REGNUM: А что бы Вы предложили в качестве разумного алгоритма?

О том, что можно найти путь для разумного алгоритма приема детей зарубежными семьями, и вместе с тем, соблюдать интересы отечественных усыновителей и опекунов, я говорил еще до принятия резонансных решений. Безусловно, мы можем и должны создавать условия для своих граждан, но по времени это очень длительный, непростой процесс. Одно дело в указе прописать увеличение с определенного времени финансовых выплат, но, я убеждён, только выплатами не решить проблему. До сегодняшнего дня человек находящийся под опекой в семье, ребенок получал на федеральном уровне от государства 1800 рублей. Даже если мы будем платить 10 тысяч рублей, это несколько оттянет проблему, и за счет этих денег родители какие-то вопросы будут решать, но опять-таки, в большей степени, это будут бытовые вопросы.

ИА REGNUM: На прочее денег не хватит...

Совершенно верно, за эти деньги ребенок не сможет получить реабилитацию, системную, целенаправленную диагностику и последующее лечение. На это нужны большие средства, и у нас это, в полной мере, к сожалению, невозможно. Американцы берут детей с синдромом Дауна, с разными серьезными проблемами - там давно существует чёткая система помощи таким детям, практика ежедневного использования этих возможностей, причём практически бесплатно. Очевидны и результаты такого подхода.

ИА REGNUM: Например...

Американская семья усыновила трёхлетнюю девочку из 13-го петербургского дома ребенка. Сейчас ей 16, и она с потрясающим успехам выступила в нескольких видах спорта на международных паралимпийских играх. Принесла золото, стала гордостью Америки. К директору нашего дома ребенка она вручила одну из завоеванных ею на этих соревнованиях высочайшего уровня золотых медалей. Приемные родители посчитали это справедливым. К несчастью, у нас такого не происходит. В то же время, давно наработан, во всяком случае, в Санкт-Петербурге, успешный опыт передачи детей в иностранные семьи разных стран - Франции, Германии, Америки...

ИА REGNUM: И дальнейшие судьбы детей отслеживаются?

Конечно, мы системно анализируем ситуацию. Иностранные граждане, которые усыновляют детей, нам постоянно присылают отчеты, и документы, и видеоролики. Семьи обязательно посещают представители Министерства иностранных дел, и должен отметить, что, слава богу, до сегодняшнего дня ни с одним усыновленным за рубеж ребенком не случилось беды - напротив, имеем дело с позитивным опытом.

ИА REGNUM: А Вам приходилось видеть, как живется за рубежом российским детям?

Я встречался с такими семьями во Франции. Приятно наблюдать за тем, как они воспитывают детей, не теряя при этом связей с Россией. Родители искренне делают все для того, чтобы ребенок знал историю страны, откуда родом, учил русский язык. Сами они тоже учатся. А в нашей стране, в силу разных причин: экономических, организационных, правовых, очень много проблем возникает с приемными родителями. Есть немало детей, которых возвращают из семей в сиротские учреждения - некоторых даже неоднократно. Из-за границы, как это ни горько признавать, в Санкт-Петербург возвратов не было.

ИА REGNUM: Сейчас много разговоров о том, что запрет не позволяет претендентам из США, находящимся в процессе оформления документов, взять детей из Санкт-Петербурга...

В том-то и беда, что 33 американских гражданина, которые уже дали согласие и подобрали детей в наших детских домах, оказались в сложной ситуации. По 7 детям до конца 2012 года было принято положительное решение, они признаны подпадающими под старый закон. И под вопросом остаются 33 детских судьбы, и практически каждый ребёнок имеет те или иные проблемы. Скажу просто: наши люди таких детей не усыновляют. По возрасту, 21 ребёнок - до трёх лет, от 3 до 7 - семь детей, и старше семи лет - 5 детей.

ИА REGNUM: О диагнозах говорить не принято, но, учитывая, что имен не произносим, о каких патологиях идёт речь?

Четыре ребенка с синдромом Дауна, один - с диагнозом "врожденная аномалия позвоночника, два брата с диагнозом "умственная отсталость". По нашим законам они должны быть только вместе, а у нас просто не было и нет таких случаев усыновления. Один ребенок с диагнозом ВИЧ, еще один - с диагнозом - туберкулез лимфоузлов. Двое: брат и сестра - с диагнозом перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции. И, наконец, 10 детей (извините, что об этом вынужден говорить), с выраженными национальными особенностями. Наши люди таких детей тоже не берут. Американцы - иное дело. В этой стране нет так называемой титульной нации, американцы усыновляют детей любой национальности.

ИА REGNUM: Если коротко сформулировать Ваше отношение к запрету...

Прежде чем принимать такие решения, надо создать условия в собственно доме для того, чтобы наши сограждане имели возможность на должном уровне воспитывать и лечить детей.

ИА REGNUM: А теперь вопрос из другой "пограничной" истории. Как относитесь к возможному объединению Санкт-Петербурга и Ленинградской области?

Позитивно. Сегодня существует много направлений, по которым, подчеркну - в силу объективных причин, область не может настроить систему соцзащиты "по-петербургски". Например, в соседнем регионе только еще обсуждается возможность наладить работу службы социального такси, а в Санкт-Петербурге это давно работает. Думаю, одно из ближайших совместных заседаний двух правительств будет посвящено социальным вопросам. Но уже сам свершившийся шаг: создание межрегионального координационного совета, говорит о намерении сверять наши позиции.

ИА REGNUM: Каковы, на ваш взгляд, плюсы возможного объединения?

Когда у нас был единый субъект федерации, единая система развития, не было у людей такой проблемы, как разница получения тех или иных льгот. Ветеран области, например, часто не может получить городские льготы, хотя работал в городе - жил за городской чертой, а работал здесь. Сегодня мы наблюдаем тенденцию: с федерального уровня всё больше полномочий передается на региональный. А субъекты федерации - разные. И я убежден, город и область, объединив усилия, могут сделать для благополучия граждан больше.

ИА REGNUM: Но, согласитесь, что путь объединения долгий, болезненный, трудный процесс?

Да, поначалу, как один, так и другой субъект федерации, во многих вопросах будут страдать. Но приведу примитивный пример. Когда происходит ремонт в квартире, мы всегда имеем проблемы во всех смыслах: головную боль, ухудшение бытовых условий. Так и здесь: ситуация будет постепенно выравниваться. Надо менять ситуацию, при которой в неравных социальных условиях (это и соцзащита, и образование, и медицина) оказываются люди, проживающие, например, в Пскове и Псковской области, Новгороде и Новгородской области, и так далее.

ИА REGNUM: Вы считаете, высока потребность соседних регионов друг в друге?

Уже сегодня можно сказать: нам повезло - Ленобласть развивается, и перспективы у нее неплохие. Вместе с тем, город задыхается оттого, что не может решить ряд вопросов, требующих межрегионального взаимодействия. Помните "знаменитый" дом в сюжете коллег-телевизионщиков, в который не ехали ни "Скорая", ни пожарные, потому что ни город, ни область его не считали своим? Выход из лабиринта проблем, полагаю, и заключается в умении "сверить часы".

ИА REGNUM: По итогам минувшего года Вас признали лучшим чиновником Санкт-Петербурга. Как к этому отнеслись коллеги?

Во-первых, думаю, это произошло, прежде всего, потому, что наш комитет больше всего общается с населением - это само по себе дает преференции. Друзья к такому решению отнеслись позитивно, но были и голоса сомневающихся: мол, откуда взялось такое количество голосов - далеко не все бабушки владеют Интернетом. Правда, ведь и не только горожане высказывали свое мнение, другие субъекты Федерации, с которыми сотрудничаем, тоже голосовали (я интересовался, и оказалось, что много голосов пришло не из Петербурга). Как бы там ни было, коллеги по правительству поздравили. Но хочу отметить - это обстоятельство и обязательства налагает дополнительные. Люди оказали доверие, значит, нельзя опускать планку.

Беседовала Евгения Дылева

Справка ИА REGNUM

Ржаненков Александр Николаевич родился в 1957 году, в Смоленской области. В 1988 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт по специальности "Инженер-механик"; в 1992 году - Санкт-Петербургский институт государственного и муниципального управления Северо-Западного кадрового центра по специальности "политолог".

В 1975 году поступил на работу в Ленинградское адмиралтейское объединении, куда вернулся в 1980 году после службы в рядах Советской Армии. С 1984 года принимал участие в деятельности Октябрьского РК ВЛКСМ, с 1987 г. работал в исполкоме Октябрьского райсовета.

В комитет по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга поступил на государственную службу в 1994 году, занимал должность заместителя председателя. С 2006 года - председатель комитета по труду и социальной защите населения, переименованного в 2009 году в комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.

Награжден медалями "В память 300-летия Санкт-Петербурга", "В память 100-летия Казани", в 2007 году был награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Увлечение: болельщик ФК "Зенит".

Женат, имеет сына и дочь, внука и внучку.