"Армяне, от своей одежды до быта, от имеющей христианские истоки многослойной культуры до нынешней политической системы, являются европейцами. Политические модели Китая, России или США не могут быть применимыми у нас примерами. Нам ближе модели маленьких наций-государств Европы. В особенности, для нас могут быть примером те, кому удалось построить свободные и обеспеченные общества". Такое заявление сделал на старте своей предвыборной кампании действующий президент Армении Серж Саргсян в интервью ереванскому журналу "Андин".

При этом было также сказано, что европейский вектор армянской политики и военно-стратегический союз с Россией, членство Армении в ОДКБ не противоречат тенденциям евразийской интеграции - это два взаимодополняющих процесса.

Однако если Европа до последнего времени всячески поощряла такие настроения армянской власти, развивая взаимодействие в рамках программы "Восточное партнерство" и обещая поощрять движение Армении к демократии по принципу "большее за большее", то теперь стали возникать сомнения в том, что ЕС твердо настроен видеть эту закавказскую страну в числе "маленьких наций-государств" Старого Света.

Глава наблюдательской миссии ПАСЕ на предстоящих 18 февраля президентских выборах в Армении Карин Уолдсет достаточно прохладно прокомментировала начало предвыборной кампании, отметив, во-первых, "серьезное беспокойство, связанное с неточностями в списках избирателей", а во-вторых - "всеобщее безразличие к выборам" со стороны общества и недоверие к избирательным процессам со стороны ряда ведущих политических сил.

Это, насколько можно судить, стало для официального Еревана достаточно неприятным сюрпризом, поскольку незадолго до того глава миссии наблюдателей БДИПЧ-ОБСЕ Хайди Тальявини заявила, что задача наблюдателей - не критиковать и давать некие оценки, а следить за тем, чтобы предвыборная кампания и избирательные процессы соответствовали международным стандартам и местному законодательству.

Напомним, что от оценки европейских наблюдателей зависит, во-первых, оказание Армении помощи в размере, как минимум, 1,5 млрд евро, а во-вторых - заключение соглашений о зоне свободной торговли и ассоциации с ЕС, как утверждается - уже к концу нынешнего года. Комментарии Карин Уолдсет в этом смысле для армянской стороны явно не выглядят вдохновляющими.

Кроме того, практически одновременно был опубликован обширный доклад Европейского центра стратегической разведки и безопасности (ESISC), посвященный армяно-иранским взаимоотношениям. Сразу отметим, что столь резкой критике армяно-иранские связи еще никогда не подвергались. При этом речь идет как об экономическом, так и политическом взаимодействии Еревана с Тегераном.

В документе, в частности, говорится, что с момента обретения Арменией независимости в 1991 году именно Иран является её основным и самым надежным союзником. И хотя такой союз между христианской нацией и "светочем глобальной исламской революции" может показаться противоестественным, на самом деле взаимодействие имеет очень глубокую подоплеку. Армяно-иранский союз препятствует созданию геополитической оси между США и Азербайджаном; открывает Тегерану путь к российскому и европейскому рынкам; позволяет ИРИ обходить международные санкции и помогает реализации её ядерных амбиций. В этих условиях Тегерану легче отвечать на угрозы со стороны традиционных недругов - Турции и Израиля. Для Армении близкие отношения с ИРИ являются способом обойти блокаду со стороны Азербайджана и Турции и позиционировать себя в качестве центрального элемента на оси "Север-Юг", а также диверсифицировать энергопоставки. Одновременно растущая торговля с Ираном ослабляет зависимость армянской стороны от международных кредитов и помощи со стороны зарубежной армянской диаспоры.

Вывод экспертов ESISC позволяет говорить о торжестве самой разнузданной конспирологии. Оказывается, Иран и Армения разработали тайный план, включающий, помимо прочего, подрыв усилий, предпринимаемых международным сообществом для обеспечения стабильности в регионе и достижения мирного урегулирования карабахского конфликта. Предвзятость и однобокость документа совершенно очевидна. В докладе ничего не сказано о том, насколько в условиях азербайджано-турецкой блокады уязвима экономика и социальная сфера Армении, её коммуникации и энергоснабжение. Нет указаний на то, что, по оценке американского посла в Ереване Джона Хефферна, сотрудничество с Ираном не препятствует реализации международных антииранских санкций. Не упоминается также, что Ереван готов ратифицировать парафированные в 2009 году протоколы о нормализации отношений с Анкарой, но турецкая сторона увязывает этот процесс с уступками со стороны армян в Карабахе, о чем в этих документах даже не упоминается. Не менее странно в этой связи, что эксперты ESISC, говоря о растущем армяно-иранском экономическом сотрудничестве, обходят стороной тот факт, что за 20 лет взаимодействия двусторонний товарооборот едва вышел на уровень $270-280 млн. в год, в то время как по оценке специалистов деблокада турецко-армянской границы в течение нескольких месяцев позволила бы Еревану и Анкаре довести соответствующий показатель до $500 млн. с большими перспективами дальнейшего роста. Отсюда понятно: если что и могло бы ослабить зависимость Армении от международных кредитов и помощи диаспоры, улучшить довольно незавидное положение в экономике и социальной сфере, то уж никак не торговля с Ираном, а взаимодействие с Турцией и Азербайджаном. В этих условиях армянская сторона явно не заинтересована плести некие "тайные планы", направленные на дестабилизацию региона и срыв мирных переговоров вокруг Карабаха. Напротив, в одном из своих последних предвыборных выступлений президент Серж Саргсян вновь призвал вернуться к нормализации отношений с Турцией, конкретизировать определенные "разумные сроки" для ратификации упомянутых протоколов. В противном случае будет очевидно, сказал он, что Анкара не заинтересована в таком развитии событий, и Армении придется снять протоколы с парламентской повестки. И, кстати, идею деблокады границы последовательно лоббирует Вашингтон, постоянно выдвигающий для этого самые различные идеи. Недавно, например, прозвучало предложение открыть границу как бы частично - лишь для армян-беженцев из Сирии, связь которых с исторической родиной практически прервана. Но в Анкаре отреагировали холодно.

Доклад ESISC может означать, что определенные круги на Западе раздражены растущим укреплением армяно-российского военно-политического союза, активностью Армении в рамках ОДКБ, хотя Ереван параллельно развивает взаимодействие с НАТО в рамках Программы индивидуального партнерства и держит в Афганистане свой воинский контингент в составе ISAF. Также не исключено, что на фоне продолжающегося кризиса в ЕС Брюссель решил притормозить как сам процесс интеграции в рамках "Восточного партнерства", так и (тем более) создать "основания", которые позволили бы отказаться от обещаний финансовой помощи Еревану. То есть, фактически, сменить поощрение на наказание, обещанный пряник - на реальный кнут. Именно об этом говорит критика в адрес предвыборных процессов в Армении и торгово-экономического сотрудничества Еревана с Тегераном, которое, заметим, существует не первый год, но никогда не вызывало вопросов и упреков, тем более - столь резких и явно преувеличенных.

Впрочем, предвзятость доклада ESISC настолько очевидна, что одна из ереванских интернет-газет предположила, что к официальной политике ЕС этот документ отношения не имеет. Возможно, предполагает издание, что такой текст родился благодаря лоббингу Баку, который всеми способами пытается дискредитировать армянскую сторону. В контексте ведущейся между сторонами карабахского конфликта ожесточенной информационной войны подобный вывод имеет право на существование.

Гай Борисов, политический обозреватель ИА REGNUM