Законопроект, дающий регионам право самим определять порядок избраний губернатора, Государственная дума РФ приняла в первом чтении, передает корреспондент ИА REGNUM 23 января. Субъекты РФ своим законом могут предоставить право депутатам заксобрания избирать губернатора из трех кандидатов, выдвинутых согласно предъявляемым к ним требованиям, и новой процедуре. Согласно этой процедуре, кандидаты на должность губернатора выдвигаются президентом РФ по представлению политических партий, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ и в Госдуме. При этом каждая из этих партий вправе представлять президенту не менее трех кандидатур на указанную должность, причем партийная принадлежность кандидатов значения не имеет.

Законопроект обязывает политические партии до представления кандидатур президенту РФ проводить консультации с зарегистрировавшими свое региональное отделение в соответствующем субъекте РФ политическими партиями, не имеющими права представлять главе государства кандидатуры для выдвижения на должность губернатора. Порядок проведения таких консультаций будет определяться законом субъекта РФ.

Президент из общего числа представленных ему кандидатур выбирает трех кандидатов и выдвигает их для избрания на должность губернатора депутатами заксобрания соответствующего субъекта РФ, при этом предусматривается, что выборы губернатора будут проводиться в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Авторы законопроекта - представители всех четырех фракций Госдумы отмечают, что документ вызван многообразием Российской Федерации. "Это должно учитывать в ряде случаев определенную специфику регионов", - отметил глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин ("Единая Россия"). Парламентарий подчеркнул, что в "законопроекте устанавливается право субъектов Российской Федерации, а не их обязанность". "В дальнейшем эта практика зависит от того, какие субъекты Российской Федерации ею воспользуются", - отметил парламентарий.

Плигин, отвечая на вопрос коммуниста о существовании "списка", какой регион по какой системе должен выбирать губернатора, заявил, что "строить графики и списки нет задачи". Глава профильного комитета предложил посмотреть "на реальную политическую практику".

В ходе дискуссии у депутатов возникал вопрос, не послужит ли закон стартом для национальных разногласий. Отвечая на вопрос Михаила Сердюка ("Справедливая Россия"), Плигин напомнил, что в России 150 крупных наций и национальностей, 850 этносов и субэтносов. "В ряде случае лучше не ставить некоторые вопросы", - отметил он. При этом глава профильного комитета подчеркнул, что в случае различного рода развития ситуации в субъекте РФ "будут делаться предложения президенту РФ как гаранту Конституции... который позволит сохранить национальный мир в стране".

Законопроект дает возможность реализовать принцип федеративности, заложенный в самой конструкции российского государства, отметил в свою очередь один из авторов законопроекта Михаил Старшинов ("единая Россия"). "Я не хочу заниматься "формирующими соцопросами" и прогнозировать, в каких регионах эта норма будет действовать в первую очередь, в каких - во вторую. Наши регионы разберутся в этом сами", - уверен он.