На удивление мирно и по-своему даже конструктивно прошло в Таллине "специальное совещание" руководителей организаций российских соотечественников и активистов Русской общины.

И это несмотря на сохраняющиеся принципиальные разногласия, а также трехлетнее ожесточенное, порой и непристойное, противостояние "профессиональных" соотечественников Эстонии и оппозиции, которая предлагает альтернативные формы деятельности которых за это прозвали соотечественниками-"реформаторами". Корректность и сдержанность враждующих сторон можно было объяснить и участием в собрании советника посольства РФ в ЭР Василия Попова, который курирует деятельность организаций российских соотечественников. Всем очевидно стремление МИД РФ погасить конфликт, который давно компрометирует не только местных соотечественников и русское сообщество в Эстонии, но и российское посольство, даже Россию. Озаботилась и Москва. В конце прошлого года в Таллин приезжал новый глава ДРС (Департамент по работе с соотечественниками) МИД РФ Анатолий Макаров, чтобы выслушать российских соотечественников Эстонии.

"Мягкая сила" - фактор раскола

Конфликт долгое время носил идеологический характер, который объясняется, прежде всего, корректировкой Москвы курса российской политики в отношении соотечественников. В прошлом году официально в основу перемен был заложен принцип "мягкой силы", которая отдает приоритет вопросам культуры, языка и образования, то есть работа с соотечественниками за рубежом стала носить откровенно гуманитарный характер, и обернулось соглашательством с националистическими режимами Прибалтики в сфере политики и экономики. На второй план отошли, а то и оказались забытыми, проблемы межэтнического неравноправия, от которого более всего страдает 300-тысячное русское население Эстонии. Доходило и до оскорбительной минимизации празднования 9 мая, дабы не раздражать националистов. Соотечественное сообщество практически никак не информировали о причинах и целях перемен. Очевидно, благодаря обанкротившейся "перезагрузке" отношений между Россией и США. О самих изменениях политики местная соотечественная общественность узнавала постфактум. С этого и началось напряжение между "профессиональными" соотечественниками из КСРСЭ (Координационный совет российских соотечественников Эстонии), и прежде всего его руководством, и оппозицией, соотечественниками-"реформаторами". Лидер КСРСЭ, его ответственный секретарь Андрей Красноглазов, а также член этого Совета - председатель СОРСЭ (Союз организаций российских соотечественников Эстонии) Сергей Сергеев интерпретировали "мягкую силу" буквально - они не только выражали равнодушие к русофобской политике эстонского государства, но и стали потакать ему в этом. Особая заслуга в озвучивании их антирусской позиции принадлежит местному журналисту Михаилу Петрову, на всеобщее удивление пригретому посольством РФ в ЭР. Это притом, что свою неведомую деятельность КСРСЭ выдавал по принципу "Мы пахали!" за координацию организаций соотечественников, которые об этом и не просили.

Забегая вперед, надо сразу отметить одну деталь: направления деятельности, оговоренные соотечественниками-"реформаторами" не предусматривают борьбу с дискриминацией русского и русскоязычного населения. А ведь именно за это они же критиковали КСРСЭ!

Итог? За последние три года движение соотечественников в Эстонии зачахло. О нем мало кто знает даже среди неэстонского населения страны, а, если знает, то, как "склочников при кормушке" российского посольства. Доказать упреки в откатах нет возможности, но, если их нет, то тем обиднее, что дурная молва дискредитирует соотечественное движение. Дошло до того, что слово "соотечественник" стало, чуть ли, не ругательным.

В шок повергла русскую общественность позиция ответственного секретаря КСРСЭ, руководителя Института Пушкина в Таллине Андрея Красноглазова, который давно и открыто поддерживает политику эстонского правительства по реформированию русских гимназий (перевод на эстонский язык обучения), эстонизацию всего образования на русском языке. Этим он и КСРСЭ противопоставили себя массовому движению русского и русскоязычного населения во главе с некоммерческой организацией "Русская Школа Эстонии", отстаивающему сохранение образования на русском языке. В русской общине такие действия КСРСЭ были расценены, как предательские и враждебные. И только последний год под нажимом соотечественников-"реформаторов" и руководства "Русской Школы Эстонии" КСРСЭ вынужден был выражать поддержку защитникам русского образования. Но и это - только на словах, и только для русской аудитории.

КСРСЭ и "Русская Школа Эстонии"

Именно поэтому более года назад, член правления "Русская Школа Эстонии" Алексей Хватов (один из нынешних ведущих соотечественников-"реформаторов") инициировал коллективное обращение, осуждающее такую деструктивную позицию Андрея Красноглазова и руководимого им КСРСЭ. Тогда руководство РШЭ осудило эту "самодеятельную" инициативу, посчитав такой шаг вмешательством в политику.

Сегодня среди соотечественников-"реформаторов", взявших на себя организацию "специального совещания", оказались три из пяти членов правления "Русская Школа Эстонии". Это - упомянутый бизнесмен Алексей Хватов, сам председатель правления - правозащитник Мстислав Русаков, руководитель и владелец русскоязычного портала Baltija.eu Александр Корнилов, который был главным инициатором и организатором "специального совещания". Мало того, еще один член правления - Алиса Блинцова была участником этого совещания. Представительство РШЭ - более чем солидное. Отчего так? На следующий день после "спецсовещания" Алексей Хватов отвечает на этот вопрос на упомянутом портале: "Позицию по отношению к КСРСЭ правление РШЭ не обсуждало и эта организация в сегодняшнем ее состоянии никакого практического интереса для РШЭ не представляет. Из-за, мягко говоря, "некомпетентных действий" персоналий из КСРСЭ, русской школе за последние годы нанесен громадный ущерб. РШЭ в этой организации не нуждается и работает со всеми партнерами напрямую... РШЭ готово и к прямым и конструктивным отношениям с посольством России, считаем, что не частные лица, а именно посольство может серьезно помочь в развитии контактов с образовательным сообществом России и Европы и поддержкой образования на русском языке в Эстонии".

Любопытно, обсуждать РШЭ отношение к КСРСЭ не обсуждало, но вывод уже есть: КСРСЭ для РШЭ интереса не представляет, а вот посольство, при котором и действует КСРСЭ - "прямой"?! Более того, возникают международно-правовые проблемы.

Но самое удивительное в том, что, члены правления РШЭ, как частные лица - соотечественники, отвлекаясь от своей основной деятельности, не только инициируют "специальное совещание" с целью "переформатирования КСРСЭ. Они объявляют на портале Baltija этому самому совету, за полгода до ежегодной (в конце мая) конференции соотечественников, живущих в Эстонии, самую настоящую информационную войну.

В самом факте борьбы с беззубым КСРСЭ нет ничего предосудительного. Наоборот. Но тогда откуда такая неадекватность: зачем говорить об отсутствии интереса к КСРСЭ и при этом бороться с ним, более того, в каком-то смысле монополизировав эту борьбу?

Несмотря на то, что КСРСЭ "обнулял" усилия РШЭ, возникает подозрение в том, что члены его правления, оказавшиеся больше соотечественниками-"реформаторами" пытаются атаками на КСРСЭ отвлечь внимание общественности от того, что несмотря на блестящее начало, сегодня защита русской школы заходит в тупик! Эстонские власти, пойдя на нарушение собственных законов и Конституции, ряда европейских конвенций, что обжаловано в судах более высоких инстанций, пока ни на йоту не уступили РШЭ, более того, добились-таки перевода обучения в русских гимназиях на эстонский язык. Пока дело дойдет до Страсбурга, где его разрешение не обязательно (двойные стандарты) будет в пользу сторонников образования на русском языке, в выигрыше остаются националисты. Вот РШЭ и переключился на бурную борьбу с инфантильным КСРСЭ.

"Домашняя работа" в Москве?

Далее, из заявлений и комментариев, сделанных инициаторами обновления КСРСЭ, вычитывается, что, несмотря на их заверения, именно они рассчитывают попасть в этот координационный совет. И снова: ничего плохого в этом нет. Но почему это надо скрывать? Более того, зачем они стремятся быть единоличными лидерами процесса, отторгают потенциальных союзников, в том числе самых ярких и ярых критиков КСРСЭ и всей практики движения соотечественников в целом, например, таких, как известный юрист Александр Кустов или не менее известный общественный деятель Владимир Лебедев (оба - граждане РФ). Также показательно, что соотечественники-"реформаторы" и их сторонники не раз высокомерно заявляли, что на смену "бывшим" деятелям пришло новое поколение активных русских, которым предначертано сделать то, что за последние 20 лет провалили ветераны русской политики в Эстонии.

Организаторы "специального совещания" болезненно отозвались на упреки в их адрес за то, что месяц назад на встречу с Анатолием Макаровым в российское посольство не были приглашены те же А.Кустов и В.Лебедев, другие авторитетные соотечественники. То есть именно тех, кто до сих пор в основном и давали правовую оценку деятельности КСРСЭ, подвергали его обоснованной критике все последние три года КСРСЭ. Не секрет, что причиной их отстранения стало то, что они позволяли себе не во всем соглашаться с российскими дипломатами в Таллине, да и с самим МИД РФ, по вопросам, связанными со сложившейся практикой и системой реализации политики РФ в отношении к российским соотечественникам за рубежом. И что тут показательно: самые активные инициаторы "реформатирования" КСРСЭ все эти три года за редким исключением отмалчивались и, никогда не позволяли себе критиковать посольство и МИД РФ. Получается, что "реформаторы" использовали других своих сторонников для расчистки площадки перед окончательным штурмом нынешнего КСРСЭ, разумеется, только со своим видением его "реорганизации".

Публичные заявления "реформаторов" говорят о том, что обновление КСРСЭ проводится по согласованию с Департаментом по работе с соотечественниками (ДРС). Портал Baltija.eu сообщает: "По словам общественного деятеля, руководитель ДРС Анатолий Макаров очень внимательно выслушал все предложения и сделал встречное: создать инициативную группу, которая бы совместно с Посольством обобщила все предложения, и представить их непосредственно в Департамент...".

Но вот что странно: почему выполнять свою просьбу А.Макаров поручил именно группе кем-то "избранных" или "самоназначенных" соотечественников-"реформаторов", да еще в отсутствие на встрече в российском посольстве ряда видных соотечественников? А, если не поручал, то "инициативная группа" заведомо монополизировали борьбу с КСРСЭ?

Мотор "реформатирования" КСРСЭ

Ответ прост. Логика проистекает из заранее проведенных в российской столице консультаций на очень высоком уровне. Например, в середине декабря прошлого года в Москве состоялось заседание Комиссии по координации и взаимодействию с соотечественниками, проживающими за рубежом, при президиуме Генсовета партии "Единая Россия". Среди избранных (достойных) оказался и представитель Эстонии - Андрей Заренков. И хотя никому неведомо, кто его выдвигал или избирал, появление именно этой фигуры неслучайно. Он - руководитель эстонского отделения Международного правозащитного движения "Мир без нацизма", издатель регионального журнала для соотечественников "Балтийский мир", патроном которого является МИД РФ. Он - бывший член правления Всемирной организации российских соотечественников за рубежом, вхож в московские коридоры власти. Так что нет ничего неожиданного в том, что, не особо рекламируя свои претензии на роль идеолога соотечественников-"реформаторов" Андрей Заренков на самом деле стал закулисным дирижером очищения и реорганизации КСРСЭ.

"Черная работа" была поручена "инициативной группе", которая должна подготовить приход А.Заренкова в КСРСЭ на "белом коне". Это - предположения, но они небеспочвенны и, главное, насторожили часть соотечественной оппозиции, до сих пор дружно и вместе с "реформаторами" клеймившей застой в КСРСЭ. В то же время амбиции "мотора" реформирования действующего Координационного совета небеспочвенны. В конце прошлого года он выступил с рядом программных статей по реорганизации соотечественного движения. А выступая в Гербовом зале Госдумы РФ перед членами руководства партии "Единая Россия", депутатами, представителями науки и культуры, а также входящими в состав "соотечественной" комиссии руководителями страновых организаций российских соотечественников, Андрей Заренков, согласно порталу www.Baaltija.eu сказал: "Мы много раз мягко, но настойчиво предупреждали ведомства и структуры, заинтересованные в реализации программ поддержки соотечественников о некоторых сложных моментах, образовавшихся в законодательной базе России в отношениях с соотечественниками за рубежом. Мы говорили, почему не в полной мере будет работать закон о работе с соотечественниками. Мы предупреждали, что программа оказания содействия переселению соотечественников в Россию не будет работать без решения вопроса об упрощенном представлении российского гражданства. Мы очень много потратили сил, чтобы доказать, что основой сохранения русского менталитета в зарубежье может стать только сохранение образования на русском языке, поэтому закон о русской школе нужен незамедлительно. Все это я услышал вчера в недавнем выступлении президента Путина в послании к Федеральному собранию. Поэтому, сегодня здесь я бы хотел констатировать наличие двух глобальных проблем по реализации российских программ в направлении соотечественников и обе они лежат в областях т.н. человеческого фактора:

* Чиновничье недоверие, как к организациям, так и к их предложениям, которые высказывают лидеры этих организаций;

* Очень долгий путь принятия решений, когда через цепь согласований с кучей различных инстанций, теряется скорость, а значит и эффективность".

Усеченная повестка дня совещания

Что ж, правильные слова и позиция. Но в Эстонии комментаторы в Сети сразу обратили внимание на партийность (да еще российскую) мероприятия и возможную политическую "крышу" для соотечественников- "реформаторов". Обратило внимание, что организаторы "специального совещания" в Таллине после контактов с "Единой Россией" отказались, и не только в будущем, от обсуждения аспектов самого больного "русского вопроса".

Но в таком случае новый состав КСРСЭ, как и прежний, станет заботиться исключительно о гуманитарных задачах. А также выполнять все прежние установки дипломатической бюрократии, тем более, что по утверждению А.Заренкова соотечественную инициативу ограничивают "чиновничье недоверие" и "очень долгий путь принятия решений"? И показательно, организатор "специального совещания" Александр Корнилов безапелляционно заявил, что в повестке дня - всего два пункта: требования к члену КСРСЭ и демократичность выборов делегатов на т.н. страновую конференцию соотечественников. По ходу встречи он столь же категорически объявил, что второй пункт обсуждаться не будет, его поручат рассмотреть ближе к весне некоей "выборной комиссии" с участием КСРСЭ и оппозиции при посредничестве посольства РФ.

То есть снова закулисная таинственность. И создается впечатление, что трехлетняя борьба с КСРСЭ сводится к его захвату "инициативной группой", организовавшей "специальное совещание". Конечно, это - не "шило на мыло". В оппозиции к КСРСЭ как раз немало инициативных деятелей, жаждущих перемен и куда более энергичных, чем деятели нынешнего Координационного совета, быть может, и не думающих о личной выгоде или финансировании Россией именно "своих" проектов. Но в загоне остаются те, которые представляют интерес для всего соотечественного сегмента русского и русскоязычного населения Эстонии.

Но разве организаторам "специального совещания" не ясно, что без кардинальных перемен в самой Системе (сложившейся практике реализации политики РФ в отношении к российским соотечественникам) в принципе не стоит ждать перемен. Об этом три года много писали местные критики Координационного совета и всей российской соотечественной политики. Но "реформаторы" не призывают к борьбе с Системой. По крайней мере, позиция "реформаторов" в отношении КСРСЭ куда более внятная, чем касательно Системы. Значит, наивно ждать принципиальных изменений и в стиле и методах работы обновленного КСРСЭ. Ведь условия будет диктовать именно Система.

Вот почему настораживают сужение круга "реформаторов" и не полная прозрачность процесса обновления КСРСЭ. Потому и пишут скептики, что "реформаторы" всего-навсего хотят прорваться к проектным "кормушкам". Мол, сегодня к ним члены нынешнего Координационного совета своих критиков и близко не подпускают. Но вроде, так и есть. А.Хватов заявил на совещании, что эффективность КСРСЭ определяется количеством поддержанных Россией проектов и охватом как можно большего числа соотечественников. А.Заренков подчеркнул, что новый член КСРСЭ должен быть не только лидером общественного мнения, но и уметь генерировать идеи, реализовывать их, изыскивать деньги в России, а не плакаться в жилетку.

И это верно, но почему при этом непременно надо быть членом КСРСЭ? Разве наряду с узкой "проектной" специализацией не являются определяющими и высочайший профессионализм, образованность и культура, наконец, авторитет и стратегическое мышление людей, которые войдут в новый Координационный совет?

Посредственность и креативность

Но, если дело не в меркантильности или прагматичности "реформаторов", то их нежелание (неумение) реформировать Систему, даже изложение своих предложений на этот счет, не в малой степени обусловлен и не очень высоким уровнем общей и политической культуры среди оставшихся в Эстонии в строю соотечественных активистов. И чего греха таить, не так уж и редко креативных и продвинутых соотечественников нынешний, качественно довольно посредственный актив, видя в тех реальных конкурентов, отстранял от руководства соотечественным движением.

Вот почему мыслящая часть русской элиты Эстонии давно сама отстранилась от движения соотечественников и демонстрирует к нему, да и к КСРСЭ безразличие и даже брезгливость. Заодно набирая очки в глазах властей, которые рады такой лояльности. Справедливости ради, надо признать, что такое отношение обусловлено не только девальвацией движения соотечественников, но и эгоизмом и снобизмом, присущими интеллигенции, особенно либеральной.

В целом это - безусловная потеря. Отторгнутые от обновления КСРСЭ соотечественные активисты постоянно ставили вопрос об официальной регистрации Координационного совета. Это не только придало бы ему легитимности, но и благодаря официальному юридическому статусу позволило бы стать субъектом общественно-правовой жизни в стране, с чем не смогли бы, не считаться эстонские власти, которые сегодня преспокойно оправдывают нежелание вести диалог с соотечественным активом. Это же гарантировало бы, в том числе и финансовую, подотчетность КСРСЭ, то есть реальную, а не виртуальную (без)ответственность перед рядовыми соотечественниками. Однако ни "профессиональные" соотечественники, ни даже часть их оппонентов - "реформаторов" не рады такому статусу. А ведь с этого и начинается недоверие к КСРСЭ.

Или такое. В принятом "Проекте рекомендаций специального совещания" говорится об экспертах КСРСЭ в области правозащитной деятельности, но "забыты" профессиональные юристы, защита ими соотечественников, да в тех же судах. Увы, даже многие продвинутые соотечественные активисты не видят разницы между этими двумя отраслями человеческой деятельности, заведомо принижая роль юриспруденции - основы отношений человека в обществе и с государством.

А.Заренков обратил внимание на то, что участники "специального совещания" то и дело, путались в понятиях "мир соотечественников" и "русская община". Мало того, что диаспоры еще нет, но нет и понимания, что первое - пока еще небольшая доля того, чем живет русское и русскоязычное население Эстонии. Или такая неосведомленность - даже руководители организаций соотечественников не знают, что деятельность соотечественников за рубежами России определяется федеральным законом "О государственной политике РФ в отношении российских соотечественников за рубежом". Из этого должны исходить и те, кто считает, что движение соотечественников в каждой отдельной стране не обязывает Россию автоматически считаться со спецификой и виденьем местных соотечественников. Их инициатива "снизу" может выражаться исключительно предложениями о пересмотре Госдумой РФ положений названного федерального закона.

Телегу поставили перед лошадью

Обратило на себя внимание то, что "специальное совещание" было проведено, как акция, демонстрирующая гласность и коллегиальность в борьбе соотечественников-"реформаторов". То есть, была призвана опровергнуть обвинения в келейности.

Повестка дня "специального совещания" была буквально навязана (и даже формально не проголосована!) Соответствующее решение в виде "Проекта рекомендаций", который в нужный момент предъявил собранию не председательствующий, а Андрей Заренков. Это была домашней заготовкой "инициативной группы". Формально ничего криминального тут нет, но подготовить документ для посольства поручили не редакционной коллегии, а инициативной группе. Кстати, рекомендации затронули лишь вопросы двухуровневого формирования КСРСЭ (территориальный и экспертный) и обозначили участки работы, за которые должны отвечать эксперты - члены КСРСЭ. Согласно документу эти сугубо организационные вопросы должны обеспечить "консолидацию участников движения российских соотечественников и активистов русской общины". Проект оказался не менее "сырым", чем несуразное действующее Положение о КСРСЭ.

Все решения были продуманы заранее и "продавлены" "инициативной группой". Она давала понять, что всё согласовано там, "наверху", и что командовать парадом будет она. Не постеснялись и заявить, что гость - советник посольства РФ оказался на совещании случайно - проходил мимо. Инициаторы не посчитали нужным сначала провести под своим контролем "специальное совещание", и на его основе объявить себя легитимными лидерами (как это цинично, но обычно практикуется в политике). Короче, телегу поставили перед лошадью. Так добилось "специальное совещание" хотя бы промежуточного результата?

Портал www.Baltija.eu приводит слова его организатора Александра Корнилова: "Спецсовещание - это маленький первый шажок в выстраивании такой структуры КСРСЭ, которая позволит этому органу занять надлежащее ему по статусу место в жизни всей русской общины Эстонии".

Вышесказанное говорит о том, что тут много иллюзий. Реальность в том, что оппозиция объявила о своей легитимности и этим сделала "шажок" в направлении обновления Координационного совета. Мол, в "специальном совещании" приняли участие четыре члена КСРСЭ. Но один из них - ответственный секретарь этого Совета Андрей Красноглазов заявил, что все сказанное на совещании, любые другие предложения оппозиции могут стать решениями только на ежегодной т.н. страновой конференции соотечественников. Вес этим словам придавал тот факт, что он сидел рядом с "государевым оком" - советником российского посольства.

Короче, "специальное собрание", прошедшее в неслыханно спокойной для русских и русскоязычных общественников обстановке, стало, скорее всего, актом перемирия накануне желаемого оппозицией передела КСРСЭ.

Систему портит кадровый "шлак"

Но передел этот обещает стать половинчатым. В обновленном Координационном совете будут представлены обе стороны, что, скорее всего, не станет сюрпризом. На это намекало такое "толстое" обстоятельство - оба Андрея, лидеры открыто враждовавших до собрания двух лагерей соотечественников Заренков и Красноглазов, символически сидели на встрече рядом друг с другом. Возможно такому симбиозу, примиряющему все стороны, и нет альтернативы.

Ясно одно: "специальным совещанием" может быть довольно, как российское посольство, так и МИД РФ, которым удалось усадить за стол переговоров участников беспрецедентно постыдного многолетнего раздрая между российскими соотечественниками Эстонии.

Но то, что для дипломатов главным является не разрешение спора по существу, а замирение противоборствующих сторон, объяснимо. Опальный КСРСЭ во многом вынужден действовать так, как предписывает сложившийся порядок и указывают российские дипломаты в Таллине и Москве. Система не способна самоочищаться от кадрового "шлака", тем более, обеспечить полномасштабную, и не формальную замену чиновников, ответственных за реализацию соотечественной политики России, по всей вертикали: от МИД РФ до посольств. Не пойдет же советник посольства против устоявшейся, пусть и всеми признаваемой порочной практики, которую акцептируют в российском внешнеполитическом ведомстве! Не будет он пытаться и улучшить или исправить положение в виде предложений о реформировании работы с соотечественниками. Не враг же он самому себе.

Нелицеприятную, но точную и справедливую оценку этой неприглядной ситуации дала в интервью ИА REGNUM доктор политических наук, исполнительный секретарь Международного движения "Интернациональная Россия" Татьяна Полоскова в материале "Эксперт: Координационные советы "российских соотечественников" - аналог конторы "Рога и копыта". Она не только констатирует общественно-политическую импотенцию членов Координационных советов (КС), но, главное, засвидетельствовала бесполезность этих организаций, которые никак не влияют "ни на ситуацию в соотечественном поле, ни на политику страны проживания по отношению к российской диаспоре, ни на принятие решений государственными органами России"! Т.Полоскова обличает дипломатов в лицемерии (я бы добавил: в преступном - прим.автора), которые публично и дружно хвалят "свои" КСРС, но приватно дают им оценку, причем "самое мягкое выражение: "тема соотечественников - мертворожденное дитя". Сделанный Татьяной Полосковой вывод должен наконец-то (пока не поздно) протрезвить всех: "То, что "соотечественная политика" провалилась, в российских структурах власти понимают все". Но опыт "реорганизации" этой политики на примере КСРСЭ должен учить и тому, что она не должна превратиться в имитацию реформирования. О чем говорит и не во всем оправданная восторженность, присутствующая в статье-отчете корреспондента ИА REX о работе таллинского соотечественного "специального совещания" - "Российские соотечественники в Эстонии самостоятельно определили приоритеты своего Координационного Совета".