24 января в Казанском политическом клубе "Крылья" состоялись дебаты на тему "Исламский терроризм в Татарстане: случайность или закономерность?", собравшие общественность и журналистов. Докладчиками выступили руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов и лидер общественного движения "Созидание" Айрат Шарипов.

По словам Сулейманова, истоки проникновения ваххабизма в Татарстан следует искать в сознательном стремлении региональной власти на сближение с Ближним Востоком, когда в первое десятилетие суверенного правления (до 2000-го года) курс был взят на выстраивание отношений "с братскими мусульманскими странами Арабского мира". "Именно тогда началась экспансия зарубежных форм радикального ислама в республику. Однако руководство Казанского кремля не только закрывало на это глаза, но даже способствовало процессу, не контролируя ни тех, кто получал религиозное образование за рубежом, ни деятельность арабских миссионеров, ни процесс обучения в открытых на деньги иностранных спонсоров медресе", - отметил Сулейманов.

Итогом этой политики стало закономерное появление в Татарстане таких мусульман, кто стал считать именно ваххабизм "настоящим исламом", в основе же ваххабизма лежат джихад и создание халифата. Сулейманов особо отметил, что только теперь власти республики начали нерешительно противодействовать исламистам, хотя об опасности неоднократно предупреждали эксперты-исламоведы.

Айрат Шарипов указал на четыре основные причины появления исламизма в России и Татарстане. Свою роль сыграла разница внешнеполитического курса СССР и России в 1980-1990-х годах по отношению к арабским странам - разрушился широкий спектр межгосударственных связей. Геополитически это подкреплялось действиями Запада на Среднем и Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также на постсоветском пространстве. Внутриполитической причиной стали действия властей и оппозиционных сил на фоне коррупции и социальной несправедливости. Наконец, повлияли отсутствие идеологии в РФ и инвазия радикального ислама.

Лидер "Созидания", говоря о том, каким образом должна вестись борьба с исламским экстремизмом и радикализмом, подчеркнул необходимость дать отпор носителям этой идеологии. Шарипов считает, что к этой деятельности должны быть привлечены наиболее авторитетные и популярные среди мусульман проповедники, такие как Фарид Салман и даже бывший имам мечети "Кул Шариф" Рамиль Юнусов. На судьбе последнего докладчик остановился отдельно, заметив, что Юнусова, как лицо духовное, сильно испортила близость к власти. Шарипов уверен, что Юнусов мог бы принести пользу умме, предварительно признав свои ошибки.

Последующая дискуссия показала, что в потворстве ваххабизму общественность склонна винить власти Татарстана. Так, руководитель татарстанского отделения Объединенного гражданского фронта Камиль Зартдинов считает, что это попытка использовать фундаменталистов для "запугивания Москвы": "Клан бывшего хозяина Казанского кремля пытается сегодня использовать ту же схему, что и в 1990-е годы, когда светские националисты были инструментом для шантажа федерального центра. Это позволило тогда всю собственность в республике прибрать к своим рукам".

По словам гражданского активиста, сейчас исламистов пытаются использовать уже для сохранения собственности в руках клана, поскольку наметилась ситуация, когда может произойти ее передел.

Член политсовета регионального отделения партии "Российский общенародный союз" Булат Шагеев отметил, что ваххабиты в Татарстане представлены в социальном отношении "людьми небедными, в основном, из средней и мелкой буржуазии".

Организатор Казанского дискуссионного клуба Марсель Шамсутдинов, подводя итоги мероприятия, сказал, что без обсуждения данной темы в обществе "мы часто остаемся в плену мифов, домыслов и догадок", а оба докладчика сошлись во мнении, что сегодня стало очевидно практически всем - исламский терроризм в Татарстане стал реальностью.