В Барнауле состоялось заседание политклуба по теме: "Религия и современный мир". Организатор - Барнаульский городской комитет КПРФ. Подробности встречи корреспонденту ИА REGNUM сообщили сегодня, 29 января, в горкоме партии.

"В чём отличие отношения к религии подлинного марксиста от либерала или вульгарного марксиста? - с таким вопросом в начале своего доклада обратился к присутствующим Александр Лобанов, член городского комитета КПРФ - Да, в том, что для первого определяющим является формула Маркса "Религия - опиум народа", а для вторых эта формула звучит искажённо, "религия - опиум для народа". Разница в одном слове, даже в предлоге, а смысл меняется коренным образом. Опиум для народа - значит, есть зловредные клерикалы, которые этот опиум народу навязывают, и стоит их ликвидировать, как с религией будет покончено. А опиум народа - это констатация того, что народ испытывает боль и ему требуется болеутоляющее. С точки зрения Владимира Ленина, рабочая партия должна придерживаться материалистической идеологии, и религиозность идеологически несовместима с марксизмом, но начинать отдельную борьбу с религией, нельзя. И не потому, что это невыгодно тактически, оттолкнёт отсталые слои народа и т.п. - просто потому, что это бессмысленно. Вовлечение рабочих в живую политическую борьбу за свои права лучше любой антирелигиозной пропаганды отвратит их от поповщины. Власть больше всего желает расколоть рабочий класс, в том числе и на верующих и неверующих".

Следующий докладчик - кандидат исторических наук, коммунист Василий Казанцев, уточнил, что необходимо различать два понятия: религию, как веру в сверхъестественное, как некое мироощущение и церковь, как организацию последователей религии, имеющую свою иерархическую структуру. Историк Казанцев согласился с утверждением Александра Лобанова, что чрезмерно увлекаться борьбой с религией, как мировоззрением - бессмысленно, так как это только увеличит ряды верующих. В отношении же церкви, как организации, коммунисты должны придерживаться классового подхода. На заре становления советской власти, по его мнению, священников не преследовали за их религиозные убеждения. Например, в деревнях, их раскулачивали, в первую очередь, за чрезмерное увлечение стяжательством. Это была классовая борьба, а не религиозные притеснения. Собравшиеся в большинстве своем поддержали в этом вопросе докладчика, констатировав, что и современные священнослужители зачастую - достаточно состоятельные люди, а сама церковь - более чем прибыльный бизнес, который ко всему прочему не облагается налогом.

Много вопросов у присутствующих вызвал доклад директора гимназии №40 Александра Овсиевского, который рассказал присутствующим о нововведении в школах - с сентября 2012 года ученики четвертого - пятого классов начали изучать курс основ духовной культуры. Директор школы не взялся давать оценку - повлияет ли это как-то на духовное развитие школьников. По его мнению, первые итоги можно будет подвести по окончанию учебного года. На опасения участников политклуба - не рано ли в столь юном возрасте, когда человек еще не в состоянии сделать осознанный выбор погружать его в такую дисциплину, Александр Овсиевский заверил, что не рано. По его наблюдениям, заниматься духовным и нравственным воспитанием в выпускных классах - уже поздно.

Отвечая на обеспокоенность тем фактом, что традиционные конфессии посредством таких уроков, по сути, занимается расширением своей паствы, Овсиевский пояснил, что в ситуации, когда от государства поддержки ждать не приходится, а перед педагогами стоит задача, чтобы ребенок благополучно окончил школу, избежал криминальных путей, наркотической и алкогольной зависимости, то здесь любая помощь хороша. В том числе не стоит отказываться и от поддержки религиозного сообщества. Однако, позиция педагога, что помощь церкви в воспитании подрастающего поколения - исключительно благо, вызвало неоднозначную реакцию. Так, прозвучала мысль, что "религия ставит человека "на колени", да, беда современного общества, что многие оказались, что называется, "на четвереньках" и для них встать на колени - прогресс. Однако мы - коммунисты должны стремиться к тому, чтобы выпрямить человека в полный рост".

По окончанию выступления докладчиков развернулась живая дискуссия. В которой принял участие Сергей Юрченко, первый секретарь Алтайского краевого комитета КПРФ, депутат Государственной Думы. Он высказал мысль, что не нужно преувеличивать роль РПЦ в нравственном воспитании молодежи: "Церковь во все времена обслуживала интересы государства. То, что РПЦ сейчас стремится усилить влияние, в том числе, и на образование - факт. Но для нас - коммунистов большой вопрос - хорошо это или плохо. Так как, по большому, счету все это воспитание и забота - пустые разговоры". Депутат убежден, что без изменения социально - экономического климата в стране - разруха в головах никуда не денется.

Подводя итог обсуждения, модератор политклуба Александр Ткачев сформулировал вывод, к которому в той или иной мере пришел каждый участник: "выступавшие, придерживающиеся марксистских взглядов, высказывали абсолютно правильную мысль, что мы не должны сейчас навязывать атеизм обществу и должны сотрудничать с верующими, но при условии, что они являются материалистами в своей практической деятельности - не уповают на Господа Бога, а борются за свои права".