Весь январь месяц 2013 года представители "тройки" - Европейской комиссии, Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Международного валютного фонда (МВФ) продолжали демонстративные споры вокруг проблемы предоставления финансовой помощи Кипру. 25 июня 2012 года Кипр стал пятой страной валютного союза ЕС, официально попросившей финансовой помощи у Брюсселя. Размер пакета финансовой помощи Кипру неофициально был определен сначала в €10 млрд. Однако 5 ноября 2012 года стало известно, что Кипр уже добивается помощи в размере €11,5 млрд. Деньги необходимы ему для спасения кризисных банков и латания текущих бюджетных дыр. Но спустя две недели речь шла уже о €17,5 млрд. Таким образом, размер пакета помощи островному государству по уже имеющимся прецедентам не так уж велик. Но уникальность случая с Кипром заключается в том, что сумма эта по абсолютной величине примерно равна годовому объему ВВП этой страны (€18 млрд.). Предоставление финансовой помощи в подобном размере будет означать, что национальный долг Кипра с одного дня на другой сразу же поднимется с уровня нынешних 70% от ВВП до 170%. Последнего соотношения нет пока ни в одной другой кризисной стране, входящей в еврозону.

Международных кредиторов смущает еще одно обстоятельство: на банковских счетах кризисного государства, промышляющего оффшорной деятельностью, лежит €66 млрд., из которых, по сведениям германской разведки BND, €24 млрд. не всегда законно пришли из России. А всего банки Кипра владеют активами на сумму около €150 млрд. Заметим, что средства, которые находятся на балансе кипрских банков, по отдельности в девять раз превышают, как размер ВВП Кипра, так и планируемый пакет помощи. Резонно возникает вопрос, а не использовать эти средства для решения общих финансовых проблем Кипра и его кризисных банков. В кипрском случае имеется очевидная диспропорция: бедное разоренное государство и процветающие за счет оффшорной деятельности банки. Поэтому, несмотря на бедственное финансовое положение государства, у Национального банка Кипра есть возможность поддерживать ликвидность за счет оборотных средств частных банков. Это дает некоторую уверенность правительству Кипра при переговорах с "тройкой". Министр финансов Кипра утверждает, что сейчас в конце января 2013 года он срочно должен найти €1 млрд. для рефинансирования долгов и других расходов. В конце минувшего года государство уже вынуждено было одолжить €250 млн. из пенсионных фондов государственных компаний, чтобы оставаться платежеспособным в начале следующего года. Таким образом, несмотря на отчаянные призывы Никосии о помощи, проблема с наличной валютой до сих пор как-то решалась правительством Кипра.

В Германии громко раздаются голоса тех, кто считает, что Кипр спасать не следует. В ноябре 2012 года сначала в германских, а вслед за ними и в других европейских СМИ была поднята проблема - целесообразности помощи Кипру - превращенному в оффшор по отмыванию незаконных, главным образом, российских капиталов. Германия якобы из принципа возражает против предоставления помощи Кипру из-за того, что банки островного государства стали прибежищем для "грязных денег" из России. Канцлер Германии Ангела Меркель 9 января 2013 года предупредила Кипр, что он не должен рассчитывать на особое отношение к себе при переговорах по пакету помощи. Кипр тем временем настойчиво отвергает обвинения, что он является центром для отмывания денег. 30 ноября 2012 года представители Кипра и т. н. "тройки" - МВФ, Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Европейской комиссии в специальном меморандуме согласовали предварительные условия предоставления помощи Кипру. Но дальше после этого дело пока не пошло.

В последний раз Никосия надеялась, что чернила под финансовой сделкой помощи высохнут после заседания Еврогруппы 21 января 2013 года, но этого так и не произошло. Пресс-секретарь немецкого министерства финансов в минувший понедельник 28 января 2013 года заявил, что он не может комментировать "внутренние дискуссии Еврогруппы" по Кипру, но он сообщил, что министры финансов еврозоны на своей встрече в марте 2013 года вернутся к вопросу о предоставлении помощи Кипру. Следовательно, немцы уверены, что до президентских выборов на Кипре вопрос о финансовой помощи не будет решен. Но помощь Кипру после президентских выборов на острове, по-видимому, все же будет оказана. Противники этого решения в Германии смогут создать неприятности для правительства Ангелы Меркель. Оспаривая решение федерального правительства, они могут обратиться в Федеральный конституционный суд. Кроме того, Меркель ждут трудные дебаты по этой проблеме в Бундестаге. Меры финансовой помощи Кипру могут не получить одобрения в законодательном органе страны. Не будем забывать, что дебаты о спорном кипрском пакете будут проходить за несколько месяцев до всеобщих парламентских выборов в Германии, которые обещают быть трудными для нынешней правительственной коалиции ХДС - СвДП. Даже для Меркель пакет помощи Кипру не стоит потери голосов германских избирателей на предстоящих выборах.

На прошлой неделе "спаситель еврозоны" в 2012 году председатель ЕЦБ Марио Драги столкнулся с германским министром финансов Вольфгангом Шойбле по вопросу помощи Кипру. Немцы оттягивают решение вопроса, и Драги на встрече министров финансов ЕС предупредил Шойбле, что проволочка может повредить всей еврозоне. Драги был поддержан европейским комиссаром по экономическим и финансовым вопросам Олли Реном, а также главой Европейского стабилизационного механизма Клаусом Реглингом.

Драги полагает, что опасность всей еврозоне может прийти от неуправляемого развития финансового кризиса, который из Кипра может перекинуться в соседнюю Грецию. Два крупнейших кризисных банка на Кипре имеют большую сеть филиалов в Греции. В случае краха под сомнения может быть поставлена безопасность депозитов греческих вкладчиков в этих банках. Паника, по мнению Драги, может быстро распространиться и на другие, все еще нестабильные греческие банки, что поставит под серьезный удар Грецию. Драги боится все того же пресловутого эффекта домино распада еврозоны, о котором предупреждали в разгар кризиса евро в середине 2012 года.

Банкротство Кипра, по мнению Драги, могло бы поставить черту под позитивными тенденциями последнего времени на финансовых рынках. Цена рисков испанских и итальянских государственных облигаций снизилась в последнее время до приемлемых уровней. Кроме того, дефолт Кипра затруднил бы возвращение на финансовые рынки Ирландии и Португалии. Еще одним аргументов в пользу предоставления финансовой помощи Кипру является то, что эта страна внесла свой вклад в фонд спасения евро и, следовательно, она имеет право на получение помощи из него.

"Тройка" настойчиво предлагает Кипру приватизировать госкомпании, а вырученные средства использовать для пополнения баланса бюджета, что также привело бы к уменьшению размеров пакета помощи. Но нынешний президент Кипра лидер коммунистов Димитрис Христофиас выступает против приватизации. Речь идет, в первую очередь, о двух государственных холдингах: энергетической компании Electrical Authority of Cyprus (EAC) и телекоммуникационной компании Cyprus Telecommunications Authority (CYTA). Но до сих пор неясно, сколько денег может быть получено в бюджет страны в кризисных условиях подобного рода приватизацией. 17 февраля 2013 года на Кипре пройдут президентские выборы. Кандидат от правоцентристов Никос Анастасиадес обещает в случае своего избрания принять все условия "тройки" для получения пакета помощи. Правда, правоцентристы заранее оговаривают, что государственные фирмы находятся в таком плачевном состоянии, что их никто покупать не будет, или что они не будут давать достаточный доход. Другим привлекательным объектом для приватизации является шельфовое месторождение газа, для использования которого есть два варианта. Один предполагает строительство терминала для его сжижения и транспортировки на экспорт. Это дорогостоящее капиталовложение может потребовать 15 лет для самоокупаемости проекта. Другой вариант - строить газопровод по дну моря для транспортировки газа в Турцию. Но он предполагает политическое урегулирование трудной проблемы Турецкой республики Северного Кипра.

Помимо разногласий между Берлином и Брюсселем вокруг пакета помощи Кипру, в начале января 2013 года со своими претензиями выступил Международный валютный фонд, усложнив все дело. МВФ в случае с Кипром высказался в пользу использования греческого сценария помощи, т. е. списание части долга. Это будет означать, что инвесторы потеряют часть своих вложений и, кроме того, страны еврозоны нарушат обещание, данное всего год назад - не повторять греческий прецедент. Списание долгов Греции было названо исключением. Но поскольку государственный долг Кипра связан с банками, которые сами нуждаются в рекапитализации, то списать можно относительно небольшую сумму - примерно €2 млрд.

Другим важным обстоятельством для исполнительного директора МВФ Кристин Лагард является то, что предполагаемый рост национальной задолженности Кипра до 170-180% от ВВП выводит из игры МВФ. Подобная пропорция означает, что Кипр не сможет рассчитывать на помощь МВФ, поскольку по правилам этой организации задолженность страны не должна превышать 120% процентов от объема ВВП. Лагард утверждает, что при подобной пропорции островное государство никогда не будет в состоянии погасить свои долги. Поэтому МВФ настаивает на более строгом исполнении Кипром политики экономии с тем, чтобы национальная задолженность не превысила 100% от ВВП, что позволило бы МВФ официально включиться в программу помощи Кипру. По этому пункту позиции МВФ и ЕС расходятся во время переговоров по оказанию помощи Кипру. МВФ предложил использовать Европейский стабилизационный механизм (ESM) для прямой помощи кризисным банкам Кипра. Подобный шаг означал бы, что предназначенные банкам €10,8 млрд. выводились бы из сферы национальной долговой ответственности, а риски за них делились бы между всеми участниками еврозоны. Означенный вариант снизил бы процентную долговую нагрузку относительно ВВП страны, что позволило бы МВФ включиться в программу помощи. Однако министр финансов Германии Вольфганг Шойбле ответил, что прямая рекапитализация банков через ESM будет возможна только с марта 2014 года, когда будут созданы контрольные органы. Очевидно, что Германия и ее главные союзники - Финляндия и Нидерланды в очередной раз не хотят проявлять "солидарность", на этот раз по отношению к Кипру.

Между тем, власти Кипра утверждают, что вопрос о помощи островному государству уже перешел в плоскость внутренней политики Германии перед всеобщими выборами в этой стране в сентябре 2013 года. Киприоты утверждают, что Германия якобы добивается существенной доли в финансовом секторе Кипра. Она пытается использовать возникшие финансовые проблемы для укрепления собственных позиций. С этим, в конечном счете, и связана утечка сведений о секретном докладе германской разведки BND о размере вкладов российских граждан в банках Кипра. В четверг 24 января 2013 года пресс-секретарь правительства Кипра Стефанос Стефану заявил журналистам: "Очевидно, что за атаками на Кипр стоят определенные интересы. Те, кто нападает на Кипр, хотят получить свое место в международном финансовом и инвестиционном центре".

15 января 2013 года в СМИ появилась информация о том, что правительство Германии приветствовало бы расширение Россией помощи Кипру, "как это было сделано в прошлом". Чуть ранее, сообщило новостное агентство Bloomberg, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле вел разговоры с депутатами Бундестага о том, что Москве следует сделать свой вклад в помощь Кипру.

В 2011 году Россия уже помогла Кипру решить его текущие финансовые проблемы предоставлением кредита на сумму в €2,5 млрд., которые частично пошли на возмещение убытков банков Кипра, потерявших свои деньги в Греции. Новый российский кредит или продление срока погашения кредита 2011 года привели бы к снижению суммы, которую Кипр собирается получить в пакете помощи. Должностные лица центрального банка Кипра утверждают, что российские депозиты составляют не менее 10% средств банков Кипра. Но банкиры коммерческих банков говорят даже о 35%, поскольку многие российские инвестиции маскируются под местные киприотские. Разумеется, не все эти деньги имеют преступный источник происхождения.

Российскому правительству настойчиво намекают, что в случае отказа с его стороны в помощи Кипру, речь пойдет об использовании средств кипрских депозитов российских граждан. В случае списания части кипрского долга потери должны коснуться российских вкладчиков. В западных СМИ настойчиво проводится мысль о том, что людям, доверившим свои сбережения кипрским банкам, возможно, придется понести убытки. При этом эксперты не говорят о счетах мелких вкладчиков. Они указывают на миллиарды евро, которые были сданы на хранение в кипрский оффшор российскими и украинскими олигархами. "Мы взялись за тему отмывания денег очень серьезно", - говорит из Брюсселя еврокомиссар по экономическим и финансовым делам Олли Рен, добавляя, что последние законодательные изменения финансовой практики на Кипре являются всего лишь "первым шагом". Деятелям в Брюсселе и Берлине мало знать, что кипрские законы соответствуют международным стандартам, им хотелось бы, чтобы, на самом деле, они строго применялись. Использование средств российских вкладчиков для решения финансовых проблем Кипра во всех отношениях выгодно именно Германии.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM