Представители Южной и Северной Осетии, состоящие в различных организациях в Москве, выступили с резким осуждением участников встречи с католикосом Грузии Илией II. Во встрече с Илией II, которого в Южной Осетии называют "духовным наставником геноцида осетин", приняли участие "от имени осетинского народа" член совета Московской осетинской общины Гоча Дзасохов, бывший председатель совета Московской общины, врач Амырхан Торчинов и выходец из Северной Осетии Нугзар Журули.

Председатель Московского аланского общественного центра Тристан Джуссоев заявил ИА REGNUM, что не согласен с тем, что "эти люди пошли туда". "На совете организации мы это не обсуждали, поэтому я выражу свое личное мнение. Московская осетинская община по российскому законодательству является всего-навсего некоммерческой организацией, она не может представлять интересы всех осетин города Москвы. Их визит надо расценивать как частный визит частных людей. Все их полномочия ограничиваются рамками их совета, которых, насколько я знаю, там человек девять", - сказал Джуссоев.

"СМИ, которые развязали историю по поводу их присутствия на встрече с Илией II как представителей Осетии, неправильно интерпретируют ситуацию. Они не являются представителями осетин в Москве", - подчеркнул глава Аланской общины.

"Я не политик, и организация неполитическая, но как частное лицо могу сказать, что народ, который совершил преступление против другого, прежде чем иметь какие-то отношения, должен покаяться. Отношения могут быть представлены только на уровне президентов России и Осетии. Эти люди не могут представлять Осетию", - отметил Джуссоев. "Я бы не хотел, чтобы наше общество активно реагировало на эти действия, это бальзам на душу нашим противникам. Нам следует сделать только укор им и попросить, чтобы больше таких ошибок не совершали", - считает он.

Координатор общественно политических связей общественной организации Южной Осетии "Иры сомбон" Алан Уалгузон-Габарати заявил ИА REGNUM, что Московской осетинской общины, в совет которой входит Гоча Дзасохов, "можно сказать, нет, потому что туда не идут осетины". "Молодежь Осетии близко не подходит к этой общине. Они собрали совет, тайно собираются, тайно проводят выборы, не информируют другие осетинские общины, ведь в Москве существует и Аланская община, возглавляемая Тристаном Джуссоевым. Мы, молодежь, спрашивали, приглашают ли они кого-нибудь на выборы, они сказали - нет", - сказал Уалгузон Габарати.

По его словам, то, что представители совета Московской общины встречались, "не ставя в известность никого, с открытым врагом Осетии нацистом Илией II, тем более в формате осетино-грузинских отношений", значит, что они "поддержали фашистские выступления, намерения в отношении Южной Осетии".

"Московские осетины очень возмущены, они заявляют о своем несогласии с этими действиями. Возмущены и северные осетины", - отметил Уалгузон-Габарати.

По его словам, необходимо "создание в Москве в том числе югоосетинской диаспоры, чтобы от имени всех осетин не выступала какая-то непонятная община".

Председатель совета Московской осетинской общины Валерий Каболов опроверг информацию о том, что участники встречи выступали от имени совета: "Община и совет не уполномочивали никого ни с кем встречаться". Как сообщил Каболов ИА REGNUM, Гоча Дзасохов действительно является членом совета Московской осетинской общины, а Амырхан Торчинов - бывшим председателем общины, сейчас он в совете старейшин, Нугзар Журули в совете не состоит.

Каболов напомнил, что отношение к визиту Илии II в Россию Московской общиной уже выражено 24 января. В заявлении сказано, что "вопросы, имеющие отношение к Южной Осетии, Илия II не может выносить на обсуждение с президентом РФ ни с юридической, ни с моральной точки зрения".

Каболов заявил, что осудил встречу и пояснил, как при такой позиции, получилось, что представители общины оказались на встрече с католикосом Грузии: "Мы не военная, не государственная и даже не коммерческая организация, совет не формируется из единомышленников. Каждый член совета представляет определенную часть осетин. Гоча Дзасохов - выходец из Грузии, в Совете есть еще один выходец из Грузии - Давид Газзаев, эти два человека, на мой взгляд, представляют осетин выходцев из Грузии. Есть представители других частей осетин. Принцип только один - этническая принадлежность, ни политические взгляды, ни моя личная симпатия никакой роли не играют. Торчинов мне сказал, что он не знал, кто такой Илия II, какую роль он сыграл в судьбе осетин. И когда я ему это сказал, он ответил, что никогда бы на эту встречу не пошел. Гоча Дзасохов имеет на это свой взгляд. Он считает, что заявление, которое сделал Илия II в 1990 году, имело отношение не к осетинам, а к внутригрузинским проблемам, когда были массовые убийства молодежи друг друга. Я считаю, что это имело непосредственное отношение к нам. По мнению Дзасохова, осетинский патриотизм должен быть направлен на то, чтобы различными путями восстанавливать отношения и добиваться независимости именно таким путем. Но эта его деятельность не идет никак от имени общины. Кроме общины, он еще входит в другую организацию "Ассамблея народов Грузии", представляющую все национальности выходцев из Грузии. Когда речь идет о позиции общины, то она принимается голосованием, в данном случае никакого голосования не было. Они заверили, что эта встреча не позиционировалась от имени общины. Журули я не стал звонить, поскольку он не член Совета, не член совета старейшин, и он не осетин".

Каболов также коснулся вопроса формирования параллельной осетинской диаспоры: "Разговоров таких много, но ничего такого я не вижу. Есть отдельные личности, которые периодически заявляют о том, что создают параллельную осетинскую общину, но почему то этого не происходит. Они должны что-то делать, в Москве больше 30 тыс. национальных культурных обществ, но реально действующих только сотня. То, куда люди не идут, это никакая не община", - сказал Каболов.

Напомним, 23 января состоялась встреча президента РФ Владимира Путина и Илии II. В Южной Осетии сдержанно отнеслись этой встрече, отметили, что это вопрос грузино-осетинских отношений и выразили уверенность, что на положение независимой Аланской епархии она не изменит. Позже югоосетинские СМИ распространили фотографии встречи в Москве грузинского католикоса с осетинами Дзасоховым и Торчиновым. Это вызвало широкий резонанс и в Южной Осетии, и в Северной Осетии, а также среди представителей диаспор, встречу резко осуждают. Югоосетинская партия "Ирыстон - сарибары фазуат" заявила, "что никакие заверения отдельных личностей, являющимися по рождению осетинами, но не по духу и сути таковыми, в теплых чувствах к грузинскому патриарху, не способны изменить отношение к нему народа Южной Осетии". Партия "Единая Осетия" призвала совет Московской осетинкой общины "очистить ряды от лиц, раскалывающих осетинскую общественность, поставить во главу угла защиту интересов осетин и Осетии, а не соседнего с ней государства". В соцсетях распространено заявление инициативной группы осетин Москвы. В заявлении, в частности, сказано: "Члены Московской осетинской общины не могут не знать, что гражданин Ира́клий Гудушаури́-Шиолашви́ли, так же известный под именем патриарха Илии II, несет прямую ответственность за геноцид осетинского народа начал 90-х годов прошлого века. Этот человек лично оправдывал убийства негрузинского населения Грузии, в том числе осетинского, лично благословлял президентов Гамсахурдия, Шеварднадзе и Саакашвили на войну в Южной Осетии и, следовательно, на убийство ее граждан". Под заявлением собираются подписи, список открыт и в настоящее время продолжает пополняться. В комментариях к этому заявлению подчеркивается, что представители Абхазии не встречались с Илией II.

Напомним также, что осетинская сторона апеллирует к публикации в "Заре Востока" от 30 октября 1990 года "чрезвычайному приказу католикоса-патриарха Всея Грузии Илии II", в котором сказано: "Отныне убийцу каждого грузина, несмотря на вину или невиновность жертвы (убитого), объявить врагом грузинского народа. Занести фамилию и имя убийцы в специальную книгу патриаршества и передавать из поколения в поколение как постыдное и подлежащее осуждению. Чрезвычайный приказ этот принят, дабы в Грузии навеки был изжит тягчайший грех и преступление против Бога и нации - братоубийство".