Ведущие детские онкологи России обратились с открытым письмом к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко в защиту отделения детской онкогематологии Городской больницы №31. Письмо имеется в распоряжении редакции ИА REGNUM.

Немного истории

В разгар событий, связанных с планами передачи здания городской клинической больницы №31 для медицинского обслуживания судей Верховного и Высшего арбитражного судов в случае их переезда из Москвы в Санкт-Петербург, петербургское правительство сделало заявление, что в Городе в кратчайшие сроки будет организован городской детский онкологический центр на базе детской городской больницы (ДГБ) №1.

Специалисты сразу выразили сомнения по поводу "быстрой организации сложнейшего медучреждения с чрезвычайно дорогой аппаратурой для диагнотирования и лечения". Но уже после того, как было объявлено, что 31-я больница остается на прежнем месте и работает в прежнем режиме, из ДГБ№1 поступил запрос в отделение переливания крови (ОПК) и лаборатории больницы: какое оборудование необходимо, чтобы модернизировать ОПК больницы №15 и лаборатории ДГБ №1 под пациентов отделения детской онкологии ГБ№31? Естественно, возник вопрос: не значит ли это, что проект создания городского детского онкологического центра продолжает рассматриваться и организация его по-прежнему планируется на уже существующих площадях ДГБ№1?

Почему детская больница №1 не подходит?

В заявлении городских властей о создании на базе ДГБ №1 центра детской онкологии говорится, что ДГБ№1 выбрана потому, что "ее площади за последние два года фактически удвоились", в больнице есть оборудование, во многом превосходящее аппаратуру в ГБ№31, есть смежные специалисты - неонатологи и др., которые могут совместно с онкологами вести пациентов, онкореанимация. Кроме того, "недоступные ранее возможности открывает и соседство с городским клиническим онкологическим диспансером и крупнейшей в городе станцией переливания крови (на базе городской больницы №15)".

Однако после совещания врачей обоих стационаров - ГКБ №31 и ДГБ№1, которое проходило 21 января, были обозначены основные болевые точки и сделаны выводы, почему нельзя переводить отделение детской онкогематологии из 31-й больницы в ДГБ№1.

ИА REGNUM приводит эти выводы:

1) Ни в ДГБ №1, ни в стационарах поблизости нет радиологического отделения и строительство его пока не планируется (во всяком случае, в программе развития онкологии в Санкт-Петербурге, которая рассчитана до 2015 г., такой статьи расходов нет), поэтому в шаговой доступности организовать детям облучение будет невозможно - их придется возить либо на Березовую аллею, либо в поселок Песочное, через весь город, с риском для жизни;

2) В ДГБ №1 нет радиоизотопной лаборатории, без которой невозможно лечить одну из самых частых и самых опасных детских опухолей - нейробластому, нет ряда лабораторий, без которых невозможно ставить диагнозы и следить за состоянием детей, и места для их строительства тоже пока нет;

3) У ДГБ №1 нет своего отделения переливания крови, она получает компоненты крови из соседней больницы №15, и индивидуальный подбор крови для переливания, который необходим для лечения детей с онкологией, без серьезной реконструкции и переобучения персонала организовать невозможно;

4) Те площади, которые предполагается выделить под отделение детской онкологии, недостаточны, количество коек придется сократить с 35 до 20;

5) Реанимация оборудована на первом этаже, а по стандартам Минздрава, если речь идет о детской онкологии, она должна находиться непосредственно в отделении с круглосуточным постом врача-реаниматолога (как это сейчас и сделано в ГБ№31).

Список проблем можно продолжать, а стоимость их решения - невероятно высока. Городу действительно очень нужен новый центр для проведения лучевой терапии, но вот уже много лет на него не могут найти средств - только один радиологический каньон (сооружение из железобетона, внутри которого находится оборудование для радиологического лечения пациентов с онкологией) стоит около полумиллиона долларов, а количество больных таково, что одним каньоном обойтись будет сложно.

Специалисты - о цене вопроса

Специалисты Национального общества детских онкологов и гематологов (НОДГО) встревожены ситуацией с возможным скоропалительным строительстом "лучшего в России онкоцентра" и они предложили городским властям Санкт-Петербурга свои услуги по проведению жкспертизы этого проекта.

"Мы, врачи из разных регионов Российской Федерации, каждый день занимаемся своим прямым делом - лечим детей. Но сегодня мы не можем молчать. <...> - написано в их обращении к губернатору города. - Сегодня под руководством профессора Маргариты Борисовны Белогуровой отделение онкологии и гематологии для детей является лидером в лечении опухолевых заболеваний не только в Северо-Западном регионе нашей страны, но и во всей России. Каждый из нас знает о трудностях, с которыми сталкиваются наши коллеги по всей стране, и мы не можем согласиться с тем, что в угоду кому-либо отделение может быть вычеркнуто из сегодняшнего врачебного сообщества, медицинской науки и практики. А это может произойти, если переместить отделение в любую другую больницу, которая не обладает достаточной инфраструктурой, чтобы его принять".

Действительно, примеры уже построенных детских онкологических центров: Института детской гематологии и трансплантологии им. Р.Горбачевой в Санкт-Петербурге и Федерального научно-клинического центра детской онкологии, гематологии и иммунологии им. Димы Рогачева - свидетельствуют о том, что построить современную больницу, напичканную высокими технологиями, в "кратчайшие сроки" невозможно, и стоит она даже не миллионы - миллиарды. К примеру, только проект ФНКЦ ДГОИ им. Димы Рогачева создавался около двух лет, строительство шло с 2008 по 2011, а первых пациентов центр смог принять в январе 2012 года. Больница стоила казне 11 млрд рублей, еще около полумиллиарда вложили благотворители, и центр продолжает дооборудоваться и сейчас, через год после открытия. Даже если Санкт-Петербург планирует построить гораздо более скромную больницу, все равно придется строить новый радиологический центр - а это все те же миллиарды... без строительства радиологии перевозить детское онкологическое отделение с Крестовского острова на Авангардную нельзя.

"Построить центр радиологии, а, тем более, современный онкологический центр для детей в кратчайшие сроки (глава комитета по здравоохранению Смольного Валерий Колабутин на пресс-конференции в Санкт-Петербурге озвучил срок в два-три года - прим. ИА REGNUM) невозможно. Не надо лгать и обещать врачам и родителям измученным болезнью детей того, что невозможно сделать. Закрыть или перевести отделение без подготовленной инфраструктуры - значит погубить. Сегодня мы не стоим ни у кровати больного, ни у операционного стола, мы отдаем свое время и силы в поддержку детского отделения ГКБ N31. <...> Для этого специалисты Национальной ассоциации детских гематологов и онкологов предлагают Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга провести экспертизу проектов онкологического центра, которые сейчас рассматриваются, и всеми силами готовы способствовать выбору лучшего решения. Мы уверены, что у правительства Санкт-Петербурга есть понимание того, что хороший детский онкологический центр, принимающий детей со всеми онкологическими диагнозами, не может строиться поспешно, без тщательной экспертизы еще на стадии проектирования. Мы уверены, что в этом наши цели и цели жителей Санкт-Петербурга полностью совпадают".

Открытое письмо подписали президент НОДГО Алексей Александрович Масчан, д.м.н., заведующий отделением детской гематологии и онкологии, заместитель директора ФНКЦ ДГОИ им. Рогачева, профессор; исполнительный директор НОДГО Светлана Рафаиловна Варфломеева, д.м.н., главный детский онколог Центрального федерального округа РФ, заведующая отделением детской и подростковой онкологии директора ФНКЦ ДГОИ им. Рогачева, профессор; ответственный секретарь НОДГО Кирилл Киргизов и более двухсот врачей из Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Махачкалы, Рязани, Твери, Воронежа, Сыктывкара, Перми, Ростова-на-Дону, Калуги, Курска, Нальчика, Хабаровска, Томска, Владикавказа, Ставрополя, Ярославля, Казани, Барнаула, Челябинска, Нижневартовска, Екатеринбурга, Оренбурга, Ижевска. Подписи продолжают поступать.