Белорусы не готовы полностью оплачивать услуги здравоохранения, а власти Белоруссии - тратить дополнительные средства на нужды Минздрава. Об этом 4 февраля в Минске заявил Александр Лукашенко, принимая с докладом министра здравоохранения Белоруссии Василия Жарко, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В ходе встречи были обсуждёны изменения и дополнения в закон "О здравоохранении". В ходе обсуждения поправок Белорусской православной церковью, Римско-католической церковью и общественностью было выказано несколько принципиальных замечаний, учтённых властями. Законопроект "О здравоохранении" официально не выносился на общественные слушания, однако общественности удалось добиться от правительства решения о резком сокращении "социальных показаний" к абортам.

Лукашенко обратил внимание Жарко на финансовый аспект предложений Минздрава, которые влекут не сокращение госрасходов на сферу здравоохранения, а увеличение. Руководитель республики отметил, что правительство Белоруссии и Минздрав выказывали предложения "часть расходов на здравоохранение перенести на самих людей" и сократить расходы на здравоохранение, однако в представленных Жарко предложениях содержатся также предложения, которые приведут к увеличению госрасходов на здравоохранение. Цена вопроса - около 2 млрд белорусских рублей (около $0,25 млн).

По мнению Лукашенко, следует искать такое решение проблемы, при котором расходы госбюджета не вырастут. Руководитель Белоруссии считает, что предложения Минздрава по увеличению зарплат врачей вызовет цепную реакцию: сегодня поставят вопрос об увеличении зарплаты врачи, и государство пойдёт на эти меры, завтра - учителя вполне обоснованно поставят такой же вопрос и, в конечном итоге, из госбюджета придётся выделить триллионы рублей. Лукашенко акцентировал внимание главы Минздрава на неприемлемости такого пути. "И мы, говоря по-народному, встанем враскорячку и ничего не сможем сделать", - заявил Лукашенко, критикуя предложения Минздрава.

"У нас ведь здоровье ничего не стоит. У нас люди не привыкли заботиться о своем здоровье. Мы все знаем по себе, что если бы люди выполняли рекомендации врачей и уже действовали с учетом накопившегося опыта, то болели бы в два раза меньше. Но у нас можно напиться, ногу сломать и потом государство за счет людей других лечит. У нас можно в связи с курением получить значительный ущерб здоровью. У нас вместо того чтобы где-то растяжку сделать, спортом заняться - люди пьют и едят сидя дома, и так далее. Понимая, ведь, что это здоровья не прибавляет - наоборот, отнимает. И, конечно, не дураки на Западе, когда заставили все население платить за свое здоровье. Конечно, мы к этому не готовы - чтобы потребовать от населения полной оплаты за содержание в больницах, за лечение и так далее. Не готовы", - констатировал Лукашенко.

"По мере роста заработной платы, конечно, когда-то встанет этот вопрос. Но, думаю, мы и так сегодня тратим приличные деньги на то, чтобы сохранить человеку здоровье. Мы тратим колоссальные деньги, я уже говорил - миллиарды долларов на модернизацию здравоохранения и немало в этом плане добились. Конечно, мы часть расходов покрываем за счет лечения людей из-за границы - это тоже определенный путь. Но вопрос в том, дополнительно сегодня тратить или не тратить. Мне кажется, что мы просто не потянем дополнительные расходы. Мы людям скажем, что мы там будем проводить какие-то манипуляции, операции и прочее, лечение за деньги - и не сможем это обеспечить. Вот это будет хуже всего!", - заявил руководитель Белоруссии.

"Я думаю, что нам надо закрепиться на нынешнем уровне, так как у нас сегодня есть, подчистив кое-какие там хвосты, и обеспечить качественное лечение наших людей и нормальное к ним отношение", - сказал Лукашенко, напомнив о своих недавних выступлениях.

В свою очередь Жарко проинформировал Лукашенко об экономии средств министерством, а также обратил внимание на нужды работников здравоохранения. Он также проинформировал о существенных изменениях и дополнениях в закон "О здравоохранении". Среди таковых - меры по возмещению гражданами затраченных государством средств за оказание медицинской помощи в лечебных учреждениях в случае, если будет установлено, что граждане сами нанесли вред своему здоровью в результате употребления алкоголя или наркотических средств. Такие идеи на протяжении последних месяцев активно озвучивал вице-премьер Анатолий Тозик.

Кроме того, сообщил глава Минздрава, в обновлённом законе "О здравоохранении" предполагается изменить толкование врачебной тайны и расширить перечень лиц, которым по их запросам выдаваться будет конфиденциальная информация. По мнению независимых экспертов, речь идёт о работниках силовых структур, которые сталкиваются с проблемами в доступе к такой информации.

Как сообщало ИА REGNUM, 30 января министр здравоохранения Белоруссии Василий Жарко заявил журналистам, что в 2014 году в Минздрав ликвидирует нехватку врачей. По его словам, в 2013 году белорусские учебные заведения выпустят 2880 врачей "и в следующем году будет еще 3200 врачей подготовлено". Комментируя проблему неадекватных зарплат в белорусском здравоохранении, Жарко заявил: "Мы не оставляем врача работать на 1 ставку. На сегодняшний день врач работает на 1,4 ставки, медсестра на 1,2 ставки. Мы хотим сохранить и уровень заработной платы, пересматриваем штатные расписания, особенно управленческий аппарат, и уже около 100 человек оттуда перешли работать в абмулаторно-поликлиническое звено".

Накануне, 28 января, Александр Лукашенко заявил, что белорусские медработники получат повышение зарплат, однако им следует перестать жаловаться на жизнь и создать школы белорусской медицины. "Хватит уже плакаться, что у нас врачи нищие, бедные, такие-сякие. Пора врачам давать результат ", - сказал руководитель республики. В частности, следует увеличить коммерциализацию системы здравоохранения и нарастить экспорт медицинских услуг. Лукашенко отметил также, что с весны начнет "шевелить здравоохранение".

Напомним также, постановлением Совмина Белоруссии №23 от 11 января кардинально сокращен перечень социальных показаний для прерывания беременности - с десяти до двух позиций. На сокращении перечня и даже введении запрета на аборты настаивали представители ряда белорусских общественных организаций и инициатив. В 2012 году о неприемлемости широкой практики абортов по "социальным показаниям" громко заявили представители православной и католической церквей.