В распоряжении ИА REGNUM оказалось письмо от одной из участниц протеста против сокращения стационарных коек в Ярославской области Ольги Аникановой, которая рассказывает о первых родах после закрытия борисоглебского роддома.

"В ночь на пятое февраля у Анны, которая тоже была в числе протестующих в борисоглебском роддоме, начались схватки. В 04:30 вызвали скорую, но из-за плохих погодных условий "Газель" не смогла добраться до деревни. Вызвали МЧС. Пожарная машина добралась до въезда в деревню. Там Анну посадили в машину и вывезли к "скорой", которая доставила ее до Ростовского родильного отделения. Всего время доставки в роддом заняло около трех часов. Все обошлось хорошо, родилась девочка. Однако, по словам чиновников, до Ростова добираться - 15 мин., а ЦРБ укомплектована комфортными машинами повышенной проходимости. Мы ждем трагедии? Потом будут искать виновных? Скорее всего, это будут рядовые врачи или спишется на форс-мажор", - говорится в письме.

На днях в Ярославской области закончила работу комиссия Минздрава РФ. Вердикт был вынесен - действия областного департамента здравоохранения по сокращению акушерских коек были "единственно правильными". Что проверяла комиссия, протестующая общественность не знает. По их словам, от них эту комиссию тщательно оберегали. "В Борисоглебский они прибыли уже в 21:00, и люди не смогли встретиться с проверяющими. В Пошехонском районе народ собрался в большом количестве, но их до комиссии не допустили, а главврач предложил пройти в конференцзал. Позднее к собравшимся явился заместитель директора департамента здравоохранения и фармации Сергея Вундервальда и сказал, что комиссия приехала сюда не разговаривать, а работать. По словам женщины, люди в Пошехонском районе стали активно протестовать после того, как у них произошло несколько случаев с экстремальными родами, после закрытия роддома". Ольга Аниканова вспомнила слова председателя комиссии Олега Филиппова, который заявил: "Ситуация, когда родоразрешение происходит в условиях, которые не минимизируют риски, а лишь позволяют принять роды, напоминает русскую рулетку, может, конечно, повезти. Но если что-то пойдет не так, вероятность, что ребенок выживет и не останется инвалидом, что жива останется мать, сводится к минимуму".

"Очень хорошая фраза, но на деле все происходит иначе. Последние 10 лет, по крайней мере, в Борисоглебском родильном отделении все было отлажено и не возникало нештатных ситуаций. Теперь же, с начала этого года, в районах, такие ситуации возникают одна за другой. Недавно женщину от дома вывозили на буране, сегодня на пожарной машине, врачи сбивали замок с закрытого роддома и принимали экстренные роды, беременную женщину везли в кабине скорой помощи, потому что она замерзла в салоне, были роды в машине - и того уже около 10 подобных случаев в Ярославской области с начала года. Анне сегодня повезло, что приехала пожарная; что откликнулся среди ночи тракторист; что по своей инициативе на скорой приехала гинеколог ЦРБ; что родила она второго ребенка не стремительно, и времени хватило добраться до Ростовского роддома", - заявила в письме женщина.

С 1 января этого года родильные отделения первого уровня окончательно исчезли в области. В связи с закрытием таких родильных отделений, женщины из отдаленных районов лишились возможности рожать вблизи с домом. Борисоглебским женщинам предлагается транспортировка до роддомов в Ростове или Ярославле. Чиновники не хотят принимать во внимание то, что до Ростова, от отдаленных селений нашего района, не 20 км как они отсчитывают от райцентра, а 45-65 км, а до Перинатального центра в Ярославле, на который в основном ориентируют женщин, более 100 км. Не учитывается, что все дороги в районе находятся в плохом состоянии.

По словам автора письма, для того, чтобы роды не происходили в машине, председатель комиссии Минздрава РФ Олег Филиппов заявил, что врачи должны останавливать начавшуюся родовую деятельность медикаментозно, т.е. применять "внутриматочный трансферт" - транспортировку беременной женщины в лечебное учреждение более высокого уровня, что подразумевает последующую стимуляцию родов, и нарушает нормальный ход родовой деятельности.

По словам активистки, комиссии из Москвы были предложены ложные сведения о смертности в борисоглебском роддоме за последние годы. В частности, в Борисоглебском районе, как заявили чиновники, в 2010 году показатель младенческой смертности составлял 12,4, в 2011 году - 6,8, в 2012 году - 21,4. Но в Борисоглебском роддоме за последние 10 лет ни один ребенок не умер, и не было мертворожденных, а младенческая смертность (дети до 1 года) к роддомам не имеет никакого отношения. По заявлению чиновников, в закрытых родильных отделениях здания находятся в аварийных состояниях и антисанитарных условиях, также указывается на отсутствие квалифицированного персонала. Но в Борисоглебском здание недавно отремонтировано полностью. Уволенный с 1 января персонал был первой и высшей квалификационной категории с многолетним стажем работы, есть два оперирующих акушера-гинеколога. По словам Ольги Аникановой, представитель общественной организации по защите прав пациентов, член Общественного Совета при Министерстве здравоохранения РФ Лилия Матвеева не встретилась ни с кем из протестующих и несогласных.

"Сергей Вундервальд заявил жителям Борисоглебского района в декабре: "Хотите рожать в Борисоглебском - будете рожать в Борисоглебском". После закрытия родильного отделения, оборудование было перенесено в хирургическое отделение Борисоглебской ЦРБ, где женщин планируется принимать в случае экстренных родов. Однако родовая палата была устроена рядом с операционной, в которой проводят гнойные операции. Общий коридор хирургического отделения, где находятся также и асоциальные пациенты и общий с ними туалет, так же теперь являются принадлежностью этой родовой палаты. До нынешнего года мы имели возможность рожать в непосредственной близости от дома, комфортно, доступно, безопасно. Теперь же получили довольно сомнительные комфорт, доступность и безопасность (отсутствие машин, дорог, многочасовая транспортировка с опасной возможностью принудительной, медикаментозной остановки родовой деятельности, отсутствие квалифицированного персонала на месте). Чиновники решили свои экономические проблемы, но добавили их нам. Роды в районе были бесплатными, теперь они, в любом случае потребуют затрат", - говорится в письме.

Напомним, закрытие стационарных коек вызвало протест жителей Борисоглебского района. Роженицы, находившиеся в борисоглебском роддоме, в конце декабря объявили протест против закрытия роддома, где работали три койки. Роддом должен был быть закрыт согласно приказу департамента здравоохранения и фармации от 26 октября. С января 2013 года в больницах региона сокращается 26 акушерских койко-мест. Под сокращение должны попасть 10 коек в Даниловской ЦРБ, четыре - в Пошехонской ЦРБ, по три в Борисоглебской, Брейтовской и Некоузской ЦРБ, одна в Болшесельской ЦРБ. Это, по мнению местных активистов, приведет к закрытию семи родильных отделений на территории области. Ярославские власти, комментируя ситуацию вокруг Борисоглебской ЦРБ, отметили, что деревянное здание, в котором находится роддом, не выдерживает никакой критики, в том числе, относительно пожарной безопасности. Как подчеркнул заместитель губернатора Александр Сенин, все попавшие под сокращение родильные отделения не смогли бы получить лицензию на следующий год, поскольку не соответствует современным стандартам оказания медпомощи. В конце января губернатор Сергей Ястребов наложил вето на закрытие стационарных коек на всей территории региона, однако Комиссия министерства здравоохранения 31 января одобрила ход оптимизации системы родовспоможения в Ярославской области, вызвавший критику со стороны самих рожениц. Так, председатель комиссии, заместитель директора департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения министерства здравоохранения Олег Филиппов заявил, что шаги по оптимизации акушерских коек в ЦРБ первого уровня, предпринятые правительством региона, единственно верные.