Депутаты сегодня, 21 февраля, на заседании постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам петербургского парламента обсудили, кто должен решать вопрос о социальной значимости строящихся объектов и оценивать состояние зданий. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе руководителя фракции "Справедливая Россия" в петербургском парламенте.

На заседании постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам петербургского парламента комиссии были рассмотрены два законопроекта о внесении изменений в Закон "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге". Комиссией приняты единогласные решения поддержать оба законопроекта, внести их на рассмотрение депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга и рекомендовать принять в первом чтении.

Первый законопроект наделяет Правительство Санкт-Петербурга полномочиями признавать объекты регионального и местного значения "объектами, имеющими особое значение для социального, экономического, культурного и иного развития Санкт-Петербурга, при строительстве таких объектов в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга с отклонением в установленном порядке требований режимов использования земель в границах указанных зон".

"Понятие "социальная значимость" появилось в 2009 году в 820-м законе, как "лазейка", предназначенная специально для "Охта-центра", но далее стала использоваться для других объектов, - говорит Алексей Ковалев. - Сейчас "социальная, экономическая и пр. значимость" устанавливается, например, резолюцией губернатора на обращении: "считаю проект социально значимым". Получается следующая коллизия: застройщик может получить некое письмо о социальной значимости проекта. Оспорить подобные письма в судебном порядке невозможно, поскольку они не являются нормативными актами, а выданные далее на их основании разрешения на строительство признаются "обоснованными". Принятие закона, относящего этот вопрос к компетенции правительства Санкт-Петербурга, станет своеобразной "заглушкой" для этой "лазейки". После принятия закона правительство Санкт-Петербурга должно будет установить процедуру, и, таким образом, трехлетний беспредел в этой сфере должен закончиться".

По мнению депутата, один из последних ярких примеров использования юридической "лазейки" "социальная значимость" - проект сноса и строительства нового здания по адресу Загородный пр., 19. Также эта "лазейка" использовалась в случаях кварталов реновации Сосновая поляна и Нарвская застава и реконструкции Мариинской больницы.

Второй рассмотренный комиссией по городскому хозяйству законопроект устанавливает полномочия исполнительной власти Санкт-Петербурга проводить осмотр зданий на предмет их технического состояния и выдавать соответствующие предписания собственникам.

Необходимость соответствующих дополнений в Закон "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" вызвана изменениями в Федеральном Градостроительном кодексе: с января 2013 года в понятие "градостроительная деятельность" входит не только строительство зданий, но и их эксплуатация. "Далее, после принятия этого закона, разграничивающего полномочия, потребуется закон о порядке проведения осмотра зданий и сооружений, - комментирует ситуацию Алексей Ковалев. - Собственники помещений должны иметь право получать информацию о планирующемся осмотре и о его результатах, согласовывать время проведения, назначать своих представителей для участия в осмотре, и так далее".

Напомним, что практика согласования нового строительства на месте исторических зданий с отклонением от требований режимов на основании социальной значимости нового строительства широко развита в Санкт-Петербурге. Социальным статусом обосновывалось массовое новое строительство на территориях целого ряда кварталов в Сосновой Поляне, Нарвской заставе, Тихорецком проспекте, Лиговском проспекте, Малой Охте, поселке Песочный, в элитном квартале на Крестовском острове - на территории, ограниченной Крестовским проспектом, улицей Рюхина, Морским и Спортивным проспектом.