Польский "Центр польско-российского диалога и согласия" (Centrum Polsko Rosyjskiego Dialogu i Porozumienia) опубликовал часть созданного так называемого "Белорусского катынского списка", в котором содержатся 98 фамилий граждан бывшей II Речи Посполитой (межвоенной Польши), якобы расстрелянных НКВД СССР накануне Великой Отечественной войны. Список опубликован на сайте центра.

Напомним, в начале Второй мировой войны Польша была разгромлена войсками гитлеровской Германии, а 17 сентября 1939 года начался Освободительный поход Красной армии, установившей контроль над территорией бывших "восточных окраин" межвоенной Польши - захваченных польскими легионерами Западной Украины и Западной Белоруссии. III Рейх не противодействовал установлению контроля СССР над территориями бывшего польского государства, вскоре воссоединившимися с УССР и БССР. По версии министерства просвещения и пропаганды III Рейха (руководитель - Йозеф Геббельс), а позже - ряда польских и российских общественников, сотрудники НКВД СССР весной 1940 года расстреляли захваченных польских военнослужащих, полицейских и чиновников недалеко от деревни Катынь Смоленской области. Несколько лет назад ряд польских и белорусских исследователей заявили о наличии "Белорусского катынского списка" - перечня содержавшихся в белорусских лагерях офицеров армии II Речи Посполитой с указанием мест расстрела и всех имен расстрелянных. Не найдя данного списка в белорусских и российских архивах, польские исследователи создали его, назвав проделанную работу "реконструкцией".

В публикации на сайте "Центр польско-российского диалога и согласия" говорится: "Прикрепленное приложение является реконструкцией так называемого белорусского катынского списка. Он был создан в итоге сравнения списка польских граждан, которые потерялись в 1939-1940 гг. в районах северо-восточных областей II Речи Посполитой (список № 1) и лиц указанных на конвойных списках войск НКВД, транспортированных в минскую тюрьму в 1939-1940 гг. (список № 2)".

Согласно аннотации к списку 98 фамилий, список № 1 был составлен по просьбе польского центра с участием ряда организаций, в т.ч. "Института национальной памяти" и "Совета по защите войн и мученичества", а список №2 содержит имена лиц, включенных в документ, хранящийся в Российском государственном военном архиве (РГВА). "Эти люди были перевезены, за редким исключением, в Минск в период с марта по июль 1940 года, который совпадает с выполнением решения Политбюро ЦК ВКП (б) от 5 марта 1940 года об убийстве польских граждан, находившихся в лагерях в Козельске, Старобельске и Осташкове и в тюрьмах так называемой Западной Украины и так называемой Западной Белоруссии", - сказано в документе польского центра.

"Отсутствие какой-либо информации о судьбе этих людей делает гипотезу об их убийстве во исполнение решения от 5 марта 1940 года почти наверняка достоверной. Это число может быть увеличено в ходе дальнейших исследований", - считают польские исследователи.

Отметим, польские историки и архивисты продолжают искать "Белорусский катынский список", в котором предположительно числятся имена 3.872 человек из 22 тысяч расстрелянных польских офицеров. Сотрудники государственной архивной службы Минюста Белоруссии отрицают существование "Белорусского катынского списка", но польские историки и симпатизирующие им белорусские оппозиционеры продолжают заявлять о наличии данного документа, проводят посвященные данной теме специальные мероприятия. Их не смущает то, что "жертвы Катыни" обнаруживаются в самых неожиданных местах. Например, в 2010-2012 гг. польскими специалистами были проведены эксгумационные работы в могилах № 1 и № 2 (останки 514 и 232 человек соответственно) во Владимире-Волынском (Западная Украина). Среди якобы расстрелянных НКВД были найдены жетоны польских полицейских, до этого считавшихся достоверно установленными жертвами "катынского расстрела", а точнее - расстрелянными УНКВД в Медном, где им после "перестройки" были установлены мемориальные доски.

В 2011 году Александр Лукашенко на пресс-конференции в Минске заявил о том, что арестованных в 1940 году польских офицеров не расстреливали на территории Белорусской ССР - в Москве якобы боялись проводить подобные акции из-за реакции белорусского общества. Поэтому, дал понять Лукашенко, сведения о расстрелах следует искать в российских архивах, а места захоронений - на территории бывшей РСФСР. Лукашенко поставил под сомнение рациональность поиска "белорусского "Катынского списка", выдачу которого от официального Минска требуют польские историки и некоторые их белорусские коллеги.

Летом польские и белорусские оппозиционные издания со ссылкой на польскую газету Gazeta Wyborcza проинформировали об открытии "белорусского катынского списка" российским профессором Натальей Лебедевой. Сама Лебедева в тот же день в интервью польскому информагентству РАР пояснила, что нашла документы, на основании которых можно вывести список поляков из Западной Белоруссии, расстрелянных весной и летом 1940 года в тюрьмах НКВД в Минске. По мнению Лебедевой, "Белорусского катынского списка" могло и вовсе не существовать. "Личности тех, кого расстреливали в Белоруссии нужно выяснять по другим документам", - заявила она. В итоге польские СМИ проинформировали, что информация об обнаружении "белорусского катынского списка" в военном архиве в Москве не соответствует действительности.

15 января 2013 года на пресс-конференции Лукашенко снова ответил на вопрос по пресловутому "Белорусскому катынскому списку", отметив, что официальному Минску не известно о расстрелах на территории БССР бывших польских граждан. При этом Лукашенко отметил, что если у официальной Варшавы имеются сведения о расстрелах поляков в Куропатах под Минском и польская сторона оплатит работу белорусских специалистов, то соответствующие работы могут быть проведены и даже освещаться польскими журналистами. После этого тема "Белорусского катынского списка" поднималась рядом публицистов без сколь либо серьёзного обоснования самого факта существования данного списка.

Как сообщало ИА REGNUM, 29 ноября 2012 года в лесном массиве "Куропаты" под Минском представители белорусского филиала международного товарищества "Мемориал" и общественные активисты повторно установили деревянный крест в память о польских офицерах, якобы расстрелянных НКВД СССР накануне Великой Отечественной войны. Не существует достоверных сведений о том, что именно в Куропатах когда-либо производились расстрелы польских офицеров. Предыдущее установление креста польским офицерам было осуществлено месяцем ранее, крест исчез на следующий день. "В рамках траурного мероприятия был установлен крест в память офицеров Войска Польского, которые были замучены в Белоруссии во время сталинских репрессий. Впрочем, крест установлен повторно: в День памяти жертв репрессий 29 октября в Куропатах появился мемориальный знак в память о расстрелянных польских офицеров из белорусского катынского списка. Но буквально на следующий день этот знак исчез", - сообщала пражская редакция радио "Свобода". Отметим, связь между "Куропатами" и "Катынью" с очевидностью понятна лишь организаторам акции по установлению креста в память о польских офицерах, якобы замученных во время "сталинских репрессий" и внесённых в пресловутый "Белорусский катынский список".