Молдавско-приднестровское урегулирование: "Кишиневу нечего предложить Приднестровью, чтобы его заинтересовать настолько, насколько того требует отказ от суверенитета". Внешняя политика: "Россияне не скрывают: реальных, а не формальных признаков суверенитета у Приднестровья больше, чем у некоторых признанных стран". Экономика: "Руководство Приднестровья подвело республику к черте, за которой отчетливо виден экономический крах и социальная катастрофа".

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Кишиневу нечего предложить Приднестровью, чтобы его заинтересовать настолько, насколько того требует отказ от суверенитета"

Ознаменовавший конец "эпохи Смирнова" приход Евгения Шевчука на пост президента Приднестровья как официальным Кишиневом, так и представителями европейских структур был воспринят с безусловным энтузиазмом, пишет ИА "Новости Приднестровья". То, что Молдавия по умолчанию считает любые электоральные процедуры "левобережного региона" сепаратистскими и противоречащими конституционному строю, намеренно опускается как предмет для отдельного разговора. Уход с политической арены элиты, считавшейся молдавскими властями не способной к договоренностям, на Западе инспирировал массу светлых надежд относительно скорого прорыва в переговорном процессе, в самом же Приднестровье - осторожный интерес и дискурс относительно перспектив внешней политики.

Как показала реальность, надежды молдавских политиков были небезосновательны: переговорный процесс действительно сдвинулся с мертвой точки, и Приднестровье выступило в нем инициатором, предложив компромиссную тактику "малых шагов" - решения реальных социально-экономических вопросов взаимодействия Молдавии и ПМР, укрепления конструктивного диалога и политического "необострения" отношений, продолжает ИА "Новости Приднестровья". Кроме того, Приднестровье первым протянуло "руку дружбы" в виде отмены стопроцентной заградительной пошлины на молдавские товары. В пользу правильности выбранного пути весомые аргументы высказали и не заставившие себя ждать результаты - в частности, стартовавшее возобновление железнодорожного сообщения через Приднестровье. В повестку ближайших переговоров должны были войти вопросы телефонного сообщения и открытия движения через приднестровский участок IX Панъевропейского транспортного коридора. Перспективы дальнейших успехов переговорного процесса казались если не очевидными, то закономерными и логичными. К концу 2012 года несомненным стало то, что счастье, как водится, было близко. Переговоры в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) снова зашли в тупик, отмены таможенных пошлин как будто и не заметили, вопросы связи и телерадиовещания обострились в еще большей степени. И очевидно, что "несговорчивость Приднестровья" оказалась очередной отговоркой официального Кишинева, раз за разом проявляющего признаки неспособности к конструктивному диалогу.

Другой непосредственный "сосед" Приднестровья, Украина, в ушедшем году также решила не менять линии поведения в отношении Приднестровья, колеблясь между невмешательством и скачкообразным желанием играть более существенную роль в урегулировании, пишет ИА "Новости Приднестровья". При этом практические проявления этого желания: череда заявлений разномастных экспертов и политиков относительно ключевой роли Украины, игнорирование позиции Приднестровья по вопросу демаркации молдавско-украинской границы - позитивными назвать просто невозможно. Закономерно в этой связи отсутствие у экспертного сообщества Приднестровья особого энтузиазма относительно председательства Украины в ОБСЕ и ее роли в молдавско-приднестровском переговорном процессе в 2013 году.

Очевидно, что позиции Молдавии и Украины не выглядят обнадеживающе, продолжает ИА "Новости Приднестровья". Как результат, весьма органичным кажется суждение (вот-вот готовое стать архетипом политического сознания приднестровцев) о том, что "подвешенное" состояние Приднестровской Молдавской Республики выгодно всем. Склонность молдавской дипломатии любой мало-мальски конструктивный шаг в молдавско-приднестровском урегулировании нивелировать двумя шагами назад (попутно обостряя ситуацию скандальными выпадами из уст харизматичного Михая Гимпу и альтернативно-легитимного президента Николая Тимофти) - без двух минут притча во языцех, пишет ИА "Новости Приднестровья". Как было сказано ранее, прошедший год исключением не стал: робкие успехи тактики "малых шагов" молдавская дипломатия поспешила скомкать заявлениями о необходимости перехода к третьей корзине - вопросам политического урегулирования, методичным муссированием темы вывода российских миротворцев (это - пожалуй, классика молдавской внешней политики), судебным процессом по делу румынских школ в ПМР и упорной несговорчивостью по уже существующим наработкам в сфере социально-экономического взаимодействия. Старый конь борозды не портит, конечно. Но и глубоко не копает. Факт, неоспоримый даже для молдавского руководства, по идее, заинтересованного в успехах за столом переговоров (в молдавском их понимании, конечно). Таким образом, очевидно существование у молдавской стороны мотивов такого поведения, как уже было сказано - традиционного.

Сегодня можно предположить, что сводить все к устоявшейся в Молдавии практике получения европейских субсидий под решение "приднестровской проблемы" и установлению демократии на обоих берегах Днестра нельзя, продолжает ИА "Новости Приднестровья". Вопрос "С кем быть?" становится для восточно-европейской части бывшего СССР все более актуальным в свете кризисных явлений Еврозоны и нарастающих процессов евразийской интеграции, и официальному Кишиневу так или иначе приходится думать о проблемах более глобальных.

Как бы вызывающе это ни звучало, при любом возможном раскладе Молдавия проиграет в переговорном процессе, и такое положение вещей практически безальтернативно, пишет ИА "Новости Приднестровья". Кишиневу нечего предложить Приднестровью, чтобы его заинтересовать настолько, насколько того требует отказ от суверенитета. Кишинев также не способен поменять официальный курс в отношении Приднестровья, так как другого он не знает (постулат о "территориальной целостности" - ровесник молдавского государства как такового), и весомая часть политического процесса и электоральных предпочтений завязана именно на его нынешнем виде.

Властям Молдавии, наконец, нечем давить на Приднестровье, продолжает ИА "Новости Приднестровья". Не потому, что нет возможности ухудшить жизнь левому берегу (это как раз дело нехитрое). Причина в другом - любой акт давления на Приднестровье приведет к усилению привлекательности курса приднестровцев, и наоборот, к потере Молдавией существующих позиций в урегулировании. Здесь можно исходить из предположения, что причинно-следственная конструкция "Экономическая блокада - Референдум о независимости-2006" (Результатом введенных 3 марта 2006 года Молдавией и Украиной в нарушение ранее подписанных ими договоренностей и действующих до сих пор правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу стала экономическая и железнодорожная блокада Приднестровской Молдавской Республики. 17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике состоялся референдум, по итогам которого более 97% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии и последующее "свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации" - прим. ИА REGNUM) была молдавской стороной понята правильно. Любое тактическое обострение ситуации для Молдавии будет стратегическим поражением. Вечно, однако, удерживать ситуацию в невесомости тоже невозможно. От Приднестровья рано или поздно придется отказаться. Об этом свидетельствует не только успешный опыт существования республики как самостоятельного государства, но и международные прецеденты, как существующие, так и грядущие, наиболее яркий из которых, вероятно, будет связан с Шотландией.

В ситуации отсутствия политической воли для добровольного отказа от ПМР молдавское руководство будет стремиться представить "уход" республики как что угодно, но только не как свой выбор, пишет ИА "Новости Приднестровья". Виновных искать уже давно не нужно - причиной всех бед будет Россия. В этом контексте и подогревается сегодняшняя ситуация... Бесчисленное множество заявлений в адрес России разной "степени тяжести" из уст молдавских и румынских политиков - хорошо проработанный медиа-план, логически выстроенные информационные поводы. Озвучить стратегию "вынужденного отказа" выпало Михаю Гимпу, предложившему считать ПМР зоной российской оккупации. Казалось бы, еще одна выходка любимца публики, но именно она и выражает суть происходящего.

Пожалуй, самой виртуозной акцией 2012 года стало эпичное выступление бельцского преподавателя Виктора Кравченко, которому, по-видимому, было велено устраивать на своих лекциях театр одного актера до тех пор, пока его не снимут на камеру (15 ноября 2012 года в интернете была опубликована видеозапись, сделанная на уроке в одном из русских училищ молдавского города Бельцы, на которой учитель географии, используя нецензурную лексику и угрозы физической расправы, оскорбляет русскоязычное население, которое в этом городе представляет большинство. В более чем двадцатиминутном видеоролике учитель, в частности, произносит следующие фразы: "Русские оккупанты! Нажрали морды на молдавской земле! Выйдет закон, мы вас уничтожим!" - прим. ИА REGNUM), продолжает ИА "Новости Приднестровья". Естественно, без гарантий скромного учителя не оставили, и спустя некоторое время Кравченко выступил в роли официального агитатора одного из кандидатов на выборах в парламент Румынии. Главная тактическая цель происходящего - держать градус напряженности на том уровне, с которого его несложно перевести в точку кипения, с последующей конфронтацией и переходом Молдавии в статус "пострадавшей". Стратегическая цель понятна. И только последствия такой комбинации для правящей молдавской элиты непредсказуемы.

Как бы тщательно и осторожно молдавское руководство не генерировало состояние умеренной напряженности, роль жертвы и пострадавшей от оккупантов стороны будет смотреться убедительно только в том случае, если Молдавией на политической арене будут предприняты сколько-нибудь значимые наступательные действия в отношении России и Приднестровья, пишет ИА "Новости Приднестровья". В противном случае происходящее будет выглядеть как сдача без боя, чего не может допустить ни сама молдавская элита, ни ее румынские спонсоры. Таким образом, мы возвращаемся к сказанному ранее, а именно к тому, что любые действия против Приднестровья и тем более против России принесут Молдавии гораздо больше потерь, чем бонусов. Арсенал средств для ответных действий у российской стороны представлен широким видовым разнообразием, от Роспотребнадзора до ужесточения законодательства в отношении трудовых мигрантов. В этом контексте положительное соотношение полученного профита в виде вынужденного отказа от Приднестровья и возможных санкций со стороны России маловероятно.

Немаловажно, что при реализации указанного сценария вовсе не обязательна масштабная поддержка Молдавии Западом, продолжает ИА "Новости Приднестровья". Ее объем может вполне ограничиться полемикой в СМИ с многократным осуждением происходящего окончательного размежевания страны. Поток западных средств под решение "приднестровского вопроса" если не прекратится, то как минимум потребует переформулировки заявленных целей расходования. Необходимо также учитывать то обстоятельство, что курс евроинтеграции Республики Молдова, сегодня понимаемый во многом как характер возможного развития геополитических тенденций в регионе, может сузиться собственно до самой Молдавии. Иными словами, ключевым станет вопрос "А ждут ли Молдавию с ее проблемами в Евросоюзе?" Еще одна потенциальная опасность для молдавского руководства таится в политических интересах Румынии, пишет ИА "Новости Приднестровья". Не будет безосновательным думать, что освобожденная от груза Приднестровья Молдавия еще больше попадет под румынское влияние. "Великая Румыния" захочет видеть на ключевых постах в Молдавии нынешних руководителей, какую бы роль для удовлетворения румынских амбиций они ни играли.

Таким образом, Приднестровье оказывается для правящих элит Молдавии своего рода бомбой с уже зажженным фитилем, продолжает ИА "Новости-Приднестровья". Остается только гадать насчет силы будущего взрыва. И вне зависимости от того, в какой степени реализуются представленные выше прогнозы, горение фитиля носит императивный характер, иначе говоря, потушить его уже нельзя. Приднестровье в этом смысле закономерно перерастает из зоны замороженного конфликта в катализатор грядущего передела расстановки сил в регионе. И если пока по отношению к ПМР можно применять традиционные штампы и поддерживать разрешение конфликта на "мертвой точке", то в перспективе с евразийским Приднестровьем придется считаться, и каким образом это делать - элитам решать нужно уже сейчас, подводит итог агентство.

Несмотря на то, что проводимые в Молдавии социологические опросы констатируют тяготение молдаван к Востоку, политическая и экономическая элита целиком устремлена в западном направлении, пишут "Профсоюзные вести". Очередным якорьком, который может прикрепить РМ к европейскому берегу, наблюдатели называют готовящееся к подписанию соглашение о зоне свободной торговли с Европейским союзом. Предварительный срок - конец нынешнего года, место подписания - Вильнюс. Но тут еще вопрос. Прагматичные и планомерные, привыкшие взвешивать каждое слово и действие европейцы были ошеломлены "весенним обострением", случившимся в верхних эшелонах молдавской власти - налицо внутриполитический кризис и очередной виток межпартийной борьбы не на жизнь, а на смерть. Именно это обстоятельство делает факт подписания соглашения о зоне свободной торговли РМ-ЕС не столь очевидным, а может быть, даже призрачным. Но, как любил говорить первый советский президент, "процесс пошел".

Чем это может грозить нашим экономическим агентам, в частности, и республике в целом? - продолжают "Профсоюзные вести". Молдавские власти в лице и.о. вице-премьера Евгения Карпова заявляют, что нам необходимо определяться. В случае, если приднестровские хозяйствующие субъекты, экспортирующие продукцию в страны Европейского союза по имеющимся у них преференциям, выпадают из правового поля соглашения о зоне свободной торговли, они лишаются перспективного в финансовом плане (Европа - зажиточное место) рынка сбыта. Сразу стоит оговориться, что вопрос вхождения Приднестровья в зону свободной торговли с ЕС становится в нынешних обстоятельствах больше политическим, чем экономическим и связан с непризнанным статусом ПМР. Наверное, поэтому многие эксперты-экономисты, а также руководители экспортоориентированных предприятий, многие годы работающие на западные рынки, к которым издание обратилось за комментариями, пожелали воздержаться от них.

Официальный Кишинев при этом, безусловно, играет свою игру, пишут "Профсоюзные вести". У него присутствует страстное желание "втянуть" приднестровский бизнес в орбиту своих политических интересов, ведь ленинский принцип "политика является концентрированным выражением экономики" остается пока незыблемым. Власти Молдавии, а в этом им подыгрывают западноевропейские политико-экономические структуры, хотят, чтобы приднестровские предприятия торговали с Евросоюзом по правилам, устанавливаемым ими и ничем не отличались от аналогичных хозяйствующих субъектов, работающих на правом берегу. Однако при этом следует учесть, что в Молдавии промышленный сектор практически разрушен и большинство предприятий, реализующих произведенную продукцию на европейский континент, находится в приднестровском регионе, который РМ считает своим, несмотря на то, что не осуществляет над ним юрисдикцию.

Справедливости ради стоит отметить, что сейчас экономические агенты Приднестровья имеют возможность использовать преференции в торговле со странами Евросоюза лишь потому, что они постоянно или временно зарегистрированы в РМ, продолжают "Профсоюзные вести". И такому положению уже семь лет. Напомним, что в начале марта 2006 года Украина под нажимом Запада перешла на новый таможенный режим оформления приднестровского экспорта. С тех пор он стал возможен только при условии, что приднестровские предприятия будут зарегистрированы в молдавских национальных органах. Три месяца Приднестровье тогда сопротивлялось, но взаимоприемлемого решения этой проблемы так и не было найдено. В такой патовой ситуации, грозящей экономическим коллапсом, тогдашний президент Игорь Смирнов принял политическое решение - разрешить хозяйствующим субъектам ПМР на временной или постоянной основе регистрироваться в РМ.

Противоречивыми являются и цифры доли приднестровского экспорта, приходящегося на страны Евросоюза, пишут "Профсоюзные вести". По данным, озвученным в телеэфире министром экономического развития Майей Парнас, это 20%. В Торгово-промышленной палате называют цифру прошлого года 35% (при том, что в некоторые годы половина приднестровского экспорта приходилась на зажиточные и платежеспособные страны Евросоюза), в Союзе промышленников, аграриев и предпринимателей Приднестровья (СПАПП) - 30%. Снижение этого показателя экономисты связывают как с продолжающейся в Европе рецессией, а значит, уменьшением потребительского спроса, так и с переориентацией приднестровских предприятий на обширный и менее привередливый евразийский рынок.

Юрий Ганин, вице-президент Торгово-промышленной палаты: "Путь Молдавии к заключению соглашения о зоне свободной торговли начался еще в 2001 году и прошел уже три этапа. Начинался он со специального режима генеральных преференций, сейчас действует режим автономных торговых преференций. Их суть состоит в возможности экономических агентов на данном этапе беспошлинно торговать более 10 тыс. наименованиями товаров, за исключением квотируемых (зерно, продукция животноводства и др.). Чтобы сделать молдавские товары конкурентоспособными на европейском рынке, западные партнеры Кишинева не скупились на средства - это сотни миллионов евро. На эти деньги Молдавия реформировала систему публичного управления, создала сеть испытательных центров, привела свои стандарты к европейским, изменила законодательство, провела другие необходимые подготовительные мероприятия. Иными словами, европейцы более 10 лет "вели молдаван за руку". В это же время Приднестровье никакой западной помощи не получало и, соответственно, ничего не предпринимало в этом направлении. В соответствии с соглашением о зоне свободной торговли РМ-ЕС, если мы в него вступим, мы обязаны будем "обнулить" ввозные таможенные пошлины для европейских товаров, поступающих на наш рынок. Для Молдавии, к примеру, в этом отношении разработан график этой процедуры. На какие-то товары она уберет пошлины раньше, на какие-то позже, но будет обязана двигаться в фарватере достигнутых с европейцами соглашений. Напрямую с нами европейцами все эти сложные вопросы не обсуждались и не согласовывались. Они, очевидно, считают, что путем предоставления нам привлекательных экономических благ в торговле со странами ЕС (а это обширный рынок с населением 500 млн. человек) им удастся решить и политический вопрос интеграции Приднестровья в Молдавию. При этом эмиссары Евросоюза полагают, что в таком случае жители республики, ее власти могут отказаться от идеи приднестровской государственности. На данный же момент, не урегулировав свои взаимоотношения с Кишиневом в политической плоскости, в зону свободной торговли с Евросоюзом мы можем реально войти только через Молдавию. В таком случае мы вынуждены будем изменить свое законодательство, молдавские национальные органы должны будут контролировать производимую на наших предприятиях продукцию, предназначенную для экспорта в страны ЕС. Фактически это потеря суверенитета и независимости. Понятно, что приднестровская сторона пойти на такие условия не может. С недавних пор (с декабря 2012 г.) изменилась и тактика европейцев, что нам, безусловно, на руку. Это объясняется тем, что и в самих структурах ЕС "схлестнулись" позиции двух ветвей - торгово-экономической и военно-политической. Первые настаивают на подписании соглашения без учета интересов Приднестровья, вторые - усматривают в нем безрадостную перспективу потери приднестровского региона, поскольку, если соглашение будет подписано, то на границе ПМР и РМ придется устанавливать полноценную таможенную и административную границу, что может означать еще больший раскол между берегами. Вряд ли Евросоюз склонен повторять свою ошибку, когда в зону свободной торговли была включена лишь одна часть Кипра. От этого Евросоюз "поимел" немало проблем на свою голову. В настоящий момент вторая точка зрения (военных и политических стратегов) пока возобладала. И европейцы пошли на попятную. Они уже не так оптимистично смотрят на планировавшееся в конце этого года в Вильнюсе подписание соглашения о зоне свободной торговли между РМ и Европейским союзом. Речь уже идет только о парафировании этого документа. При этом европейцы "включают" излюбленные ими бюрократические проволочки. К примеру, говорят молдавской стороне, что они не успеют в установленные сроки перевести этот официальный документ на языки 27 стран-членов Евросоюза. Молдаване божатся, что успеют. Таким образом, можно прогнозировать, что в как в ближайшей, так и в более отдаленной перспективе в процессе создания зоны свободной торговли сохранится статус-кво. Евросоюз не захочет в целом терять влияние на Приднестровье и "отбрасывать его на обочину". Осознание этого уже привело к пересмотру европейцами собственной стратегии и тактики действий. На первый план у них выдвинулся политический фактор. Наша сторона также ставит перед европейскими партнерами неудобные вопросы. Мы считаем, что без решения политического вопроса, при котором у нас будет статус самостоятельной стороны, невозможно наше участие в соглашении о зоне свободной торговли с Евросоюзом. Нам также непонятна противоречивая позиция европейцев, когда они с одной стороны "тащат" нас в зону свободной торговли, предоставляя нашим хозяйствующим субъектам преференциальные возможности, с другой - блокируют банковские операции в долларах и евро. Сейчас чтобы осуществить внешние платежи, необходимо пройти длительную цепочку банков-корреспондентов. Получается парадоксальная ситуация: товар на европейские рынки мы можем отправить, а деньги за него можем не получить. При этом наши европейские партнеры "советуют" нам: пусть ваши банки получат лицензии в Национальном банке Молдавии и все будет "оk". Чем нам это грозит, понятно: отсутствие собственной финансовой и банковской системы означает потерю государственности. Вместе с тем находящийся сейчас на повестке дня вопрос создания зоны свободной торговли РМ-ЕС актуализирует для наших предприятий вопрос диверсификации экспортных поставок. И в этом отношении весьма перспективным остается обширный рынок стран СНГ. Поэтому нам необходимо, не теряя времени, усилить работу в этом направлении". ("Профсоюзные вести")

Анатолий Дзернович, президент торгово-промышленной фирмы "Интерцентр Люкс": "Реалии таковы, что в настоящий момент отправлять изготовленную на наших предприятиях по заказам европейских фирм продукцию мы в состоянии только через Молдавию. Она предоставляет работающим в Приднестровье и зарегистрированным в РМ экономическим агентам весь необходимый для этого пакет документов. Если такой порядок сохранится, то мы будем продолжать работать с европейскими потребителями, несмотря на то, что на нас самым негативным образом сказывается двойное таможенное оформление. В среднем за год швейная фирма примерно наших размеров 40 тыс. долларов за таможенное оформление платит в приднестровский бюджет и такую же сумму в молдавский. Но, боюсь, что готовящееся к подписанию соглашение о зоне свободной торговли РМ-ЕС молдавской стороне необходимо для оказания на наших экономических агентов давления. При этом поводы будут самыми благими - "ну вы же хотите работать с европейскими партнерами?" Так работайте, но по международным правилам. А наши зарубежные торговые партнеры знают только одно государство в этом регионе мира - Республику Молдова. Поэтому не исключено, что нам будут поставлены дополнительные условия по платежам в бюджет Молдавии в дополнение к отчислениям за таможенное оформление товаров. Это может усугубить положение хозяйствующих субъектов республики, работающих на экспорт в европейские государства. В последнее время швейные предприятия республики констатируют отток заказчиков из Европы. Это связано, во-первых, с продолжающейся на европейском континенте рецессией. Во-вторых, в самой Молдавии швейных фирм тоже немало. В-третьих, зарубежных партнеров пугает наша непризнанность и неопределенность. При пересечении нашей границы, лицезрения людей в военной форме, в ходе процедуры регистрации им невдомек, что они вроде бы выехали из одного государства, а вроде и не выезжали. И если это не Украина, то что? Европейцам трудно разобраться в наших политэкономических и географических хитросплетениях. Они от этого находятся в определенной степени шока. При этом обещают позвонить, но уехав от нас, резко об этом забывают. В дополнение к этому и европейская пресса то и дело подбрасывает дровишки в тлеющий костерок неурегулированного на протяжении двух десятилетий регионального конфликта. Политическая неурегулированность нашего с Молдавией конфликта, кстати, вполне может стать сдерживающим подписание соглашения о зоне свободной торговли фактором. Пока политики будут решать этот вопрос, мы стараемся осваивать новые рынки. Недавно в Москве я принял участие в традиционной ежегодной выставке "Рослегпром". В российской столице мы представляли свою продукцию. У россиян к ней есть определенный интерес. Но при этом они откровенно говорят: "Дайте нам качественную продукцию, но по китайским ценам". В России еще неизбывна тяга к польскому и китайскому. И переломить эту тенденцию нам будет ой как нелегко, несмотря на то, что российский рынок, рынок Таможенного союза обширен. В общем, там нас с распростертыми объятиями никто не ждет. И все же под лежащий камень вода не течет. Надо работать в этом направлении". ("Профсоюзные вести")

Юрий Чебан, вице-президент СПАПП: "Проект зоны свободной торговли Республики Молдова и Европейского союза - это в значительной мере политически ангажированный проект. В нем больше политической подоплеки, чем экономической. В соответствующей комиссии по выработке этого соглашения лишь один наблюдатель от Приднестровья. Представители же РМ ведут переговоры по каждой товарной группе. Вместе с тем во всей этой истории существует некий парадокс, дисбаланс. В формировании зоны свободной торговли со странами ЕС большую активность проявляет молдавская сторона. При этом она мало что может предложить европейскому потребителю. Разве что сельскохозяйственную продукцию, в частности, винодельческую. Однако, с точки зрения бизнеса, это продукция с невысокой добавленной стоимостью. Европейский потребитель больше заинтересован в той продукции, которая производится в Приднестровье, она для него более привлекательна. Это металлопрокат в ассортименте, строительные материалы (цемент высоких марок), текстиль, обувь, швейные изделия и др. Соглашение о зоне свободной торговли, заключения которого так активно добивается молдавская сторона, причем обязательно с участием работающих на экспорт приднестровских производителей, можно рассматривать как желание Кишинева "зажать" нас в экономические тиски для решения политических вопросов. И в этой, прямо скажем, непростой ситуации мы должны более активно и настойчиво отстаивать собственные интересы. Это нам позволяют международные документы. В частности, устав ВТО (Всемирная торговая организация), где предусмотрен такой статус, как самостоятельная таможенная территория. Это экономический статус. Нельзя забывать, что именно Приднестровье в 2000 г. "выписало Молдавии входной билет в ВТО". Она стремилась в эту организацию и попала туда благодаря заявлению, что с Приднестровьем у нее урегулированы вопросы внешней торговли. И в самом деле, в соответствии с п. 3 Московского Меморандума от 8 мая 1997 г. Приднестровье обладало правом на осуществление самостоятельной внешнеэкономической деятельности. В то время действовали между сторонами и таможенные соглашения, в соответствии с которыми таможенное оформление экспортных и импортных грузов от имени признанного государства, каковым является РМ, осуществляли наши таможенники. Правда, механизм этот действовал только до марта 2006 г. Если Кишинев подпишет соглашение о зоне свободной торговли с ЕС, то не исключено, что Молдавия может поставить заградительные барьеры для нашей продукции на европейские рынки. Будут ли наши экономические агенты играть по ее правилам, еще вопрос. Мы должны этому противостоять. В этой ситуации особую важность приобретает возможность расширения нашего присутствия на восточных рынках. Тем более, что эта сложная, но важная задача органично вписывается в провозглашенный в новой редакции концепции внешней политики курс на евразийскую интеграцию". ("Профсоюзные вести")

Евгений Карпов, и.о. вице-премьера Молдавии по реинтеграции: "К сожалению, на сегодняшний день представители Тирасполя, участвующие в переговорах с нашими европейскими партнерами, пока не выразили согласия на включение в зону свободной торговли. Они должны осознать, что убытки, которые могут возникнуть из-за этого в Приднестровье, будут покрываться исключительно за счет приднестровских предприятий. Очевидно, что ситуация ухудшится из-за того, что эти компании не смогут воспользоваться инструментами соглашения с ЕС". ("Профсоюзные вести")

Внешняя политика: "Россияне не скрывают: реальных, а не формальных признаков суверенитета у Приднестровья больше, чем у некоторых признанных стран"

То, что происходило во внешней политике Приднестровья на протяжении более двух десятков лет, зачастую приводило к осознанию необходимости "перезагрузки" системы, в частности, перезагрузки методов и стиля приднестровской дипломатии, пишет "Приднестровье". Необходимость пересмотра и обновления подходов, диссонирующих с требованиями времени, логикой сложившихся реалий и желанием народа, очевидно, должна быть осознана не только в Тирасполе, но и в Кишиневе.

Перемены в отношениях Приднестровья и Молдавии наметились с избранием тактики "малых шагов", однако реальные итоги 2012 года говорят об одном: сторонам так и не удалось перейти к состоянию "второго дыхания", продолжает "Приднестровье". Слишком разные позиции, слишком много политических аспектов даже в самых, казалось бы, тривиальных вопросах, связанных с повседневной жизнью, мешали этому процессу. Впрочем, уверяют дипломаты-посредники, худой мир лучше доброй ссоры, а цель переговорного процесса сегодня - поддерживать конструктивный мирный тон и ход переговоров как защитную меру против эскалации конфликта.

В 2012 году Россия не только заметно усилила интерес к Приднестровью, но и силами публичной дипломатии, представленной известными экспертами, общественными деятелями, публицистами, не говоря уже о парламентариях и профессиональных дипломатах, послала новый политический месседж, который вызывает нескрываемую напряженность во внешнеполитическом ведомстве Молдавии, пишет "Приднестровье". Этот факт свидетельствует о принципиальных изменениях, происходящих в приднестровско-российских отношениях.

Россияне не скрывают: реальных, а не формальных признаков суверенитета у Приднестровья больше, чем у некоторых признанных стран - членов международных организаций, и, несмотря на все испытания, Приднестровье выдержало тест временем не хуже других, сохранив межнациональный, межконфессиональный и внутриполитический мир и стабильность, продолжает "Приднестровье". При этом в последнее время все чаще звучат призывы делегировать осуществление межгосударственных гуманитарных, экономических проектов на уровень гражданского общества, что, по мнению части экспертов, позволит сделать двусторонние контакты более эффективными. Эти заявления уже скоро могут перерасти в реальные межгосударственные проекты, являясь инструментами "мягкой силы" России на постсоветском пространстве.

"Вторым дыханием" приднестровской дипломатии и в целом трендом развития внешней политики становится также активизация молодежных инициатив "молодежного крыла" МИД ПМР, пишет "Приднестровье". Совет молодых дипломатов как "молодежное крыло" МИД ПМР негласно взял на себя функцию локомотива приднестровской молодежи - вся его деятельность призвана пополнить медийное пространство актуальными для Приднестровья темами, основная из которых - тема евразийской интеграции.

13 января 2013 года под эгидой совета молодых дипломатов стартовал новый проект "Молодежная евразийская интернет-конференция", продолжает "Приднестровье". Симптоматика цифр будто бы благоволит молодежному начинанию: именно в этот день два века назад русские войска во главе с императором Александром I под командованием генерал-фельдмаршала М.И. Кутузова перешли Неман и приступили к освобождению Европы от Наполеона, за что император впоследствии был прозван Благословенным, Великодушным держав восстановителем. Проект совета молодых дипломатов, нацеленный на популяризацию идей пока еще не созданного, но притягательного Евразийского союза, призван способствовать восстановлению некогда единой державы в евразийском формате. Проект преследует и еще одну задачу - способствовать включению приднестровской молодежи в общегосударственный политический процесс. На наш взгляд, этот тренд может стать мэйнстримом приднестровской политики в текущем году, открыв политическому процессу долгожданное "второе дыхание".

Уже через 10 дней после старта проекта в ходе встречи представителей различных общественных объединений Приднестровья в рамках "круглого стола", прошедшего на площадке государственной администрации Тирасполя, была озвучена идея создания в Приднестровье Молодежного правительства и Молодежной Общественной палаты, пишет "Приднестровье". Два этих примера роднит желание молодежи не ограничиваться деятельностью собственных малых групп, расширять влияние, привлекая к своим инициативам большее количество молодых людей. Здесь понимают: только общими согласованными усилиями достижим нужный результат, а деление социума на "своих" и "чужих" чревато дестабилизацией внутриполитической ситуации.

Приднестровское общество заметно повзрослело, продолжает "Приднестровье". Вместе с ним повзрослела и приднестровская молодежь. В Министерстве просвещения ПМР, где сейчас работают над стратегией государственной молодёжной политики до 2020 года, предлагают передать территориальным органам молодежного самоуправления больше полномочий. На молодежь накладывается и дополнительная ответственность, но эта ответственность представляется закономерной, отражая переход на новую, более сложную ступень развития тех, кто прошел первый экзамен на зрелость.

Все эти тенденции сигнализируют об оздоровлении государства: постепенно гражданскому обществу делегируют те области, в которых, по мнению политиков, могут быть найдены более эффективные предложения и решения, пишет "Приднестровье". Однако государство не отказывается от выполнения своих обязательств перед обществом. Наоборот, оно усиливает двусторонний обмен информацией, налаживает обратную связь, получая ответные послания со стороны гражданского сектора.

Наступила долгожданная весна - пора пробуждения природы и человека, продолжает "Приднестровье". Вместе с ней активней начинает "дышать" внешняя политика Приднестровья - ее "второе дыхание" позволит государству сойти с "мертвой точки" в вопросах, не находивших решения. Возможно, именно молодежь, символизирующая начало новой жизни, станет посланником новой эпохи и в жизни республики, подводит итог издание.

Экономика: "Руководство Приднестровья подвело республику к черте, за которой отчетливо виден экономический крах и социальная катастрофа"

Результатом экономической политики президента Евгения Шевчука стала остановка промышленных бюджетообразующих гигантов Приднестровья, пишет ИА "Тирас". В частности, речь идет о расположенных в Рыбнице Молдавском металлургическом заводе и Цементно-шиферном комбинате. Оба предприятия принадлежат российскому бизнесмену Алишеру Усманову. В период загруженности данные заводы играли ключевую роль в формировании республиканского бюджета, а также рыбницкого городского бюджета. На них было занято до восьми тысяч работающих специалистов. Сегодня они покидают Приднестровье, находя себе работу в России и на Украине.

То, что сделал в экономике Евгений Шевчук ветеранами предприятий и молодыми специалистами называется экономическим преступлением, продолжает ИА "Тирас". По имеющейся информации, власти ПМР специально создали условия для остановки заводов с целью их последующей реприватизации. Эта же стратегия осуществляется и в отношении других предприятий.

Между тем, экономический крах Приднестровья все очевиднее, пишет ИА "Тирас". На фоне остановки промышленных гигантов произошло еще одно шокирующее событие - сокращение на 20 миллионов долларов валютных запасов ПМР, что ставит под угрозу стабильность местного рубля. Если учесть то обстоятельство, что благодаря политике Евгения Шевчука существенно уменьшился поток денежных средств на "газовый счет" (собираемые в Приднестровье деньги за газ на протяжении многих лет не переводятся "Газпрому", а перечисляются на специальный счет, который используется для поддержания бюджета республики; в результате был накоплен долг в размере около $3,8 млрд., который юридически числится за Молдавией - прим. ИА REGNUM), становится понятным, что руководство Приднестровья подвело республику к черте, за которой отчетливо виден экономический крах и социальная катастрофа, подводит итог издание.