Исторический центр Санкт-Петербурга не способен принять сегодняшние вызовы без освоения подземного пространства. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 21 марта, в ходе круглого стола по вопросам развития подземного пространства заявил руководитель комитета по архитектуре Гильдии управляющих и девелоперов, генеральный директор архитектурной мастерской Цыцина Сергей Цыцин.

В Санкт-Петербурге существует множество мифов о сложностях подземного строительства, которые стали закрытой дверью. Один из них, по словам Цыцина, заключается в том, что в результате внедрения подземного строительства, можно испортить исторический центр города.

"Перед городом сейчас стоят вызовы, чтобы их решить, городу нужны новые пространства, общественные пространства. За счет повышения высотности существующих зданий эту проблему мы решить не можем. Мы должны охранить Санкт-Петербург в тех исторических габаритах, которые есть, без нарушения масштабов строительной ткани города", - отметил Цыцин.

Следующим мифом стало мнение о том, что подземные сооружения - слишком дорогое удовольствие. Генеральный директор Объединения подземных строителей Сергей Алпатов заверил, что строительство подземных объектов не дороже наземных, а эксплуатационные расходы подземных сооружений даже ниже. Кроме того, заметил эксперт, не учитывается стоимость высвобождаемой земли.

Директор по строительству БТК Девелопмент Ирина Киршина рассказала об опыте компании в подземном пространстве. Так, строительство подземного паркинга обошлось компании примерно в 40 тыс. рублей за кв. метр. Сама стоянка, расположенная на переулке Гривцова, 4, полностью автоматическая, автомобиль попадает на стоянку без участия человека. Вместе со сложным оборудованием стоимость кв. метра дошла до 75 тыс. рублей. Однако при этом освобождается большая часть надземного пространства.

Еще один миф - сложность подземного строительства из-за того, что город "стоит на болотах". Эксперты признают, что геологическое строение верхних грунтов на территории Санкт-Петербурга действительно сложно. Однако, как заверил архитектор Архитектурного бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры" Михаил Кондиайн, технически сегодня нет проблем при строительстве подземных объектов, которые нельзя решить.

Усложняет развитие подземного пространства отсутствие градостроительной концепции Санкт-Петербурга. "Мы не знаем, что мы хотим получить через 50-100 лет. Нет ясной правовой базы, нет практики строительства комплексных объектов, охватывающих крупные транспортные узлы города", - сказал Цыцин.

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге очень мало примеров подземного строительства, их недостаточно по сравнению с теми потребностями, которые испытывает город. В основном, по словам Цыцина, это локальные объекты в рамках проекта инвестора, заключенные в кадастровых границах участка.

Сергей Алпатов, в свою очередь, высказал такое предложение: надо накладывать мораторий на точечную подземную застройку инвесторами, чтобы сооружения под землей были функционально увязаны между собой, и прямо сегодня начать работу по составлению концепции комплексного развития подземного пространства в Санкт-Петербурге. "Мы подошли к тому, что нужно создавать идеологии нового генерального плана города на уровне самых-самых общих понятий, потому что существующий Генплан не был разработан на базе глубокого научного анализа", - добавил Михаил Кондиайн. Будущий Генплан, уверены эксперты, должен непременно отразить и подземное пространство.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что сегодня власть Санкт-Петербурга не выступает локомотивом освоения подземного пространства как способа развязать гордиевы узлы города. "Городской администрации необходимо объединить разрозненные действия инвесторов и подчинить их действия общегородским интересам", - считает Цыцин.

По словам генерального директора геотехнического инженерного бюро "Петергиб", доктора технических наук Сергея Сотникова, городская администрация закрывала один за другим проекты подземного строительства. "Закрыли Орловский тоннель, совершенно необходимую транспортную магистраль, несмотря на то, что уже проплачен аванс на поставку оборудования, разработан проект. Закрыли гигантские подземные стоянки под "Набережной Европы", закрыто половина котлована "Невской Ратуши"", - рассказал Сотников.

Эксперты уверены, что, пока администрация города не повернется лицом к развитию подземного пространства, эту проблему не решить. "Государство должно стать супер-девелопером с высшим интересом в развитии подземного пространства, который будет направлять инвесторов", - заключил Михаил Кондиайн.