На этой неделе горно-алтайские средства массовой информации активно обсуждают итоги визита нового китайского лидера Си Цзиньпина в Москву и состоявшиеся в рамках этого визита переговоры между "Газпромом" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC). В ходе переговоров стороны подписали меморандум о поставках российского газа по "восточному маршруту". Для поставок по этому маршруту планируется построить газопровод "Сила Сибири" до Приморья, где будет организовано производство сжиженного природного газа.

Горно-алтайские журналисты, комментируя этот документ, единодушны в своем мнении: Россия и Китай решили отказаться от реализации другого трубопроводного проекта, - газопровода "Алтай", переговоры о строительстве которого "Газпром" и CNPС ведут уже семь лет. "В соответствии с последним меморандумом, именно "восточный маршрут" определен сторонами в качестве приоритетного. И хотя прямо об этом нигде не говорится, но, похоже, строительство газопровода "Алтай" по "западному маршруту" больше не стоит в повестке дня. Во всяком случае, в ходе значимого в российско-китайских отношениях визита Си Цзиньпина в Москву (он совершил первый международный визит в новом качестве именно в Россию) о газопроводе "Алтай" речи не шло", - пишут, в частности, "Новости Горного Алтая".

"Как известно, переговоры между "Газпромом" и Китайской государственной нефтегазовой корпорацией о строительстве газопровода "Алтай" продолжаются уже несколько лет. На каждой встрече стороны все "сближают" и "сближают" свои позиции, "находят понимание" и "выражают заинтересованность", однако, по большому счету, договориться о строительстве не могут. В первую очередь из-за цены на газ. Ранее "Газпром" настаивал именно на реализации "западного маршрута", однако переговоры, видимо, оказались безуспешными, - сообщает еженедельник "Постскриптум". - Для CNPC приоритетными были поставки российского газа по "восточному маршруту", поскольку на запад Китая уже ведутся поставки туркменского газа. Вести переговоры о поставках по "восточному маршруту" "Газпром" отказывался до решения вопроса с "западным маршрутом", но в конце прошлого года изменил свою позицию". Издание также обращает внимание на то обстоятельство, что "недавно было принято окончательное решение о разработке Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения в Якутии, газ из которого будет поставляться по газопроводу "Сила Сибири". "Таким образом, у газопровода "Алтай" фактически отняли ресурсную базу - Чаяндинское месторождение ранее планировалось как опорное для поставок по "западному маршруту", - продолжает еженедельник.

"Газовая атака захлебнулась, не успев даже начаться", - под таким заголовком Коллективный блог журналистов Республики Алтай опубликовал материал Николая Витовцева о ситуации с газопроводом "Алтай". Он указывает, что еще некоторое время назад сообщалось о том, что "Газпром" сможет поставлять газ в Китай не через Алтай, а через Хабаровск. "Представители "Газпрома" встречались в Пекине с руководством Китайской национальной нефтегазовой корпорации. Стороны сошлись на том, что маршрут трассы ГТС пройдет вдоль трассы действующего магистрального нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", что позволит оптимизировать затраты на инфраструктуру и энергоснабжение, сообщалось в материалах холдинга. И если ранее строительство газопровода "Алтай" выглядело наиболее привлекательным, то теперь эти планы "Газпрома" вызывают протесты экологов, жителей Горного Алтая и других граждан России, потому что газопровод хотели проложить через заповедное плато Укок. Насколько реально одновременное строительство двух газопроводов - "Алтая" и "Силы Сибири", и нужно ли это китайским инвесторам и потребителям - пока не ясно. Ввод в эксплуатацию первой части "Силы Сибири" намечен на конец 2017 года. Вместе с тем, поставки по газопроводу "Алтай" сулили начать в 2015 году, однако контракт на эти поставки до сих пор не подписан, и на сегодня завершена только стадия обоснования инвестиций. А они выглядят сказочными даже для московских экспертов, не говоря о китайских (те вообще не могут смотреть без смеха на подсчеты "Газпрома")", - говорится в публикации.

Горно-алтайские СМИ напоминают читателям о недавнем заявлении вице-премьера России Аркадия Дворковича, сделанном им после визита в Китай в конце прошлого года: "Они ("западный" и "восточный" маршруты) не являются взаимоисключающими, они все могут быть реализованы, но в разные сроки и с разной степенью приоритетности. Для "Газпрома", для нас, приоритет - это СПГ во Владивостоке. Обоснование инвестиций почти завершено, но, повторяю, это не означает, что другие варианты отставлены в сторону. С учетом состоявшихся консультаций, переговоров мы считаем, что в ближайшие месяцы можно выйти на заключение соглашения. Оптимизма больше, чем раньше, скажем так".

Месяц назад заместитель председателя правления "Газпрома" Валерий Голубев отметил, что "реализация проекта по строительству газопровода "Алтай" идет достаточно сложно". "Наши китайские партнеры - сложные переговорщики. У них основные потребители находятся в восточной части страны, а не в западной. Может быть, поэтому "Алтай" не является для них приоритетным. К тому же у Китая сейчас сложились неплохие отношения с другим экспортером газа - Туркменией. Поэтому ни о каких конкретных договоренностях с нами я сообщить не могу", - цитирует Голубева барнаульское агентство "Алтапресс".

Как уже сообщало ИА REGNUM, в рамках проекта "Алтай" предполагается строительство газопровода для поставок природного газа с месторождений Западной Сибири в Китай через западный участок российско-китайской границы. Планируется, что трасса газопровода пройдет по территориям шести субъектов РФ: Республика Алтай, Алтайский край, Новосибирская область, Томская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ. Как отмечал руководитель "Газпрома" Алексей Миллер, строительство газопровода "Алтай" начнется "только после заключения контракта купли-продажи газа с китайской стороной".

Этот проект вызывает протесты экологов, на которые, впрочем, ни власти, ни корпорация не реагировали. Как в свое время отмечало ИА REGNUM, если проект не будет реализован, то по экономическим мотивам, а не из-за протестной активности противников строительства газопровода.