Собственник "Пакгауза №2" Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге сумел подгадать такое время для сноса исторической постройки, когда здание еще не охранялось законом. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 2 апреля, рассказала доктор архитектуры, профессор, советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААИСН), сопредседатель Санкт-Петербургского городского отделения ВООПИиК Маргарита Штиглиц, под руководством которой была проведена историко-культурная экспертиза Комплекса построек Варшавского вокзала.

Эксперт напомнила, что "Пакгауз №2" считался вновь выявленным объектом культурного наследия до лета 2007 года, когда на основании экспертизы ООО "АРС" его лишили охранного статуса. Но после новой экспертизы в феврале 2013 года эксперты во главе с Маргаритой Штиглиц признали пакгауз имеющим историко-культурную ценность и заслуживающим возвращения под охрану. Однако снос постройки пришелся как раз на тот временной отрезок, когда экспертиза еще не была подана в комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) на рассмотрение. Как сообщила Маргарита Штиглиц, экспертиза была передана в КГИОП 1 апреля, а снос произошел 30 марта.

Задолго до подачи экспертизы в комитет было известно, что эксперты рекомендовали придать "Пакгаузу №2" охранный статус. Но, пояснила эксперт, до вчерашнего дня пакгауз фактически не охранялся законом.

От пакгауза осталась лишь часть одной стены. Тем не менее, сказала Маргарита Штиглиц, эти остатки будут сохранены и рекомендованы к включению в реестр памятников культурного наследия. "Сейчас снос приостановили. Никто трогать то, что осталось от пакгауза, я думаю, не будет уже", - считает эксперт.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 30 марта, в субботу, несмотря на постановление губернатора Санкт-Петербурга о запрете сноса зданий в выходные и праздничные дни, постройка "Пакгауз №2" варшавского вокзала была снесена собственником здания. Что примечательно, с 22 марта 2013 года ООО "Адамант" не является собственником здания пакгауза. Холдинг продал здание пакгауза ООО "Центр Европейского Социального Обслуживания "Комфорт". Однако еще в феврале этого года в "Адаманте" утверждали, что, хоть четких планов на здание нет, но компания не собирается его продавать. "В течение ближайших нескольких лет никаких действий в отношении данного здания предпринимать не планировалось", - заверили тогда в компании.

Напомним, что с середины января 2012 года в пакгаузах Варшавского вокзала дежурили молодые активисты, которые пытаются спасти обреченный на снос бывший памятник культурного наследия. Вечером 20 января в помещении другого, еще не снесенного пакгауза открылась выставка "Сносы - 2012", на которой представлена история двух десятков зданий, снесенных в Санкт-Петербурге за минувший 2012 году, а также прошел концерт нескольких групп альтернативной музыки. 4 февраля вмешалась полиция. Некоторые молодые люди были задержаны за нарушение общественного порядка. Один из "оккупантов" до сих пор содержится в СИЗО "Кресты".

Напомним также, что Варшавский вокзал - памятник федерального значения. На его территории расположены еще три здания со статусом вновь выявленных объектов культурного наследия - Вагоноремонтное депо, служебное здание в составе Комплекса построек Варшавского вокзала, водонапорная башня.

Около 50% территории ныне не действующего Варшавского вокзала принадлежит ЗАО "Эталон-ЛенСпецСМУ". 11 января был полностью уничтожен первый пакгауз на Варшавском вокзале. На освобожденной территории ЗАО "Эталон-ЛенСпецСМУ" планирует построить комплекс жилых зданий, которые входят в "Измайловскую перспективу" - проект по реновации территории, ограниченной Московским проспектом, набережной Обводного канала, Балтийской веткой Октябрьской железной дороги (ОЖД) и Благодатной улицей.