Проблема пригородных перевозок, которая на время "заморозилась" после завершения дачного сезона, вновь становится актуальной, передаёт корреспондент ИА REGNUM. На днях филиал ОАО "РЖД" в Казани распространил пресс-релиз, в котором предупреждает о вероятных последствиях возможного сокращения федерального субсидирования пригородных перевозок - от снижения числа маршрутов до банкротства пригородных перевозчиков.

Железнодорожники сообщают, что в 2014 Минфин России планирует двукратное сокращение бюджетной поддержки пригородных перевозок (до 12,5 млрд рублей вместо существующих сегодня 25 млрд рублей), в 2015 - до 6,25 млрд рублей и полное прекращение государственной поддержки в последующие годы.

"Как следствие, вся финансовая ответственность за перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом ляжет на бюджеты регионов. Очевидно, что далеко не все регионы в состоянии взять на себя ответственность за погашение выпадающих доходов пригородных компаний. Поэтому сокращение и последующая отмена субсидий приведет к снижению объемов движения пригородных поездов (маршрутов, частоты курсирования, составности электропоездов) и банкротству пригородных перевозчиков, а также оптимизации размеров движения поездов дальнего следования и сокращение нерентабельных маршрутов", - говорится в релизе, и в качестве наглядного примера приводится ситуация в Марий Эл и Чувашии, где, по данным железнодорожников, с 2010 года количество поездов сократилось с 22 до 6 и с 41 до 24 соответственно.

Железнодорожники не просто намекают, но предупреждают и власти Татарстана, которые "пока справляются с дополнительной финансовой нагрузкой и выделяют средства на покрытие за погашение выпадающих доходов пригородной компании". "На 2013 год бюджетом РТ запланировано субсидирование в размере 354 млн рублей. Но неизвестно, насколько возрастет финансовая нагрузка на региональный бюджет в последующие годы", - написано в релизе.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, с 1 января 2011 года ОАО "РЖД" больше не является пригородным перевозчиком. Это бремя возложено на десятки региональных пригородных пассажирских компаний (ППК), в которых РЖД принадлежат лишь 49% акций, а 51% - местным властям. ППК, которые за редким исключением называются красивым словом "Содружество", теперь могут лишь брать у РЖД в аренду подвижной состав на то количество рейсов, которые они (местные власти) способны оплатить. Причём "местные власти" - это больше условное определение. Например, в ООО "Содружество", которое осуществляет пригородные перевозки в Чувашии и ряде других субъектов, почти 51% акций делят пополам Татарстан и Удмуртия (по 25,3333%). То есть в данном случае даже если кто и имеет что-то с пригородных перевозок, то только эти два субъекта. Впрочем, вопрос о прибыльности этого вида деятельности не стоит - крупнейший в стране монополист, РЖД, и затевал данную реформу в связи с убыточностью пригородных перевозок и скинул с себя тяжкий непосильный груз на регионы. Те, в свою очередь, не способны его нести, следствием чего являются пассажирские бунты, которые, в частности, произошли в Самарской области и Чувашии.

Напомним, в Чувашии, по данным регионального правительства, перевозки пригородными поездами занимают 1% от общего числа перевозок, при этом субсидия, которую выдвигает перевозчик, в 100 раз больше по сравнению с другими видами транспорта в расчёте на одного пассажира. При отсутствии в дефицитном бюджете таких огромных дотаций, но ввиду социальной значимости пригородных перевозок, в прошлом году власти стали постепенно снижать количество вагонов, оптимизируя маршрутную сеть и расписание.

Летом 2012 года премьер-министр Чувашии Иван Моторин заявлял, что проблема с пригородными пассажирскими перевозками "безболезненно не решится". "Моё мнение такое: наши монополисты, а ОАО "РЖД" таковым является, очень интересно реализуют свою реформу. Если что-то представляет мало-мальский интерес, то это остаётся, соответственно, за компанией. Там, где есть проблемы, они всяческими путями пытаются возложить на других, в данном случае - на субъект федерации", - считает, в частности, премьер республики.

Премьер Чувашии также отдельно остановился на тарифах, "которые вроде бы мы регулируем". "Мы пытались найти более экономное решение, но большая часть средств и компенсации, которые просит у нас "Содружество", поступает всё тому же РЖД за аренду подвижного состава и какого-то там мифического оборудования", - сказал Моторин. "В принципе, в этой ситуации потерпевшими остались пассажиры, регионы, даже то же бедное "Содружество", которое эти все шишки получает. А дивиденды и пресс-релизы рассылает РЖД, рассуждая на тему, кто и в чём виноват", - говорил открыто председатель чувашского правительства. На пресс-конференции было отмечено, что эта проблема - не только в Чувашии: десятки регионов с этим не согласны.

Позже власти Чувашии заявили о намерении перейти на персональное субсидирование пассажиров-льготников. "В 2012 году железнодорожному перевозчику ОАО "Содружество" выделен 51 млн рублей. Скажу честно, у нас кровью эти деньги "Содружество" взяло", - признался глава Минфина Чувашии Михаил Ноздряков на сессии Госсовета в декабре 2012 года. При этом министр отметил, что "расчет потерь" компании на перевозку пассажиров-льготников "вызывает у республики большое сомнение - так же, как и у других субъектов России".

В промежутках между этими решениями-заявлениями чувашское УФАС заинтересовалось сокращением количества рейсов пригородного железнодорожного транспорта. Антимонопольщики возбудили дело в отношении ОАО "Содружество" (г.Казань) по признакам нарушения п.4 ч.1 ст.10 федерального закона "О защите конкуренции" в части сокращения количества рейсов железнодорожного транспорта по маршруту "Канаш-Алатырь-Канаш". По данным управления, перевозчик число рейсов сократил в два раза: ежедневно вместо четырёх рейсов отправлялись только два. Рассмотрение дела состоится 9 апреля.

Между тем, на пресс-конференции в декабре 2012 года полномочный представитель президента РФ в ПФО Михаил Бабич, отвечая на вопрос ИА REGNUM о решении проблемы пригородных перевозок, уверял, что "у РЖД есть объективные проблемы": "Эти перевозки являются убыточными, они требуют софинансирования. Возможности регионов в этой части ограничены. На днях было совещание, на котором решался вопрос о том, каким образом, на каком уровне бюджета должны быть компенсированы издержки РЖД. Загнать в убытки эту монополию несложно, но это никому удовлетворения не принесет". Бабич подчеркнул, что "назрел комплекс проблем, который уже внесен в правительство" и выразил надежду на то, что "найдем сбалансированное решение".