Разумеется, во всем, что будет изложено ниже, виноват только один злодей. Березовский. Простые сельские хлопцы, окружающие белорусского президента и от его имени рулящие Белоруссией, конечно же, ни в чем не виноваты. Это он, плохой Березовский, околдовал их неискушенные колхозно-местечковые души, всегда искренне и многовекторно стремившиеся только к чэсной славянской интеграции. Судите сами.

Первая публичная встреча Бориса Березовского и Александра Лукашенко состоялась в 1997 году. Предлогом стало обострение отношений между Россией и Белоруссией, спровоцированное группой журналистов (Павлом Шереметом и др.) телеканала ОРТ, совладельцем которого был Борис Абрамович. Тогда же, в конце 1990-х и наладились взаимовыгодные отношения Березовского - исполнительного секретаря СНГ, и белорусского вождя, в то время представлявшегося населению России основным "интегратором" постсоветского пространства. О степени достигнутого взаимопонимания свидетельствует, например, выдвижение Березовским в 1999 г. кандидатуры Лукашенко в качестве одного из преемников Бориса Ельцина на посту президента России - олигарх заявлял об этом в марте 2000 года в интервью "Белорусской службе "Радио "Свобода".

Особенно активно Березовский наведывался в Белоруссию и расположенную здесь столицу СНГ, коей и по сей день официально является не Москва, а Минск, в 1998-2000 гг. Как раз в это время на ОАО "Мозырский НПЗ" шел активный передел собственности. Причем в сравнении со вторым белорусским НПЗ (Новополоцким), схемы перехода пакетов акций были весьма темными. Такими же, как схемы перепродажи на Запад российских нефтепродуктов, начавшие выстраиваться в те годы некоторыми крупными белорусскими чиновниками. Борис Абрамович уже тогда занимал в этих схемах не последние позиции. Не зря же после ареста за соответствующие махинации главы Управления делами президента РБ Галины Журавковой, просить за нее "свои хлопцы" ездили именно к нему.

У Березовского имелся прямой интерес в белорусских НПЗ. Возможности РБ в нефтепереработке и перепродаже российской нефти в Европу уже тогда могли обеспечить существенную прибыль от формировавшегося нефтяного оффшора. В его появлении сыграли значимую роль не только связи олигарха в компаниях России и его люди в руководстве белорусских структур, связанных с крупнейшим поставщиком валюты в госбюджет РБ - государственным концерном "Белнефтехим" (обычно в данном контексте не совсем обоснованно упоминают сегодняшнего руководителя концерна Игоря Жилина), но и давние друзья и подельники Березовского с их контактами в СНГ и родственниками на Западе. Вроде ставшего грузинским олигархом Бадри Патаркацишвили, "приобретшего", как уверяют некоторые СМИ, посредством предоставления белорусской стороне 148 млн долларов под залог акций ОАО "Мозырский НПЗ", официально числящийся находящимся в собственности государства. Всего через Патаркацишвили, которому якобы были переданы в управление белорусские активы Березовского, по информации американцев, в белорусскую нефтехимию было инвестировано около 200 млн долларов.

Бадри Патаркацишвили был найден мертвым в своем особняке в Лондоне в начале 2008 года - т.е. ровно за 5 лет до того, как то же самое произошло с самим Березовским. Незадолго до этого у себя на родине он был превращен Березовским в перспективного оппонента Михаилу Саакашвили. Смерть Патаркацишвили стала отправной точкой для масштабного вхождения в белорусскую политику и банковскую сферу британцев и грузин. И, одновременно - для резкого антироссийского крена и прозападного дрейфа белорусских властей. Видимой стороной стало т.н. "дело Зельцера", высветившее конфликт интересов вокруг белорусского нефтяного оффшора.

С одной стороны в нем выступили дипструктуры США в РБ и миллиардер Джозеф Кей (Иосиф Какалишвили) - сводный брат Б.Патаркацишвили, объявивший себя его душеприказчиком якобы в интересах одной из любовниц покойного - Ольги Сафоновой, родившей тому сына. И признанный распорядителем наследства покойного родственника грузинским судом. Тбилиси, который в те дни обвинили в "заказе" Бадри у чеченских террористов, интересовал, прежде всего, контроль над влиятельным оппозиционным ТВ-каналом "Имеди", принадлежавшем Патаркацишвили, который позже и обеспечил гражданин США Кей-Какалишвили. Имевший в Грузии солидные активы в банковской сфере, металлургии и производстве сахара. И занявший, в отличие от покойного родственника, лояльную позицию по отношению к режиму Саакашвили, в те месяцы лихорадочно готовившемуся американцами для вторжения в Осетию.

С другой стороны - белорусские власти, британцы и Березовский, прикрывшийся защитой интересов Инны Гудавадзе - вдовы Б.Патаркацишвили, которой судебные органы Саакашвили запретили представлять имущественные интересы покойного супруга. Этот тандем и сделал козлом отпущения представлявшего интересы американской стороны адвоката Иммануила Зельцера, арестованного белорусскими спецслужбами и проведшего 15 месяцев за решеткой ИТК №15 Могилева за "покушение на коммерческий шпионаж" не без помощи британских друзей Березовского, вроде лорда Питера Голдсмита - адвоката И.Гудавадзе, представлявшего "Debevoise and Plimpton". Арест Зельцера в Минске состоялся после встречи в Лондоне в посольстве РБ следователя КГБ Белоруссии Сергея Воробьева с Березовским и Гудавадзе.

Сам Березовский позже утверждал, что встречался не с одним следователем, а с целой оперативно-следственной бригадой из РБ. Во время следствия, по данным СМИ, Березовский многократно приезжал в Минск, где встречался с содержавшимся в следственном изоляторе КГБ Зельцером. На суде против которого позже выступал в качестве свидетеля. Хотя сам уже 8 лет находился в розыске в России по "делу Аэрофлота" и должен был быть выдан властями РБ согласно договоренностям в рамках Союзного государства.

Всё это действо сопровождалось рядом громких белорусско-американских дипломатических скандалов, приведших к сокращению штата посольства США в Минске, депортации некоторых лиц, ликвидации американского образовательного центра, сокращению финансирования США антилукашенковской оппозиции, а также к приостановлению санкций, введенных Минфином США годом ранее против "Белнефтехима" и его дочерней компании "Belneftekhim USA", и появлению в Белоруссии целого ряда влиятельных британцев (вроде финансового эксперта П.Фиби, директоров PR-агентств П.Робертсона и П.Чадлингтона, ставшего в июле 2010 года новым имиджмейкером Белоруссии, члена палаты лордов С.Паркинсона, парламентариев М.Притчарда, Б.Бинли и др.) с "неофициальными частными деловыми визитами" свидетельствующими о готовности британского бизнеса и в особенности лондонского Сити поддержать белорусский гешефт Березовского.

Наиболее знаковым в этом смысле стало официальное назначение А.Лукашенко консультантом процесса приватизации в Белоруссии британской группы "Ротшильд" (19.02.2010, после встречи с управляющим директором Ариэль де Ротшильд) в пику "Сбербанку России", утвержденному годом ранее в этом же качестве. И представление Борисом Абрамовичем ко двору белорусского властителя, якобы для PR-улучшения имиджа режима, британского лорда Тимоти Белла, ранее сорвавшего нормализацию британо-российских отношений раскруткой "дела Литвиненко", инициированного не без участия того же Березовского.

Для многих журналистов не секрет, что Березовского влекло в Белоруссию восприятие официального Минска как партнера в противостоянии с Кремлём. В июне 2008 года Борис Абрамович заявил, что "режим в Белоруссии значительнее демократичнее тех режимов, которые действуют в России и Грузии", после чего началась масштабная зачистка силовых и управленческих структур РБ от "пропутинского духа". В политическом смысле она завершилась первым масштабным терактом в Минске в День независимости (3.07.2008), покалечившим десятки людей и ставшим поводом для устранения из окружения А.Лукашенко и спецслужб РБ "команды" Виктора Шеймана. В экономическом - налаживанием финансирования белорусского режима за счет западных кредитов и реэкспорта российских нефтепродуктов, заложивших экономический фундамент новой политики официального Минска, идущей в разрез с российскими интересами.

Американо-российский правовой институт Arli (Нью-Йорк) прямо обвинил "определенных должностных лиц Белоруссии в сговоре с российским бизнесменом Борисом Березовским против России" еще в августе 2008 года. Но на фоне тогдашних сводок о боевых действиях в Южной Осетии за 10.08 и 11.08, это сообщение прошло незамеченным, подобно российской нефти, перегонявшейся через белорусские НПЗ на запад российскими конторами, зарегистрированными в британских оффшорах.

К этому моменту в Лондоне уже было зарегистрировано дочернее предприятие Белорусской нефтяной компании BNK (UK) Ltd, с официально провозглашенной целью - завоевание рынков нефтепродуктов Северо-Западной Европы и выход на 100%-й контроль над продажами "белорусских" нефтепродуктов за рубеж (с белорусской стороны успешному решению этой задачи немало поспособствовал посол в Нидерландах Владимир Герасимович) и заключено рамочное соглашение между правительством РБ и зарегистрированной в Ирландии компанией "Greenfield Project Management Ltd", предусматривающее организацию производства топливного этанола и развитие сырьевой базы этого производства.

Благодаря схеме - стройной, словно береза, и незаметной, как подберезовики в белорусском лесу, Британия станет в 2010-х годах вторым для РБ после Нидерландов посредником по перепродаже нефтепродуктов в Евросоюз (более 1,7 млн. тонн в 2009 году). Британцы, на словах жестко критикующие белорусский режим как "последнюю диктатуру в Европе", помогут Александру Лукашенко в последующем избежать действенных международных санкций и будут оказывать помощь в привлечении капиталов через свои крупнейшие банки (например, Royal Bank of Scotland). А прибыли и объемы гешефта за счет перепродажи производных от нефти разбавителей и растворителей мимо российского бюджета через белорусских посредников в Англию и ЕС будут идти по нарастающей аж до лета 2012 года.

Чародей Березовский тем временем продолжит плести козни и наводить политический морок на Минск. В октябре 2010 года, на фоне очередного белорусско-российского конфликта, глава комитета Госдумы РФ по делам СНГ Алексей Островский заявит, что Борис Абрамович "направляет деньги, пиарщиков, помогающих Лукашенко и его людям в избирательной кампании". Одновременно в Минске будет организована зарубежная штаб-квартира лидеров т.н. российского протестного движения, через которую пойдут финансовые транши и инструкции из Лондона и Тбилиси. Согласно информации, озвученной первыми лицами России, на встречах в Минске российских оппозиционеров и грузинских политиков (С.Удальцова, Л.Развозжаева, К.Лебедева, Г. Таргамадзе и др.) обсуждались планы организации массовых беспорядков в т.ч. на Болотной площади и терактов, сопровождаемых "насилием, погромами и поджогами с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ на территории Москвы, Калининграда, Владивостока и других городов".

Но сколько веревочка не вейся... Добро всегда сильнее зла. А белорусские власти всегда на стороне добра. Это также верно, как обнаружение в Англии тела мертвого Березовского через неделю после того, как таким же образом во Франции обнаружили тело адвоката Метцнера, представлявшего интересы Романа Абрамовича в судебной тяжбе против Бориса Абрамовича. И то, что через день после смерти Березовского было объявлено об уходе в отставку главы британской контрразведки МИ-5 Джонатана Эванса, разумеется, просто добрый знак. Ведь теперь уже никакие злые силы не мешают:

А) нормализации британо-российских отношений, включающей, к примеру, совместное освоение недавно созданным тандемом "Роснефти" и "Бритиш петролиум" нефтяных месторождений в разных частях света и продление "Северного потока" до Британии, столкнувшейся за пару суток до смерти Березовского с острейшей нехваткой газа;

Б) честной и открытой приватизации белорусских НПЗ, рискующих по большому счету превратиться в просто никому ненужный хлам, вроде доставшегося после развала СССР Литве аналогичного Мажейкяйского НПЗ, если обходящие Белоруссию "Северный поток" и БТС-2 заработают в полную силу.