Геополитика: "Если бы руководство России приняло решение о создании военной базы в Приднестровье, такому шагу можно было бы только аплодировать". Послание президента: "Мы по-прежнему остаемся заложниками непризнанности". Политика: Депутат Соин "не попрощался с ПМР". Местное самоуправление: "Глав государственных администраций должен выбирать народ".

Геополитика: "Если бы руководство России приняло решение о создании военной базы в Приднестровье, такому шагу можно было бы только аплодировать"

В очередной раз представители Кишинёва откровенничают в эфире радиостанции Europa Libera, пишет ИА "Новости Приднестровья". На сей раз отличился исполняющий обязанности заместителя министра иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова Андрей Попов. Он со всей серьёзностью заявил: "Несмотря на то, что НАТО не является непосредственным участником переговоров по приднестровскому урегулированию, Североатлантический альянс заинтересован в обеспечении стабильности и безопасности внешних границ Евросоюза, поэтому альянс не может оставаться равнодушным к вопросам урегулирования конфликта на Днестре".

Откровения Попова в эфире наталкивают сразу на несколько вопросов, продолжает ИА "Новости Приднестровья". Первый же - а осознаёт ли он, что говорит? Хотя бы и с точки зрения конституции Республики Молдова. Ведь в ней чёрным по белому написано, что Молдавия - страна внеблоковая. А если Брюссельский пакт проявит своё "неравнодушие" к молдавско-приднестровской проблематике? Как тогда быть с основным законом страны? Во-вторых, как Попов видит реализацию "неравнодушия НАТО"? И.о. замглавы МИД Молдавии разве не знает, что Североатлантический альянс - военно-политический союз, где военная составляющая превалирует? Вмешиваться НАТО умеет только силой оружия... Ну и, наконец, в-третьих, восточная граница Финляндии является одновременно, по терминологии Попова, внешней границей Евросоюза. Вот только сами финны, как жители нейтральной страны, никаких НАТОвских солдат на своей территории видеть не желают. Высокопоставленному дипломату грешно считать, что все страны Евросоюза одновременно являются и членами Североатлантического альянса. Обидно стало за тех же финнов, а также австрийцев и шведов. Они то и не догадываются, что, по мнению и.о. замглавы МИД Молдавии, их конституции - просто бумага...

Заметим, что это не первый уже плевок в сторону собственного основного закона со стороны молдавских чиновников, пишет ИА "Новости Приднестровья". Ранее почти аналогичное заявление сделал глава военного ведомства Молдавии Виталий Маринуца. Примечательно, что Москва неоднократно уже обращала внимание на то, что может пересмотреть своё отношение к территориальной целостности Молдавии. Как неоднократно замечал министр иностранных дел России Сергей Лавров, всё будет зависеть от того, насколько Молдавия будет сохранять свой конституционный внеблоковый статус, подводит итог агентство.

На сайте информационного агентства REX появилась публикация исполнительного секретаря международного движения "Интернациональная Россия", доктора политических наук Татьяны Полосковой, в которой она описывает свои впечатления о недавней поездке в Латвию и Эстонию, пишет в другом материале ИА "Новости Приднестровья". Будучи в этих двух странах бывшего Советского Союза, Татьяна Полоскова встречалась с представителями общественных и политических организаций, а также местными экспертами и журналистами. "Что мы видим сейчас? Пустые улицы (работоспособное население с семьями уехало на заработки), безработица, депрессия и в экономике, и в настроениях людей. Причём независимо от национальности и отношения к "советскому прошлому", - пишет Татьяна Полоскова. При этом она добавляет, что, например, в Латвии, согласно последним соцопросам, 67% населения страны считает, что в советский период им жилось куда лучше и стабильнее, чем при повторной независимости. Те же самые настроения царят и в северной соседке. Причём этот вывод делают не только "неграждане" Латвии и Эстонии, но и отъявленные в прошлом националисты.

К сожалению, Татьяна Полоскова во время своей поездки не посетила Литву, ставшую в конце 80-х своеобразным локомотивом (если хотите, даже тараном) в разрушении Союза, продолжает ИА "Новости Приднестровья". Она первой заявила о своём выходе из СССР, а сегодня, как отмечается в средствах массовой информации, выстроилась в очередь вместе с Грецией, Кипром, Португалией, Ирландией "за дефолтом". Правда, в отличие от соседних Латвии и Эстонии, у неё есть большое преимущество - там с самого начала не делят жителей страны на "граждан" и "неграждан". Есть, правда, и в Литве проблемы в отношении прав нацменьшинств, выражающиеся в постепенном сокращении нелитовских школ, коверканием иноязычных фамилий и так далее. К тому же литовские власти не очень-то и скрывают, что ведут тихую ассимиляцию русских, поляков, белорусов, украинцев, татар и представителей других национальностей. Русские, например, в Литве уже поддались этим процессам. Держится пока что ещё только "польский бастион". Так что национально-языковой фактор социального взрыва в Литве если и не отсутствует полностью, то, во всяком случае, не так явен, как в двух других странах Прибалтики. Что же касается Латвии и Эстонии, то фактор "неграждан" может серьёзно повлиять на социальную уже далеко не стабильность. Хотя, по мнению Татьяны Полосковой, не этот фактор будет главным в будущем социальном взрыве. "Я полагаю, что общественные потрясения могут произойти в странах Прибалтики в недалёком будущем и будут носить именно социальный характер. Зациклившиеся на борьбе с наследием советского периода, с русским языком и его носителями власти Латвии и Эстонии не видят реальных угроз для себя", - пишет в этой связи политолог.

Вам ничего не напоминает? - пишет ИА "Новости Приднестровья". А ведь кишинёвские власти также озабочены совершенно далёкими от социально-экономических проблем вопросами. Если не учитывать того, что в отличие от Молдавии Латвия и Эстония уже давно евроинтегрировались. Правда, счастье длилось недолго. Вначале они практически лишились реального сектора экономики. Вообще-то, продукцию, выпущенную в этих странах, изначально никто пускать на европейские рынки не собирался. Но, пребывая в "евроэйфории", латыши и эстонцы не слишком-то об этом и задумывались. Затем произошло ещё худшее. Оказалось, что их никто в Евросоюзе не ждал. Они были своего рода заокеанскими засланцами в европейской семье. Вхождение стран Прибалтики в ЕС, равно как и в НАТО, происходило под давлением США. Старые страны ЕС, правда, пытались сопротивляться, но затем всё же махнули рукой на присоединение к своему сообществу лимитрофных "младоевропейцев". Об этом, если судить по высказываниям в прессе европейских политиков, до сих пор жалеют в изначально ЕСовских странах.

Вот и возникает вопрос, а ждут ли Молдавию в Евросоюзе? - продолжает ИА "Новости Приднестровья". Ответ очевиден... А позаигрывать с ней и потрафить евроинтеграторским устремлениям властей - это можно. Тем более на фоне активизировавшихся на постсоветском пространстве евразийских процессов. Ведь в Молдавии, так же как и в прибалтийских странах, очень живуча ностальгия по советским временам, чем в своё время удачно пользовался бывший президент Воронин, правда, только на словах... И эти чувства в народе не вытравить ни сокращением русских и гагаузских школ, ни запретом серпа и молота. Ну а то, что молдавские евроинтеграторы между собой найти общего языка не могут, то это всем хорошо известно. Их Альянс за евроинтеграцию с периодичностью в несколько лет разваливается. За попыткой воссоздания Альянса "третьего формирования" напрочь забыты истинные чаяния народа.

Насколько молдавские власти обладают социальной легитимностью? - пишет ИА "Новости Приднестровья". А вы посмотрите результаты социологических опросов, в которых граждане Молдавии в первую тройку виновников всех своих бед зачислили президента, правительство и парламент. Они же аутсайдеры в рейтингах доверия граждан. Изменится ли что-нибудь с новыми кадровыми назначениями в сопредельном с ПМР государстве? Поживём - увидим. По крайней мере, и об этом на недавней пресс-конференции заявил президент Приднестровья Евгений Шевчук, Приднестровская Молдавская Республика заинтересована иметь политически и социально стабильную соседку. Как этого достичь? Готовых рецептов, конечно же, нет. Можно лишь сказать, что не следует делать того, о чём писалось выше на примере Латвии и Эстонии, подводит итог агентство.

В Приднестровском госуниверситете выступил с лекцией известный военный эксперт, член-корреспондент РАЕН, консультант директора Российского института стратегических исследований, член экспертного совета Межведомственной рабочей группы при администрации президента РФ Владимир Козин, пишет "Приднестровье". Военнослужащим приднестровской армии, для которых и была организована лекция, он рассказал об угрозе развертывания системы противоракетной обороны США и НАТО в непосредственной близости от границ Российской Федерации. Владимир Козин напомнил, что с каждым годом кольцо ПРО вокруг России и некоторых других стран (таких, например, как Иран) всё более сжимается. Поскольку же сам блок НАТО, по оценке эксперта, уже не раз демонстрировал агрессивность своих намерений в ходе региональных конфликтов, действия США и НАТО не могут не вызывать оправданных опасений руководства российского государства.

Военный аналитик заявил, что эффективное сдерживание агрессивных устремлений США и НАТО может быть обеспечено только за счет системы противовесов, "лишь путем ответного наращивания военной мощи РФ", продолжает "Приднестровье". Совместные проекты по разоружению, конечно, тоже следует рассматривать, считает Козин, но в процессе их реализации необходимо помнить, что разоружение в одностороннем порядке будет иметь самые неблагоприятные последствия.

Эксперт признал, что в настоящий момент военные возможности России несопоставимы с возможностями США и НАТО, пишет "Приднестровье". "У нас нет такого военного союза, наши приоритетные экономические задачи не позволяют нам вкладывать в развитие вооруженных сил больше, чем мы вкладываем сейчас", - сказал он. В то же время от активизации оборонных усилий России никуда не уйти. Речь идет о совершенствовании собственной противоракетной обороны, развитии стратегических наступательных вооружений, тактического ядерного оружия и сил общего назначения: флота, авиации, сухопутных войск.

На вопрос журналиста о возможном создании в Приднестровье российской военной базы, что могло бы послужить одним из противовесов НАТО, Козин ответил, что необходимость в этом, действительно есть, продолжает "Приднестровье". "Вооруженные силы ПМР ещё недостаточно сильны, чтобы обеспечивать мир и покой своих граждан", - заявил эксперт. Если учесть близость натовского фактора, границ Румынии, Болгарии, Польши, необходимость укрепления потенциала Приднестровского региона становится очевидной. "Если бы руководство России и приняло решение о создании базы в Приднестровье, лично я бы такому шагу только аплодировал, - сказал аналитик. - Я имею в виду не только присутствие российской миротворческой группы, но и создание здесь, на берегах Днестра, российской военной базы, а также укрепление приднестровской армии, замену устаревающей техники, нормальное тыловое обеспечение". Приднестровцев эксперт призвал укреплять экономический потенциал и обороноспособность своего государства, делать все для того, чтобы ПМР была единым, монолитным государством.

Послание президента: "Мы по-прежнему остаемся заложниками непризнанности"

Президент Евгений Шевчук выступил с ежегодным посланием к народу, органам государственной власти и управления, пишут "Профсоюзные вести". Он рассказал об итогах жизнедеятельности государства в минувшем году как в целом, так и по отраслям, отметил основные проблемы, которые нам довелось решать, обозначил приоритетные цели и задачи внутренней и внешней политики на 2013 год, а также перспективы развития республики на ближайшее время.

Характеризуя внешнюю политику, положение Приднестровья на международной арене, президент отметил, что мы по-прежнему остаемся заложниками непризнанности, продолжают "Профсоюзные вести". Это лишает граждан ПМР ряда прав и возможностей. Так, до сих пор наши экономические агенты ограничены в возможности осуществления свободной внешнеэкономической деятельности, и, по сути, блокирован экспорт на участках приднестровско-украинской границы (результатом введенных 3 марта 2006 года Молдавией и Украиной в нарушение ранее подписанных ими договоренностей и действующих до сих пор правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу стала экономическая и железнодорожная блокада Приднестровской Молдавской Республики - прим. ИА REGNUM). Граждане РФ и Украины, проживающие в ПМР, ограничены в консульском обслуживании, до года затягивается процедура обмена заграничного паспорта РФ в Тирасполе - а все потому, что Молдавия чинит препятствия в открытии у нас консульств РФ и Украины. Гражданам Украины, проживающим в ПМР, не предоставляется возможность голосовать на президентских выборах и выборах в Верховную раду здесь, в Приднестровье. Аттестаты приднестровских школ в Кишиневе надо подтверждать, в то время как мы должны румынским школам на нашей территории оказывать государственную поддержку (находящиеся на территории ПМР 8 "румынских школ" с обучением на молдавском языке на основе латинской графики, подчиняющиеся Кишиневу и используемые Молдавией и ее зарубежными партнерами для давления на Приднестровье, с подачи Кишинева принципиально отказываются получать регистрацию в ПМР, несмотря на то, что властями республики специально для них была создана система упрощенной регистрации - прим. ИА REGNUM). Не обеспечена свобода перемещения граждан РФ и Украины, проживающих в ПМР, через молдавские границы, притом что мы граждан Молдавии пропускаем через свои границы (С 2009 года таможенные органы Молдавии требуют от граждан ПМР, обладающих гражданством России и Украины, наличия вида на жительство при перемещении по территории Молдавии, а в случае его отсутствия изымают паспорта и привлекают приднестровцев к административной ответственности. В ответ на обращение приднестровской стороны в МИД России по данному поводу заявили, что располагают информацией о подобных случаях, и пообещали тщательно разбираться со всеми случаями жалоб граждан РФ на ущемление их прав. Однако преследование российских и украинских граждан молдавскими властями продолжается до сих пор - прим. ИА REGNUM). Нет полноценного железнодорожного сообщения между нашими населенными пунктами и соседними государствами.

Президент подчеркнул, что в решении молдавско-приднестровского конфликта применяются однобокие подходы и практика двойных стандартов, и всё ради достижения политической победы под флагом сомнительного тезиса территориальной целостности, пишут "Профсоюзные вести". В дальнейшей внешнеполитической деятельности, отметил Шевчук, мы будем придерживаться принципов Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 2000 г. Она декларирует уважение всех международно-признанных прав человека и основных свобод, включая право на развитие, соблюдение равных прав для всех без различия расы, пола, языка и религии.

Андрей Сафонов, политолог: "Раздел в послании президента, посвящённый внешней политике - один из самых слабых. Большую часть этого раздела занимают риторические вопросы. Почему "блокирован экспорт на участках приднестровско-украинской границы", не были открыты участки по выборам в Верховную раду Украины, нет российского и украинского консульств в ПМР и т.д.? Потому, что Молдавия и её союзники против этого, о чём известно каждому. От Евгения Шевчука ждали тезисной программы действий в послании, оценки конкретных аспектов ситуации вокруг нас. А этого как раз и нет. Не дана оценка переговорам с Молдавией: что достигнуто, каковы риски и угрозы? Не сказано о направлениях развития отношений с Россией и Украиной. Хотелось бы знать, считаем ли мы вооружения и технику на складах в Колбасне собственностью народа ПМР, как раньше, или уже нет (На территории ПМР после распада Советского Союза остались склады с боеприпасами, созданные еще во время Второй мировой войны, которые в 2000 году начали эвакуировать. Впоследствии процесс вывоза боеприпасов из Приднестровья был прерван по настоянию властей ПМР из-за того, что в приднестровском урегулировании наступил глубокий кризис. Охраной складов занимается ограниченная группа российских войск (ОГРВ). Предыдущий президент ПМР Игорь Смирнов настаивал на том, что данные склады являются собственностью народа Приднестровья, а их вывоз должен учитываться в счет долга за поставляемый в Приднестровье российский газ - прим. ИА REGNUM)? Конечно, есть Концепция внешней политики ПМР, но Концепция - это документ-схема, тогда как послание главы государства является программой действий на данный момент по конкретным направлениям. Неясно, как мы должны работать с Западом в лице США и ЕС. Допустим, Молдавия подпишет соглашения об ассоциации, зоне торговли, безвизовом или облегчённом визовом режиме с ЕС. Каков наш общий подход к этому, что мы будем делать, если на пути нашего экспорта встанет новый барьер? Об этом послание не говорит. Складывается впечатление, что президент не хочет затрагивать некоторые вопросы. К примеру: политика "малых шагов" в отношениях с РМ или включение "Третьего пакета" в повестку переговоров в формате "5+2" (согласно утвержденной повестке дня переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели), которую неоднократно призывали и пытались нарушить Молдавия, Украина, ОБСЕ, ЕС и США, третья переговорная "корзина" не наполнена содержанием и не подлежит обсуждению до тех пор, пока не будут решены вопросы из первой и второй "корзин" - "социально-экономические вопросы" и "общие правовые и гуманитарные вопросы и права человека" - прим. ИА REGNUM). Ясно, что наши односторонние уступки ухудшили положение ПМР. Доказывать успешность такого курса - несерьёзно. В итоге - молчание. Я думаю, в части внешней политики послание декларативно и неконкретно". ("Профсоюзные вести")

Подводя итоги экономической деятельности республики за 2012 год, президент напомнил, что новой власти досталось тяжелое наследство от прежних руководителей Приднестровья, а именно - пустые золотовалютные резервы страны, продолжают "Профсоюзные вести". Бюджет-2012 был принят с необеспеченностью доходами только по социальным расходам на сумму 274 млн. рублей ПМР (1 рубль РФ = 0,36 рубля ПМР - прим. ИА REGNUM). Тем не менее, нам удалось стабилизировать текущее финансовое положение, не допустить сбоев с выплатами заработной платы, пенсий и пособий, а также девальвации национальной валюты. По своей сути стабилизация ситуации в экономике в таких условиях в течение 2012 года при существовании отрицательных внешних и внутренних факторов является нашим, в некотором смысле, уникальным результатом.

Президент признал наличие системных проблем в организации экономических процессов внутри страны, пишут "Профсоюзные вести". Он считает, что государство должно активнее участвовать в экономических процессах, а не только выполнять контрольные функции. За последние годы из его рук полностью были изъяты, а где-то и просто утеряны высокоэффективные отрасли экономики, которые раньше позволяли государству частично аккумулировать в бюджете средства для решения социальных задач. Наши потребности и производственные возможности не совпадают, бизнес не готов инвестировать средства в инфраструктуру и новые технологии, современных производств в стране единицы. Экономический же рост возможен только при условии инвестиций. И, раз частный капитал не в состоянии "вытянуть" это направление, инвестировать должно государство, в т.ч. и в социальные проекты, развитие инфраструктуры. А для этого у государства должны быть ресурсы, которые из воздуха не берутся, значит, необходимо искать долгосрочного внешнего инвестора. Кроме того, нужно перейти к планированию направлений развития государства на 3-5 лет.

На 1 марта 2013 года долг перед РФ за поставляемый природный газ составил около 3,6 млрд. долларов, из которых 2,1 млрд. долларов - сумма задолженности, образовавшаяся в связи с установлением, в частности, для промышленных предприятий тарифов, которые ниже контрактной цены (Правительство Приднестровья 28 декабря 2012 года приняло, вопреки позиции парламента, постановление о повышении с 1 января 2013 года на 65-80% тарифа на газ для предприятий негосударственной формы собственности. Таким образом, если в 2012 году тариф на газ для предприятий составлял $150-160, то в 2013 году он увеличится до $247. При этом собираемые в Приднестровье деньги за газ на протяжении многих лет не выплачиваются "Газпрому", а переводятся на специальный "газовый счет", который используются для поддержания бюджета республики; в результате был накоплен долг в размере около $3,6 млрд., который юридически числится за Молдавией - прим. ИА REGNUM), продолжают "Профсоюзные вести". Для восстановления платежеспособности страны необходимо в ближайшие 3 года вовлечь в экономику ПМР инвестиций на сумму свыше 2 млрд. долларов.

Иван Узун, замдекана экономического факультета ПГУ, доцент, кандидат экономических наук: "Послание представляет собой довольно подробный анализ текущей ситуации, сложившейся в экономике. Причем, показано, что решение существующих проблем в ближайшее время невозможно. И то, что президент имеет смелость это показать, в отличие от предыдущего главы республики, это его заслуга. Основная проблема - это недофинансирование. И то, что финансирования требуется намного больше, чем может дать наш бюджет, тоже признается в этом послании. Это положительный момент, что трезво оценивается реальное положение дел. Сегодняшнее послание выполнено в темных красках - все прекрасно понимают, что радужных проектов на будущее нет. К сожалению, в документе нет конкретных предложений, что нужно сделать, чтобы исправить тяжелое положение дел. Это, наверное, объясняется тем, что не совсем точно определено, в каком направлении нужно работать. Цели, которые нужно достичь, немного размыты. Соответственно, размытость целей приводит к тому, что и задачи не везде четко сформулированы". ("Профсоюзные вести")

Политика: Депутат Соин "не попрощался с ПМР"

На этой неделе на просторах интернета появился материал "Приднестровье покинул оппозиционный депутат", в котором говорилось, что депутат ВС Дмитрий Соин "был вынужден сменить место жительства после резкой активизации по нему структур КГБ", пишут "Профсоюзные вести". Интернет-сообщество сразу же активно включилось в обсуждение этой новости. Одни пользователи обвиняют Дмитрия Соина в бегстве из республики, другие выражают поддержку "беглому" политику, третьи сомневаются в правдивости информации. Прозвучала даже версия, что Соин вылетел на Кипр ради спасения собственных денежных вкладов.

Мы связались по мобильному телефону с депутатом (к слову, по приднестровскому номеру) и попросили его прокомментировать данную информацию, продолжают "Профсоюзные вести". Депутат подтвердил, что в настоящий момент он, действительно, находится за пределами ПМР, и свое отсутствие объяснил "рабочей необходимостью": "У меня накопились обращения моих избирателей, граждан ПМР, которые проживают на территории Украины, России, у них множество проблем, связанных с социально-бытовыми вопросами. Помимо этого, как председатель Комиссии по внешней политике я просто обязан ездить в другие государства, встречаться с политиками, экспертами и коллегами по депутатскому корпусу. За время этой своей поездки мне удалось дать интервью крупным украинским масс-медиа, провести консультации с заинтересованными сторонами. То есть я не бежал в ночи на лодке сквозь камыши Кучурганского лимана".

Вместе с тем, Соин не отрицал озвученную в интернетовском материале информацию "об оказываемом на него серьезном давлении властей", назвав его "грубейшим нарушением закона, а показанный на Первом республиканском канале фильм - "клеветнической кампанией и искажающим факты его биографии", пишут "Профсоюзные вести". Напомним, в сюжете телевизионщики "смахнули пыль" с уголовного дела, которое было заведено на Соина в 1994 году по факту убийства им гражданина Б., а потом благополучно закрыто. Эксперты не исключают, что активное противодействие депутатского корпуса принятию президентских поправок об отмене сроков давности по тяжелым преступлениям связано в том числе и с Соиным. В случае отмены сроков давности и распространения этой нормы с 1993 года, депутат может "попасть" под действие новых поправок.

Напоследок Дмитрий Соин сказал, что он "не попрощался с ПМР, я продолжаю выполнять свои депутатские обязанности, и в обозримой перспективе, как только закончу свою миссию за пределами республики, непременно появлюсь на сессии Верховного совета - это я могу заявить со всей уверенностью". ("Профсоюзные вести")

Организованная президентом Шевчуком атака на демократию в Приднестровье захлебнулась, пишет принадлежащее депутату ВС ПМР Дмитрию Соину ИА "Тирас". Несмотря на беспрецедентное давление на депутатский корпус, информационную истерию, шантаж и преследования, парламентарии большинством голосов отклонили президентский законопроект по отмене сроков давности по ст.104 УК ПМР и приданию этому обратной силы. Накануне сессии Верховного совета Приднестровья 27 марта на парламентариев оказывалось серьезное давление со стороны администрации Евгения Шевчука и подчиненных ему силовых структур, с целью добиться принятия законодательной инициативы президента по реформированию уголовного кодекса. С несогласными депутатами проводилась "индивидуальная" работа силовиков, применялись методы шантажа и угроз.

Напомним, что Евгений Шевчук предлагал отменить сроки давности по ст. 104 УК ПМР (убийство) и применить эту норму в режиме обратной силы с 1993 года, что противоречит международным правовым актам, а также уголовной практике России, Украины и Молдавии, продолжает ИА "Тирас". По мнению экспертов, данная инициатива главы Приднестровья связана с желанием развязать кампанию по преследованию своих политических и экономических оппонентов. Эксперты полагают, что в случае успеха акции Шевчука Приднестровье потеряло бы статус пусть и непризнанного, но правового государства.

ИА "Тирас" публикует мнение по данному вопросу экс-главы МИД Приднестровья Владимира Ястребчака: "Безусловно, идеи социальной справедливости, которые заложены в основу президентского законопроекта, являются востребованными в приднестровском обществе. Тот факт, что государство декларирует свою готовность обеспечить всем гражданам равную защиту, заслуживает, конечно, всемерной поддержки. Однако ряд аспектов проекта, находящегося в настоящее время на рассмотрении в приднестровском парламенте (комментарий был опубликован накануне рассмотрения законопроекта парламентом ПМР - прим. ИА REGNUM), требуют, по моему мнению, самого серьезного внимания. Как известно, законопроект предполагает отмену сроков давности по делам об умышленном убийстве, а также распространение данной нормы на правоотношения, возникшие с 1 января 1993 года. И если отмена сроков давности, в принципе, заслуживает поддержки и вряд ли может вызвать какие-либо принципиальные споры, кроме как среди криминалистов-профессионалов (которые по роду своей деятельности зачастую сталкиваются с проблемами формирования доказательственной базы по конкретным делам), то с приданием данной норме обратной силы, всё значительно сложнее. Представляется, что этот вопрос несколько выходит за пределы внутреннего законодательства ПМР и вообще правовой сферы.

Есть несколько аспектов. Первый, назовем его правовым, связан с нюансами приднестровского и международного законодательств, с нашими международными обязательствами. Еще в 1992 году Приднестровская Молдавская Республика на основании постановления Верховного совета присоединилась к основополагающим международным актам по правам человека, в первую очередь, к Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (о которой президент упоминал в своем ежегодном послании к органам государственной власти и управления 15 марта с.г.), а также к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. В данных международно-правовых актах возможности придания уголовному закону обратной силы посвящены отдельные статьи. При этом нормы данных документов достаточно конкретны и говорят о недопустимости придания уголовному закону обратной силы только в случаях установления им ранее не существовавшей преступности, деяния, либо же ужесточения наказания за существующее преступление. Так что формально инициатива о придании норме "о сроках давности" обратной силы международному праву вроде бы не противоречит. Но это только формально, поскольку данные нормы не являются правовой абстракцией, а получают конкретное содержание во внутригосударственном праве. Так, существует ст. 9 действующего Уголовного кодекса ПМР, согласно которой уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или, иным образом, ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Представляется, что придание обратной силы норме о сроках давности вполне может ухудшить положение тех или иных лиц и, соответственно, будет подпадать под ограничительные рамки, установленные ст. 9 УК ПМР. Если мы говорим о равных конституционных правах граждан, то вряд ли право одних лиц требовать справедливого возмездия приоритетнее, чем право других лиц на защиту, тем более, что длительные сроки, прошедшие после совершения уголовно-наказуемого деяния, существенно ограничивают возможности и граждан, и следственных органов. Кроме того, есть и очень важная ст. 77 УК, согласно которой по делам, за которые в качестве наказания допускается смертная казнь или пожизненное лишение свободы, вопрос о применении сроков давности решается судом. Тем самым, законодатель разграничивает составы уголовно-наказуемых деяний по степени общественной опасности, отделяя квалифицированные составы преступлений от "простых". Конечно, каждая человеческая жизнь бесценна, но неслучайно в уголовном праве каждое преступление рассматривается, исходя из четырех элементов: субъекта, объекта, объективной и субъективной сторон. И только в совокупности данные элементы дают основания для оценки общественной опасности деяния, его квалификации; отсюда же и различный подход законодателя к различным преступлениям.

Второй аспект проблемы - внутриполитический. Представляется, что именно данный аспект имел определяющее значение при внесении соответствующей инициативы. Государство подтверждает свою приверженность принципам социальной справедливости, стремится обеспечить равные возможности своим гражданам. Вместе с тем, необходимо честно ответить на ряд вопросов - к примеру, готово ли приднестровское государство соответствовать тем ожиданиям, которые, без сомнения, появятся у части наших сограждан, близкие которых подверглись противоправным посягательствам в период с 1 января 1993 года? Не окажутся ли эти надежды напрасными? Справятся ли правоохранительные органы с дополнительной нагрузкой? Разве недостаточно существующих правовых механизмов, в т.ч. и тех, о которых говорилось выше?

И, наконец, третий аспект - имиджевый. Приднестровье стремится всемерно утверждаться на международной арене как современное демократическое правовое государство. И при этом допускает такую весьма спорную с точки зрения внутреннего и международного права норму, как придание обратной силы уголовному закону. Неоднократно уже отмечалось, что Приднестровская Молдавская Республика в силу непризнанности зачастую должна быть более аккуратной и последовательной в соблюдении правовых норм, чем признанные государства, в особенности тех норм, которые затрагивают права человека. Именно сфера прав человека становится одним из определяющих критериев, по которым делается вывод о демократичности той или иной политической системы. В этом контексте неслучайно то внимание, которое в последнее время уделяется международными правозащитными инстанциями по отношению к Приднестровью, в частности, миссией представителя Верховного комиссара ООН по правам человека Томаса Хаммарберга и переговоры с представителями Совета Европы в данной сфере. Вряд ли в интересах приднестровской стороны предоставление дополнительных поводов для сомнений в демократическом и правовом характере государственного устройства ПМР.

В представленном на рассмотрение законодателей проекте закона есть и еще ряд положений, свидетельствующих о его недостаточной проработанности. Представляется, что и депутаты Верховного совета, и исполнительная власть должны очень внимательно изучить все аспекты и нюансы, связанные с возможностью принятия данного законопроекта, решить, что пойдет во благо приднестровской государственности, а что - нет. Всем ветвям власти предстоит пройти еще один тест на способность находить правильные ответы на сложные вопросы, действовать в интересах всех граждан ПМР, а не в интересах ведомства, отдельных лиц или политических партий. Депутатам предстоит решить, в каком режиме устранять недоработки проекта до его принятия в первом чтении или между чтениями (при этом, естественно, с пониманием того, что принятие законопроекта в первом чтении - это согласие с его концепцией, изменить которую может только автор законодательной инициативы). Если у депутатов есть сомнения, то они также должны разрешаться в рамках правового поля - к примеру, путем толкования ст. 9 УК ПМР относительно возможности придания уголовному закону обратной силы. Слово - за органами государственной власти ПМР". (ИА "Тирас")

Местное самоуправление: "Глав государственных администраций должен выбирать народ"

Реформирование местного самоуправления вступило в стадию активного обсуждения, пишет "Приднестровье-XXI". Дискуссии на эту тему ведутся законодателями, представителями городских и районных советов народных депутатов, общественностью. В Григориополе прошло заседание круглого стола на тему "Выборы глав администраций городов и районов: модель для Приднестровья".

Те, кто не намерен оставаться в стороне, когда общественность озадачена поиском приемлемой для Приднестровья модели выбора глав городских и районных администраций, принимают активное участие в обсуждении этого вопроса, продолжает "Приднестровье-XXI". Тематические круглые столы уже прошли в Тирасполе, Бендерах и Рыбнице. Очередным центром для дискуссионной площадки стал Григориополь. Члены парламента, депутаты местного совета и представители общественных организаций рассуждали о выборности глав, как об одном из этапов развития политической системы республики. Говорили о возможных механизмах реализации предлагаемых нововведений, обязательных функциях различных органов власти, возможных последствиях внедрения той или иной модели. В своих выступлениях участники мероприятия не только ссылались на опыт других государств, но и делились собственным видением, основанном на знании приднестровской действительности.

"Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понимать, что вопросы, которые интересуют бендерчан, отличаются от проблем, волнующих жителей Григориополя, а проблемы Рыбницы отличаются от проблем Тирасполя", - говорит модератор круглого стола, парламентарий, кандидат политических наук Анатолий Дирун. В своем выступлении он провел небольшой экскурс в прошлое, напомнив, что разговоры о необходимости реформирования системы местного самоуправления ведутся в Приднестровье как минимум с 2008 года. Не обошла стороной эту область и очередная конституционная реформа. Одним из ее итогов стало то, что должность главы государственной администрации получила статус назначаемой. "Что касается самого закона о местном самоуправлении. Тогда было принято решение, что будет создана специальная комиссия. Прошел год. Комиссия не собралась. Поэтому мы инициировали эту дискуссию", - рассказал Анатолий Дирун. ("Приднестровье-XXI")

Говоря о мотивах активизации работы в этом направлении, Анатолий Дирун охарактеризовал ситуацию, в которой сегодня находится республика, как "социально-политический кризис", продолжает "Приднестровье-XXI". Для скорейшего выхода из него принятия одних лишь экономических решений недостаточно, необходимы и управленческие, уверен политик. Сделать первый шаг на этом пути, считает Анатолий Дирун, предстоит именно в направлении реформирования местного самоуправления. Для начала - изменить изжившую себя модель назначения глав государственных администраций. Их должен выбирать народ. Перед ним же, народом, избранный руководитель обязан держать отчет. Одним из наиболее весомых аргументов за прямое избрание городского, районного или сельского главы является, по словам законодателя, наличие конкуренции, о положительном эффекте которой вряд ли кто-то возьмется спорить. "Это приведет к тому, что мы уберем монополию в политическом плане, как со стороны исполнительной власти, так и со стороны крупных политических партий и структур. Это приведет к тому, что надо будет договариваться, а это увеличит роль местных советов", - считает Анатолий Дирун.

В ходе дискуссии назрел вопрос о процедуре снятия с должности главы государственной администрации, пишет "Приднестровье-XXI". Назначенный президентом глава города или района им же и отстраняется. Как быть в случае избрания мэра? В чьей компетенции окажется лишение полномочий не оправдавшего доверия граждан руководителя? В поисках ответов на эти вопросы собеседники обратились к международному опыту. Вспомнили и российский пример, когда избранного жителями Москвы столичного мэра Лужкова спустил с небес на землю Дмитрий Медведев, используя корректную и всеобъемлющую формулировку "в связи с утратой доверия". "Источник власти - народ. Он нанимает менеджера на руководящую должность, и он же вправе спросить с него. Выборы должны проводиться всем народом, и отчет должен быть перед всем народом. Сделал - доложи. Все должно быть открыто", - высказал свое мнение представитель правоохранительных органов Григориопольского района Евгений Затуливетер.

Целесообразность предпочтения выборной модели в отношении должности главы государственной администрации стала лейтмотивом практически всех выступлений участников круглого стола, продолжает "Приднестровье-XXI". У каждого были свои доводы и аргументы. Они обязательно должны быть озвучены, считают представители общественности и депутаты Верховного совета. В ближайшее время будут подведены итоги проведенных в городах республики круглых столов. Собранные материалы обобщат, проанализируют, а выводы озвучат в рамках итоговой встречи, провести которую планируют в ближайшее время в Тирасполе, подводит итог издание.