Планы военных довести численность российской армии до 1 млн человек вызывают определенные сомнения в перспективах реализации, заявил ИА REGNUM военный эксперт Александр Гольц.

Он напомнил, что с начала апреля в России стартовал весенний призыв в армию. План по призыву - 153 тыс. солдат, что на 2 тыс. меньше, чем год назад. Военные заявили о том, что намерены укомплектовать армию по штату на 100%, доведя ее численность до миллиона человек.

В списке задач для выполнения этой цели, например, резкое увеличение призыва из республик Северного Кавказа. Озвучены прожекты по поводу того, чтобы "отдавать священный долг Родине" срочники могли в три этапа, прослужив по три месяца в год в течение трех. Как сказал главный десантник Владимир Шаманов: "Мы их научим военному делу. А студенты дадут солдатам научный опыт. Сослужатся".

Концептуально же вопрос все равно стоит о том, перейдет ли и в какие сроки наша армия на новые принципы комплектования. "Даже если план по призыву будет выполнен, в чем есть большие сомнения, простая арифметика показывает - миллион никак не набирается: если сложить с этой цифрой 300 тыс. уже проходящих срочную службу, 220 тыс. офицеров, 200 тыс. контрактников и от 35 до 65 тыс. курсантов военных училищ. То есть некомплект личного состава никуда не исчезнет. Другое дело, нужна ли стране армия такой численности. Я в этом отнюдь не уверен", - полагает эксперт Александр Гольц.

По его мнению, экс-министр Анатолий Сердюков проводил политику, направленную на усиление профессионализации армии при сокращении ее численности. Сохранится ли этот курс при Сергее Шойгу? - задается вопросом эксперт. Или же, возможно, будет принято решение ориентироваться на армию советского образца. Во многих достаточно значимых вопросах военной реформы уже сделаны шаги назад к существовавшей ранее системе, считает Гольц.

Например, в нынешнем году изменилась программа обучения в высших военных учебных заведениях - из нее убрали гуманитарные предметы, сократили количество часов на изучение иностранных языков. "То есть офицера опять начинают рассматривать как придаток к боевой технике", - иронизирует Гольц.

"Для меня существуют две, как говорится, "красные линии", - рассуждает эксперт. - Если Шойгу их перейдет, то военную реформу в том виде, в котором она осуществлялась в последние годы под руководством Сердюкова, можно считать законченной. Во-первых, если в армию опять начнется массовый набор офицеров. И, во-вторых, если опять начнут возрождать военные части сокращенного состава. Сердюков вполне разумно исходил из того, что кадрированные дивизии с учетом существующей в России демографической ситуации даже в случае угрозы военного конфликта все равно некем будет укомплектовать. Поэтому они были расформированы, в армии остались только части постоянной боевой готовности. Сергей Шойгу, к счастью, ничего не говорил о том, чтобы вернуться к прежней системе. Но угроза сохраняется".

Военный призыв на срочную службу в этом плане - лишь частный вопрос. Но вопрос такой, на котором можно проверить, намерена ли наша страна обзавестись в обозримом будущем армией XXI века, полагает Александр Гольц.