В минувшую субботу, 27 апреля 2013 года, в Исландии состоялись очередные парламентские выборы, которые для внешнего мира были интересны в одном единственном аспекте - европейских перспектив этой страны.

Совсем недавно в 2007 году ООН признала Исландию лучшей страной для жизни в мире. Однако идиллический пейзаж среди гейзеров разбился об айсберги мирового финансового кризиса 2008 года. Исландия стала жертвой собственного "успеха". С начала 1990-х годов она активно промышляла финансовой оффшорной деятельностью, которая чуть не угробила экономику страны в 2008-2009 годах. Гипертрофированный банковский сектор Исландии, своей величиной в десять раз превышавший ВВП этой страны, рухнул. Осенью 2008 года три крупнейших банка Исландии - Landsbanki, Kaupthing и Glitnir потерпели крах. Исландия, фактически, оказалась на грани банкротства. В 2009 году бюджетный дефицит страны составил 13%, а крона потеряла относительно евро более половины своей стоимости. Простые граждане Исландии, бравшие кредиты в иностранной валюте, в том числе, по ипотеке, оказались в тяжелой ситуации. Исландские ценные бумаги потеряли на рынке около 90% своей стоимости. В 2009 году реальный показатель ВВП страны сократился на 6,8%. Строительство и сектор услуг уменьшились в два раза, а уровень безработицы достиг 9,4%. Стране с населением чуть больше 300 тыс. человек МВФ на кабальных условиях предлагал кредит в размере $10 млрд. для спасения частного финансового сектора. Часть исландских активов была заморожена правительством Великобритании. На фоне экономического бедствия в январе 2009 года в результате народного выступления в Рейкьявике - т. н. "кастрюльной революции", коалиционное правительство Партии независимости и Социал-демократического альянса пало. 1 февраля 2009 лидер социал-демократов Йоханна Сигурдардоттир возглавила временное правительство страны из представителей социал-демократов и зеленых вплоть до формирования нового Альтинга. Досрочные выборы были назначены на 25 апреля 2009 года. В апреле 2009 года к власти в Исландии на внеочередных парламентских выборах пришли местные социал-демократы - Социал-демократический альянс, поменявшись у кормила власти со своим прежним партнером - консервативной Партией независимости. Социал-демократы сформировали правительственную коалицию с Зелеными. Премьер-министром страны стала лидер Социал-демократического альянса Йоханна Сигурдардоттир - женщина, примечательная только тем, что стала первым главой правительства в мире, который не скрывает свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. Во время ее премьерства в Исландии был продвинут закон о легализации однополых браков, чем сразу же и воспользовалась премьер, зарегистрировавшая брак со своей сожительницей журналисткой Йониной Леосдоттир.

Красно-зеленая коалиция сделала главным пунктом своей повестки дня принятие новой конституции Исландии, наиболее демократической из всех возможных в мире, подразумевавшей активное использование референдума как инструмента всенародного волеизъявления.

В экономике и бюджете социал-демократы взяли курс на наведение финансовой дисциплины, проведение политики экономии. После распада финансового сектора Исландии правительство Сигурдардоттир работало над стабилизацией местной валюты. Оно внедрило контроль за движением капитала, снизило высокий бюджетный дефицит Исландии. Были приняты меры для сдерживания инфляции. Правительство занялось реструктуризацией финансового сектора и диверсификацией экономики. Из предложенных МВФ денег правительство социал-демократов заимствовало только $2 млрд. Вместо обанкротившихся исландских были созданы три новых банка, два из которых управляются иностранным, по большей части, британским и голландским капиталом, а третий - государством.

В качестве стратегической цели во внешней политике коалиционное правительство Сигурдардоттир избрало вступление в Европейский Союз. 16 июля 2009 года исландский Альтинг 33 голосами против 28 постановил вступление Исландии в Евросоюз. Решение о вступлении в ЕС было принято на фоне снижающейся общественной поддержки в пользу этого вопроса. Если в октябре 2008 года на начало финансового кризиса за вступление в ЕС выступало 58% граждан Исландии, то в июле 2009 года - только 38%.

В июле 2010 года Исландия начала переговоры с ЕС о вступлении в Европейский Союз. Однако общественная поддержка евроинтеграции в Исландии сейчас невелика. Исландцы опасаются за свои рыбные ресурсы, которыми неизбежно придется делиться с европейцами в случае вступления Исландии в ЕС. Экономика Исландии зависит от морской рыболовецкой отрасли, которая обеспечивает 49% поступлений валюты от экспорта, давая 12% в ВВП и обеспечивая работой 7% занятых. Вторым пунктом общественного несогласия стал отказ исландцев возмещать потери частных вкладчиков своих лопнувших банков. В большинстве случаев - это британцы и голландцы. Европейские инстанции, включая Европейский суд, требуют от Исландии возмещения убытков своих граждан, что не может нравиться исландцам.

* * *

Исландия небольшая страна. Ее население на 2012 год составило 319 тыс. человек. Несмотря на это обстоятельство, в политической жизни Исландии представлены все основные характерные для Европы партийные направления. Перечислим их: это консервативная Партия независимости (Sjálfstæðisflokkurinn), центристская Прогрессивная партия (Framsóknarflokkurinn), левоцентристский Социал-демократический альянс (Samfylkingin) и местные зеленые - Лево-зеленое движение (Vinstrihreyfingin - grænt framboð). На апрельских выборах 2013 года относительно успешно попробовали свои силы две новые партии: проевропейская "Блестящее будущее" и Пираты.

В голосовании 27 апреля 2013 года приняли участие 194 тыс. граждан Исландии.

Итоги выборов в Исландии. Партия независимости получила 26,7% голосов и 19 (+3) мест в Альтинге, Прогрессивная партия - 24,4% и 19 (+10), Социал-демократический альянс - 12,9% и 9 (-11), Лево-зеленое движение 10,9% и 7 (-7). Новые партии: "Блестящее будущее" и Пираты получили соответственно 8,2% (6 мест) и 5,1% (3 места).

При составе Альтинга в 63 депутата для правительственного большинства необходимо 32 мандата.

43-летний лидер победившей на выборах Партии независимости Бьярни Бенедиктссон объявил: "Мы готовы возглавить правительство". Он рассчитывает на коалицию с центристской Прогрессивной партией. Однако проигравшие на выборах социал-демократы теперь надеются, что правительство возглавит все-таки лидер Прогрессивной партии Сигмундур Давид Гуннлаугссон. Последний проявляет сдержанность, когда заявляет, что все теперь зависит от решения президента. Вопрос о новом правительстве будет решен в ближайшие дни. В стране, где президент гуляет по улицам без охраны, а телефоны депутатов парламента и членов правительства можно найти в справочной книге в любой телефонной будке, соглашения о коалиции оформляются очень быстро. Ожидается, что переговоры о правительственной коалиции займут несколько дней.

Победу оппозиции можно объяснить недовольством политикой жесткой экономии бюджета, которую проводила левоцентристская коалиция во главе с премьер-министром Йоханной Сигурдардоттир.

Но не трудно заметить, что фактическим победителем на прошедших выборах в Исландии является все-таки третья сила - центристская Прогрессивная партия, практически, более чем удвоившая свой электорат. Прогрессивная партия в предшествующий период поддерживала правительственную коалицию, не входя в нее. Наблюдатели связывают успех прогрессистов с заявлением этой партии об отказе удовлетворить решение Европейского суда о компенсации потерь британским и голландским вкладчикам online банка Icesave.

В принципе, не исключена возможность формирования коалиции из Прогрессивной партии, Социал-демократического альянса и Зеленых. Социал-демократы и зеленые имеют в новом составе Альтинга в сумме 16 мест. В случае создания подобной левоцентристской коалиции она имела бы 35 мест из 63 в Альтинге. Таким образом, от центристской Прогрессивной партии зависит, станет ли новая правительственная коалиция правоцентристской либо левоцентристской. Однако, по всей видимости, лидер Прогрессивной партии 38-ми летний Давид Гуннлаугссон все-таки склоняется к коалиции с Независимой партией.

Тем не менее, формирование коалиции на основе Партии независимости будет означать, что во власть вернутся силы, ответственные за тяжелый финансовый кризис 2008 года. Именно Партия независимости ответственна за политику либерализации финансовой деятельности и приватизацию банков.

Формирование коалиционного правительства на основе Партии независимости и Прогрессивной партии, по-видимому, будет означать конец конституционных экспериментов социал-демократов и окончание переговоров о вступлении Исландии в ЕС, поскольку и та, и другая партии относятся к категории евроскептиков.

По опросам общественного мнения, сейчас только четверть исландцев поддерживают вступление своей страны в ЕС. Общественная безопасность была единственным аргументом в пользу вступления в Евросоюз в 2009 году. Перспектива членства казалась более привлекательной исландцам, когда Европа выглядела стабильной. Поэтому евроскептикам во власти сегодня очень легко заблокировать движение Исландии в Евросоюз. Надо только провести референдум по этому вопросу.

В начале этого года Исландия приостановила свои переговоры с ЕС о вступлении в Евросоюз. Социал-демократический альянс пошел на это в преддверии парламентских выборов из-за преобладания в обществе настроений евроскептицизма. Европейская комиссия "приняла к сведению намерение исландского правительства не принимать дальнейшие переговорные позиции перед парламентскими выборами". Из 33 частей переговоров с ЕС в настоящее время остается нерешенными 16. Лидер победившей на выборах Партии независимости предупредил, что переговоры с ЕС могут быть возобновлены только по итогам референдума.

После кризисного 2009 года экономика Исландии стабилизировалась. Удивительная история успеха, - констатировали в Европе в начале 2013 года. В одном из европейских изданий по этому поводу мы прочли буквально следующее: "Посмотрим правде в глаза: исландцы суровы. Они полностью изолированы, живут в замерзшей тундре, где прочного постоянно меньше, а оптимальных погодных условий совсем нет. Они имеют эпическое настроение в окружении природных красот. Эти люди не избалованы, они живучи". В итоге экономическую стабилизацию связывают с "суровым" национальным характером исландцев. Но, на самом деле, в случае с кризисной Исландией все обстоит гораздо проще. Исландцы не пошли на поводу МВФ и просто дали кризисным банкам обанкротиться. Эти банки были национализированы. Однако попытки возместить потерянные средства депозитариям были блокированы референдумами граждан, инициированными президентом Исландии Олавуром Гримссоном. В итоге Исландия все-таки добилась реструктуризации своего долга, но переговоры о возмещении убытков частным вкладчикам были заморожены. Исландия остается должной английским и голландским вкладчикам, потерявшим свои депозиты в Landesbanki $5,5 млрд.

У нас принято говорить о чуде скандинавского социализма, указуя перстом, в том числе, на Исландию. Однако надо прояснить, что сейчас рабочая неделя в этой кризисной стране составляет 60-70 часов. Многие исландцы работают на двух или даже трех работах для того, чтобы поддерживать себя и свои семьи после внезапного всплеска налогов.

В минувшем 2012 году рост ВВП Исландии составил 2,7%, а безработица сократилась до достойного уровня в 5,6%. Бюджетный дефицит снижен правительством до приемлемых по критериям ЕС 2,3% от ВВП. Инфляция сократилась до уровня менее 4% в год. Торговый баланс имеет положительное для Исландии значение. Однако, несмотря на все усилия правительства и политику экономии, колоссальный для небольшой страны государственный долг сокращается медленными темпами. В 2011 году он составлял 128,6% от ВВП, а в 2012 году - 118,9%. По-видимому, для преодоления кризиса задолженности Исландии потребуется два благополучных правительственных циклов.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM