5 мая в Ереване состоятся выборы в городской Совет старейшин. Избиратели решат, кому на ближайшую пятилетку они доверят формирование исполнительной власти армянской столицы.

Полиция уже сообщила, что в голосовании могут принять участие 816,5 тысяч человек, причем три тысячи из них не являются гражданами Армении, однако право голоса в данном случае имеют. Вопрос о реальном числе избирателей, заметим, стоит достаточно остро - политические силы, противостоящие правящей в стране и в столице Республиканской партии Армении (РПА), постоянно подозревают власть в искусственном завышении количества голосующих путем включения в списки людей, покинувших страну. Одновременно распространяются слухи, будто в город завозят жителей близлежащих районов, которым дают временную регистрацию, и они - за определенную "благодарность" - должны отдать свои голоса представителям РПА. Властные структуры такие обвинения, разумеется, отрицают.

И это - лишь один из многих вопросов, становящихся предметом самых жарких дискуссий и пикировок противоборствующих сил. Городская предвыборная кампания, начавшаяся практически сразу же после выборов президента 18 февраля сего года, была очень напряженной - в первую очередь потому, что выборы главы государства сопровождались рядом неожиданных обстоятельств.

Напомним, что их бойкотировали все основные политические партии страны - "Процветающая Армения" (ППА), АРФ "Дашнакцутюн", Армянский национальный конгресс (АНК). Как тогда объяснялось - в предвидении серьезных фальсификаций, которые делают борьбу бессмысленной. Вероятно, отсутствие реальных соперников оказало расхолаживающий эффект на власть - создалось убеждение, что действующий президент Серж Саргсян победит без труда. Этого, однако, не произошло. Лидер партии "Наследие", которая имеет в парламенте лишь пять мандатов, Раффи Ованнисян, неожиданно и быстро стал набирать электоральный вес и, в конечном счете, получил почти 40% голосов, что, кстати, дало ему возможность долго оспаривать официальные итоги голосования. Было понятно, что дело тут не в неожиданно возросшей популярности Ованнисяна, а в наличии серьезного общественного протеста на фоне отсутствия реальной политической оппозиции.

Международное сообщество, впрочем, приняло итоги выборов, которые были названы "шагом вперед" для Армении на пути к демократии. И тогда же стало очевидно, что бойкотировавшие их партии сильно пожалели о своем решении их бойкотировать и тем самым подарить Ованнисяну огромный политический капитал, к чему последний был даже не готов. Поэтому все они не только активно включились в столичную предвыборную гонку, но и заявили, что отстранение РПА от власти в столице позволит начать оздоровление внутриполитической и экономической жизни страны в целом. То есть по своему значению ереванские выборы сразу вышли за пределы события городского масштаба, а по интриге, пожалуй, переплюнули президентские.

Неслучайно, представители власти, например, вице-спикер парламента Эдуард Шармазанов, постоянно призывают "не превращать выборы в Совет старейшин Еревана в имитацию парламентских или президентских выборов". Их оппоненты в ответ заявляют, что не позволят принизить их значение, представив как выборы "дворника", то есть аполитизировав.

Тем не менее, говоря о "судьбоносном" значении предстоящего голосования, противостоящие властям силы не сумели составить альянс - каждая из них вступила в борьбу самостоятельно. Причина - полнейшее несходство идеологий, подходов к разрешению насущных городских проблем и эгоизм, в котором они друг друга постоянно обвиняют. На самом деле, за всем этим есть определенный расчет - когда будет ясен расклад сил в Совете старейшин (этот орган, состоящий из 65 членов, выбирает мэра столицы), станет также понятно, есть ли смысл в объединении "альтернативных" фракций, сумеют ли они таким образом получить большинство и попытаться выдвинуть своего кандидата на пост градоначальника.

О возможном поствыборном объединении, невзирая на "эгоизм" и все различия, говорится уже не первый день. Более того, как утверждают в АРФ "Дашнакцутюн", "в вопросе формирования не провластными силами поствыборного альянса из 7 участвующих в выборах сил 5 выразили свою готовность к этому". А представители "Процветающей Армении" (ППА) даже называют такой альянс "весьма вероятным". Поскольку именно ППА рассчитывает набрать большинство голосов протестного электората, то в этом случае её кандидатом в мэры станет экс-министр иностранных дел Вардан Осканян. Этот деятель, в отличие от многих других видных представителей партии, отличается ярко выраженной оппозиционностью. Но достаточно ли этого для руководства полуторамиллионным городом при том, что Осканян никогда хозяйственной деятельностью не занимался? У него, впрочем, есть "дублер" - лидер "Трудовой партии" Гурген Арсенян, прошедший в парламент по списку ППА. Несмотря на название, карликовая партия бизнесмена Арсеняна исповедует совершенно буржуазную идеологию. Это естественно, учитывая, что лидером ППА является, в свою очередь, крупнейший олигарх страны Гагик Царукян. Видимо, этим деятелям нравится идея лидера АНК, первого президента республики Левона Тер-Петросяна о необходимости осуществления в Армении "буржуазно-демократической революции". В таком контексте Вардан Осканян вполне мог бы стать своего рода "зиц-Керенским", а реальные дела в столице вершились бы другими, куда более деловитыми персонажами.

Надежды на успех непровластных сил не совсем беспочвенны, учитывая немалое число оппозиционно настроенных ереванцев и фактор неизбежной столичной "фронды". Именно поэтому для РПА критически важно набрать 40% + 1 голос, чтобы не допустить вероятного объединения своих оппонентов. На это позволяет надеяться позиция того же Раффи Ованнисяна, который не склонен примыкать ни к каким альянсам - обстоятельство, позволяющее обвинять его в "игре на поле властей" или, по меньшей мере, в "непредсказуемости". Впрочем, после своего оглушительного успеха на президентских выборах Ованнесян быстро "сдулся", не сумев предложить никакой внятной программы продолжения борьбы, что сильно разочаровало протестный электорат. Тем не менее, какое-то число голосов его блок "Здравствуй, Ереван", конечно, получит. Часть голосов уйдет и представителю партии-спойлера РПА, "Оринац еркир", которая на сей раз тоже идет на выборы самостоятельно. И в этом также имеется свой расчет. Представитель партии, глава МЧС Армен Ерицян, пользуется симпатией многих граждан, он - коренной ереванец, юрист, доктор наук, его длительная служба в различных силовых структурах способна вызвать уважение. Поэтому относительный возможный неуспех РПА может быть компенсирован голосами, отданными Ерицяну.

Настоящая интрига, впрочем, возникнет лишь в том случае, если властные и "не властные" силы наберут практически одинаковое число голосов (то, что РПА в любом варианте будет на первом месте, несомненно, вопрос лишь в полученных процентах). В этом случае будет любопытно наблюдать, как партии, грозящие властям поствыборным объединением в Совете старейшин, станут искать возможности составить блок с ведущей силой и сформировать новую коалицию не между собой, а вместе с РПА.

Ануш Левонян, политический обозреватель (Ереван)