Сотрудники Российского института истории искусств РАН (Санкт-Петербург) сегодня, 13 мая, на открытом общем собрании трудового коллектива потребовали от Министерства культуры России "прекратить атаку на институт, давление на директора и дать возможность ученым заниматься своим профессиональным делом - наукой". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, эти требования, а также ряд других, ученые изложили в резолюции, которую приняли единогласно и решили направить в Министерство культуры России.

Научные сотрудники и аспиранты РИИ, ученые Института русской литературы, Санкт-Петербургской театральной академии собрались сегодня в Зубовском особняке на Исаакиевской площади накануне совещания, которое должно состояться 14 мая в Министерстве культуры РФ в Москве - на нем будут обсуждать судьбу научных институтов, подведомственных Минкульту России.

В РИИ опасаются, что Российский институт истории искусств со столетней историей станет в итоге филиалом московского Института культурологи, а директора РИИ Татьяну Клявину уволят под тем или иным предлогом. Уже собрано свыше 2,5 тыс. подписей под обращением президенту РФ, уже высказали свое отношение по поводу института не только внучка основателя Валентина Зубова - Ирина Зубова, но и Александр Сокуров, Андрей Могучий, другие видные деятели культуры.

Директор РИИ Татьяна Клявина в самом начале собрания сразу же сказала, что "определенные реформы в нашем деле необходимы" и даже обмолвилась, что "может быть, смена директора и необходима", но отметила, что, руководит старейшим в области искусствознания научным учреждением 20 лет и, если и оставит его, то в прекрасной форме - отремонтированным, отреставрированным и плодотворно работающим.

Перед собравшимися на огромном, еще зубовских времен, старинном столе были разложены книги - труды ученых института. Клявина рассказала, как проводилась "оптимизация" штата - из 184 ставок осталось 124: "Мы были вынуждены уволить часть сотрудников - и ветеранов, и молодых".

Тема увольнения сотрудников не раз поднималась - оставшиеся говорили о том, что таким образом Минкульт пытается выполнить Указ президента о повышении зарплат бюджетникам до среднеэкономических по региону: денег на это дело в бюджете страны не заложено, а выполнять указ надо. Поэтому действуют просто - повышают зарплату за счет сокращения.

Об этом же говорил и петербургский депутат "яблочник" Александр Кобринский. Парламентарий сообщил, что фракция подготовила проект постановления Законодательного собрания об обращении к министру культуры РФ Владимиру Мединскому "взять на особый контроль и не допустить уничтожения Института". Правда, Кобринский отметил, что большинство в петербургском парламенте - это депутаты-"единороссы" и ЛДПР, и если не будет большинства голосов "за" принятие обращения, то "примерно двадцать депутатов" подпишут его и отправят от себя лично.

Ученые выступали резко. "Не танцевать под музыку Мединского" призвал известный ученый, профессор Санкт-Петербургской консерватории, главный научный сотрудник Российского института истории искусств РАН, член Союза композиторов России, ряда научных зарубежных обществ Аркадий Климовицкий.

"Хватит дрейфить!", - призвал научное сообщество не менее уважаемый музыковед, автор трудов по античной музыке, профессор, ведущий научный сотрудник Института Евгений Герцман.

"Я не знаю, что в министерстве понимают в искусстве, но в науке об искусстве они не понимают ничего", - констатировал Герцман. Ученый заявил, что происходящее - " в худших традициях советской власти" и продолжил: "Все равно власть у них, они что захотят, то и сделают, но мы должны стоять до конца с высоко поднятой головой во имя нашего дела, нашего достоинства".

Тем не менее, ученый от имени 17 докторов наук и 44 кандидатов наук Института Герцам предложил отправить телеграмму Путину: "Мы ожидаем вашего слова, гражданин президент!".

Театральный критик Елена Гарфункель: "Мы были уверены, что нужны не только сами себе и искусству, но и обществу и государству!".

"Противостоять со всей энергией державному идиотизму" призвал главный научный сотрудник Института Русской литературы ("Пушкинского Дома") Александр Лавров.

"Идет спланированная попытка вбить клин между петербургской и московской интеллигенцией - чего стоит только попытка передела музейных коллекций", - продолжил доктор искусствоведения, зав. кафедрой зарубежного театра Академии театрального искусства Вадим Максимов.

Профессор Европейского университета, некогда много лет работавший и в РИИ Илья Доронченков посоветовал Минкульту РФ "не настраивать профессиональное сообщество против себя", ситуацию с РИИ ученый считает очередным шагом к обеднению петербургской культуры, а ситуацию, когда РИИ станет филиалом Института культурологи сравнил с тем, если бы "Эрмитаж слили с маленьким столичным музеем".

Ученые припомнили и визит министра культуры РФ Владимира Мединского в сентябре минувшего, 2012 года, когда он почему-то вместе с маэстро Валерием Гергиевым "осмотрели чердаки и убедились в крепости перил и паркета", и появление в Минкульте подложного заявления об увольнении Татьяны Клявиной, которое она на самом деле не писала.

"Отвечал" на собрании в РИИ за Минкульт зам директора Департамента науки и образования министерства Святослав Голубенко, которому зал устроил допрос с пристрастием - кто же чиновник по образованию. Голубенко оказался москвичом-консерваторцем, флейтистом, кандидатом искусствоведения, оппонировали ему на защите диссертации, кстати, из РГИИ.

У Голубенко нервы оказались железными, он либо говорил, что не может комментировать ситуацию с "подложным заявлением", поскольку не в курсе, либо обещал, что "все опасения по поводу Института лишены оснований", а завтрашнее совещание в Министерстве - обычное рабочее, куда соберутся все директора научных институтов Минкульта.

Также чиновник заверил, что "никаких планов по реорганизации Института у Минкульта нет", но планы по повышению зарплат выполнить надо. "Мы терпели вас 20 лет, - кричали из зала. - Что нам теперь, друг друга есть из-за этой зарплаты? дайте нам письменные доказательства, что Институт не тронут!"

В резолюции участники собрания потребовали провести в Институте заседание комиссии Минкульта по разработке концепции дальнейшей работы РИИ и отказаться от идеи поглощения Институтом культурологи РИИ, в противном случае ученые готовы это считать рейдерским захватом Института "эффективными менеджерами".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в декабре 2012 года Министерство культуры РФ уже приступало к реализации планов по реформированию подчиняющихся ему НИИ. Тогда же руководство Российского института культурологии (РИК, Москва) предложило объединить в единый гуманитарный центр РИК, РИИИ, Институт культурного и природного наследия. На шум, поднятый институтами в СМИ и социальных сетях, министр культуры РФ Владимир Мединский ответил, что "никакого решения по данному вопросу не принималось".

Однако, по данным сотрудников Зубовского института, в начале 2013 года в Санкт-Петербург стали приходить циркуляры с требованиями поднять зарплату работникам института до средней по региону, а это не менее 30 тыс. рублей (при тогдашних 17 тыс.). Но финансирование института при этом не увеличивалось, что предполагало сокращение персонала и повышение зарплаты только оставшимся сотрудникам.

Затем пришло требование повысить зарплату до 128% от средней по региону, то есть до 40 тыс. рублей, а это влечет новые сокращения. Кроме того, из профильного министерства стали спускаться списки желательных для института работ, в которых взамен искусствоведческим предлагались темы экономических и социологических разработок и т.п.

"Люди, решающие сейчас судьбу знаменитого Института, даже не перешагивали его порог, не встречались с коллективом. Полагаем, не читали наших трудов. Но есть установка на сокращение учреждений культуры, и вот уже очередной раз в нашей истории спланирован "разгром РИИИ", - пишут сотрудники Зубовского института руководителям России в своем обращении, под которым подписалось свыше 2500 человек. - Российский институт истории искусств, основанный в 1912 году на личные средства графа Зубова в его родовом особняке, переживший Гражданскую войну и разруху, сталинские репрессии, борьбу с космополитами, блокаду, хрущевские объединения и только со времен Перестройки вернувшийся наконец к нормальной работе, встал перед реальной угрозой уничтожения. Делается это под благородной маской заботы об ученых и исследователях. Коллектив возмущен политикой двойных стандартов и возвращением к идеологии и лексике 30-х годов".

Справка ИА REGNUM:

В Зубовском институте работали Юрий Тынянов, Виктор Жирмунский, Борис Эйхенбаум, Борис Асафьев, Виктор Пропп и другие искусствоведы, музыковеды и литературоведы с мировыми именами. Здесь продолжают выходить научные издания, сохраняются и пополняются архивы документов из личных фондов М.И. Глинки, А.П. Бородина, А.Г. Рубинштейна, Д.Д.Шостаковича В.Э.Мейерхольда, ведется регулярная библиографическая работа.

Галина Артеменко