15 мая 2013 года в шведском городе Кируна завершилась 8-я министерская сессия стран-членов Арктического совета. Эта встреча ознаменовала окончание двухлетнего председательства Швеции в 2011-2013 гг. и начало канадского председательства в этой международной организации в 2013-2015 гг. Принято заявление "Видение Арктики", в котором Арктика рассматривается как зона мира и стабильности. Утверждены учредительные документы постоянного Секретариата Арктического совета в норвежском городе Тромсе и бюджет секретариата на 2013 год, который пока действует на временных началах и финансируется Норвегией. Arctic Council рассмотрел заявки на получение статуса наблюдателя в этой организа-ции. Как известно до настоящего времени в Арктическом совете было 26 наблюдателей, в том числе 20 международных и неправительственных организаций и 6 неарктических государств - Великобритания, Германия, Испания, Нидерланды, Польша, Франция. Решением министерской сессии в Кируне статус наблюдателя единогласно получили ещё 6 стран - Индия, Италия, Китай, Сингапур, Южная Корея и Япония. Таким образом, в качестве восьми стран являющихся членами АС (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция) и 12 стран-наблюдателей в Арктический совет сейчас входят 20 государств мира. Это можно расценивать по-существу как первый шаг к формированию так называемой Арктической двадцатки - AG20. До последнего времени "Arctic Council" считался форумом, декларативно регулирующим сотрудничество арктических держав в вопросах экологии, научных исследований, защиты прав коренных народов, устойчивого развития Арктики. В настоящее время Совет практически начинает реально трансформироваться в открытую межгосударственную организацию с более расширенными функциями и новым составом. Конечно здесь не должно быть иллюзий.

Страны - члены Арктического совета и страны - наблюдатели Арктического совета имеют различные полномочия при принятии юридически обязательных решений, различные статусы. Но процесс пошёл. Главное преимущество трансформирующегося арктического союза в будущем будет заключаться не столько в обсуждении возникающих сложных проблем и принятии многословных правильных деклараций, а в выработке доверия друг к другу в условиях реально складывающейся многополярности, в конструктивной̆ интеграции и координации всей деятельности в Арктике, включая меры в таких чувствительных сферах, как военно-стратегические отношения; экология, добыча и транспортировка нефти и газа; объединение финансово-экономических ресурсов при реализации экономических и инфраструктурных проектов глобального значения в Арктике.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров по итогам министерского ужина Аркти-ческого совета заявил: "По Арктике у нас общее ощущение, что Арктический cовет делает правильные вещи, - сказал он. - Мы на пути к превращению этой структуры в межгосударственную организацию. В ней принимаются документы, которые имеют юридически обязывающий характер: по поиску и спасанию на море, по предотвращению загрязнения окружающей среды Cевера". "Эти вещи нацелены на то, чтобы создавать практические механизмы, которые будут позволять с этими угрозами бороться, - резюмировал министр. - Мне кажется, что все мои коллеги такое настроение разделяют". Сергей Лавров пригласил также коллег-министров на организуемый Русским Географическим обществом третий международный Арктический форум "Арктика - территория диалога", который состоится в Cалехарде 24-25 сентября 2013 года.

Однако в целом складывается мнение, что изменения в деятельности Arctic Council могут быть ограничены только расширением числа наблюдателей. США, например, буквально накануне проведения сессии Арктического совета приняли 10 мая 2013 года Национальную стратегию для арктического региона, в которой безусловно отдают стратегические приоритеты своим национальным интересам, вопросам укрепления энергетической безопасности, свободы судоходства, пролета и др. Проводя параллель с космосом, США считают, что можно многого достичь в Арктическом регионе в рамках совместных международных усилий, скоординированных инвестиций и государственно-частного партнерства. Однако при этом подчеркивается, что Соединенные Штаты и другие арктические государства должны стремиться к cотрудничеству с другими государствами и организациями для достижения общих целей в Арктическом регионе таким образом, который защищает национальные интересы и ресурсы арктических государств - идеальных партнеров в понимании США. Продвижению интересов США в Арктике способствует работа через Арктический совет, использование его в качестве форума в рамках нынешнего мандата.

Одним из основных итогов встречи в Кируне стало подписание министрами арктической восьмёрки панарктического документа "Cоглашение в области готовности на случай морского загрязнения нефтью в Арктике и борьбы с ним". Госдепартамент США ещё до начала встречи отметил, что это будет "второе юридически обязывающее соглашение" с участием восьми стран Арктического совета. Как известно первый в истории юридически обязывающий панарктический документ "Cоглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике", идея которого принадлежит Роccийской Федерации, был подписан в мае 2011 года в Нууке (Гренландия). В Нуукской декларации были отражены результаты около 80 научно-исследовательских проектов Арктического Cовета.

Подготовка новой договоренности в 2013 году была продиктована необходимостью cсоблюдения экологических требований при разведке и добыче нефти и газа в арктиче-ском регионе. МИД России в своём сообщении для СМИ "Об итогах министерской сессии Арктического совета" отметил, что соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике, повышает оперативность и эффективность взаимодействия для обеспечения экологической и техногенной безопасности по мере освоения арктических ресурсов углеводородов и активизации морского судоходства на Крайнем Cевере.

Председатель Комитета старших должностных лиц в период председательства Швеции в Арктическом совете Густаф Линд на своей пресс-конференции ещё 6 мая 2013 года пояснил, что в соглашении сформулированы практические рекомендации для лик-видаторов аварий, в частности, "кто к кому должен обращаться, что следует привезти с собой, как можно попасть на территорию другой страны". По словам Линда, соглашение предусматривает "опережающее" решение данных вопросов с целью создания возможностей для более эффективного сотрудничества между государствами и организациями в попытке смягчить негативные последствия чрезвычайной экологической ситуации.

Неофициальные оценки принятого документа звучат куда менее оптимистично. Международная экологическая организация "Гринпис" ещё до начала работы министерской сессии заявила, что разработанный Арктическим советом план ликвидации нефтяных разливов в Арктике беззубый, совершенно неадекватен и вызывает сомнения в cпособности Совета защитить северную природу от возможных аварий. В документе не содержится требований к оборудованию, cпособам закрытия скважин, очистки загрязненной территории и защиты дикой природы. Координатор арктической программы "Гринпиc" Роман Долгов подчеркивает, что ни одна нефтяная компания в мире не имеет эффективных технологий ликвидации аварийных разливов нефти в замерзающих арктических морях.

Против нефтяного освоения Арктики выступили коренные народы Севера. 15 организаций коренных народов подписали совместное заявление против нефтяного освоения Арктики на конференции в Кируне (Швеция), которая состоялась 12-13 мая накануне заседания Арктического Совета. Текст заявления о запрете добычи нефти на арктическом шельфе был принят ещё год тому назад на конференции коренных народов в городе Усинске Республики Коми. Его поддержали организации из Гренландии, Канады, России, США, Швеции.

Также появляется информация о попытках создания организаций альтернативных ны-нешнему Арктическому совету. Президент Исландии Олавур Рагнар Гримссон 15 апреля 2013 года объявил о создании "Арктического круга". Это будет новая открытая для член-ства организация по делам Арктики. Ее учреждение намечено на октябрь 2013. Одна из целей нового формирования - добиться объявления Арктики "общечеловеческим достоянием". Объявить всю Арктику общечеловеческим достоянием слишком круто, так как на основе Конвенции ООН по морскому праву арктическое пространство практически всё уже поделено между восьмью приарктическими странами, включая исключительные экономические зоны. Но имеет смысл объявить таким общече-ловеческим достоянием для всего глобального социума ограниченную область вокруг Северного полюса, так называемую зону ООН. Северный полюс не может быть русским, датским, канадским. Северный полюс и пространство вокруг его действительно принадлежат всему человечеству. Юрий Лукин, д.и.н., профессор, главный редактор журнала "Арктика и Север"