Православная вера имеет давние и крепкие корни в Осетии. Сегодня наша главная задача - вновь объединить православную веру, осетинский язык, культуру и традиции, так как без их взаимосвязи, по отдельности, они не будут иметь успешного развития. Об этом заявил секретарь Владикавказской и Аланской епархии священник Савва Гаглоев в интервью интернет-каналу "Иудзинад" ("Единение").

Отметим, что отец Савва - уроженец Южной Осетии, в Северной Осетии он служит два года - с начала создания Владикавказской и Махачкалинской епархии. Эта епархия была разделена в марте 2011 года, и священник продолжил служение в новоучрежденной в 2012 году Владикавказской и Аланской епархии. Ранее Савва Гаглоев работал в отделе внешних церковных связей Московского патриархата, затем в личном секретариате святейшего патриарха Кирилла.

Отец Савва с сожалением отмечает, что сферы использования осетинского языка сокращаются. По его мнению, одним из действенных средств сохранения и осетинского языка, и осетинской культуры могла бы стать Православная церковь в том случае, если язык и традиционные обычаи будут увязаны с жизнью Церкви. "Хотелось бы, чтобы осетины молились на родном языке и в церкви, и дома. Церковь может стать защитницей и хранительницей осетинского языка", - сказал он.

Священник отметил, что в Северной Осетии представители так называемых сект ведут свою работу на осетинском языке - читают Библию, проповедуют и т.д., и в этом отношении Православная церковь, к сожалению, отстает. При этом члены сект часто оказываются нечувствительны к интересам своего народа и национальной культуры, не считаются с судьбой своего народа, по существу отрекаясь от него, например, своим отказом защищать родину перед лицом угрозы. "Мы должны ограждать себя от таких взглядов", - сказал отец Савва.

Он напомнил, что существуют дореволюционные переводы богослужебных текстов на осетинский язык, которые не совершенны. Сегодня по благословению архиепископа Владикавказского и Аланского Зосимы создана переводческая рабочая группа, результатом работы которой должен стать новый полный перевод литургии на осетинский язык, сообщил священник.

По его словам, в настоящее время в Северной Осетии служба на осетинском частично совершается в г. Дигоре и в Аланском Богоявленском женском монастыре близ г. Алагира. Богослужения на осетинском языке проводятся и в Южной Осетии.

Отец Савва также сообщил, что большая часть прихожан в Северной Осетии сегодня - молодежь. "В церковь не идут, следуя моде, как это, возможно, было в 1990-х годах. Сейчас идут в церковь в поисках ответов на те экзистенциальные вопросы, которые у них возникают. Молодой человек ищет мировоззренческие ориентиры, чтобы понять, кто он есть, на какой основе может построить свою жизнь..." - сказал он.

"У осетин, наших предков, была своя духовная традиция, объяснявшая, как правильно молиться Богу, были свои религиозные представления. Но потом мы восприняли также и христианство. Между древней осетинской религией и православием нет конфликта. Среди тех, кто радеет за осетинскую духовную традицию, есть те, кто говорит, что надо дистанцироваться от православия. Есть также те, кто утверждает, что осетинская вера является языческой. Я не согласен ни с теми, ни с другими. В самой осетинской вере есть понятие "языческая вера", как синоним ложной религии. Традиционная осетинская вера учит о существовании Творца, сотворенных Им небесных сил и человека, учит о существовании рая и ада, греха и добродетели. И эти понятия являются базовыми. Православная церковь эти понятия полностью приемлет", - отметил отец Савва.

"Православие в богословском отношении очень развитая религия. Убежден, что через православную веру и богословие мы можем понять и осмыслить свою осетинскую духовную традицию гораздо глубже и лучше", - сказал он.

"Я - осетин, почитаю осетинские традиции, вместе с тем я - православный и притом - священник. Как это можно разделить? Никак. Во мне, в моей жизни, это соединилось бесконфликтно и непротиворечиво. А это значит, что такое же сопряжение возможно и на уровне общества", - считает он.

Отец Савва также коснулся вопроса югоосетинской Аланской епархии, относящейся к Синоду противостоящих митрополита Киприана (ИПЦ Греции). С этим греческим Синодом Русская православная церковь не поддерживает никаких отношений.

"Мы - один народ, думая о своем будущем, мы должны стараться совместно решить этот вопрос, чтобы проблемы канонов церкви не стали проблемами народа. Принадлежа сегодня к разным Церквам, мы не должны по этой причине разделять народ", - заявил священник.

"Сейчас для Южной Осетии главное - укрепление православной общины. Сегодня Москва пока не может признать Аланскую епархию. Но наши братья в Южной Осетии должны стараться, чтобы православная община укрепилась, укрепились в том числе и ее организационные структуры, чтобы она стала жизнеспособной и договороспособной. Тогда к югоосетинской Церкви будет совершенно другое отношение", - сказал отец Савва.

"Если говорить о Северной и Южной Осетии, мы должны объединиться на основе культуры. Современное общество нельзя строить на одной церковной основе. В обществе есть атеисты, мусульмане и т.д., их нельзя объединить на основе Церкви, их можно объединить только на основе осознания того факта, что мы члены одного гражданского общества, где есть место всем - людям другой веры, других национальностей. И задача государства - создать такое общество. С другой стороны, наш язык, наша культура должны занять свое достойное место, без этого у нашего народа нет будущего. "Осетинское общество" - понятие намного более широкое, чем понятие "осетинский народ". Осетин не тот, кто по крови осетин, а тот, кто живет в соответствии с осетинской традицией", - добавил священник.