Кишинев и Комрат оказались на грани нового острого конфликта, пишет "Коммерсантъ-Молдова". На чрезвычайном заседании Народного собрания Гагаузии (НСГ) гагаузские депутаты в пух и прах раскритиковали предложения правительственной рабочей группы по изменению закона о статусе Гагаузии, пригрозив ответными мерами вплоть до референдума о выходе автономии из состава Молдавии и воссоздания независимой Гагаузской Республики. Чтобы охладить накаляющиеся страсти, Минюст приостановил деятельность рабочей группы. А демократы и либерал-демократы предпочли вовсе откреститься от разработанного группой документа и даже пообещали наказать своих представителей, едва не спровоцировавших на юге страны новый межнациональный конфликт.

Поводом для проведения 23 мая в Комрате чрезвычайного заседания Народного собрания Гагаузии (НСГ) послужили итоги деятельности созданной в феврале при правительстве РМ рабочей группы, в задачи которой входила разработка и внесение изменений в республиканское законодательство, регулирующее правовой статус АТО Гагаузия, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Каждому из министерств и подчиненных Кабмину ведомств было поручено подготовить свои предложения по внесению изменений в закон 1994 года "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)". Как сообщил глава юридической комиссии НСГ Иван Бургуджи, еще в 1994 году парламентом было предписано привести молдавское законодательство в соответствие с принятым тогда законом о статусе Гагаузии. Тем не менее, говорит господин Бургуджи, 18 лет спустя центральные власти взялись за обратный процесс - урезания полномочий Гагаузии под молдавские рамки с целью уравнять ее с обычным районом.

Несмотря на отказ Комрата участвовать в работе комиссии, собранные кишиневскими ведомствами рекомендации были сведены министерством юстиции в единую таблицу и в середине мая направлены в НСГ, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Содержание документа вызвало у гагаузских депутатов настоящий шок. Служба информации и безопасности РМ, например, рекомендовала лишить автономию закрепленного в законе об особом статусе Гагаузии права на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией суверенитета, что в Комрате считают главной гарантией того, что "в одно прекрасное утро гагаузы не проснутся в Румынии". В этом вопросе спецслужбу поддержали Минфин и Минтранс.

Генпрокуратура, в свою очередь, сочла необходимым отменить в Гагаузии официальный статус русского языка, которым тот обладает в автономии наряду с молдавским и гагаузским, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". МВД, со своей стороны, предложило обязать органы власти Гагаузии вести переписку с центром только на государственном языке. Этот вопрос, напомним, давно является яблоком раздора между Кишиневом и Комратом. С 2011 года гагаузские власти, ссылаясь за языковое законодательство, возвращают в Кишинев без рассмотрения любую корреспонденцию из органов власти РМ, поступившую без перевода на русский язык (Согласно действующему молдавскому законодательству, на практике постоянно нарушаемому кишиневскими властями, русский язык имеет статус языка межнационального общения в Молдавии. В Гагаузской автономии русский язык является родным для абсолютного большинства населения, а также наряду с гагаузским и молдавским имеет статус одного из официальных языков - прим. ИА REGNUM).

Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности и вовсе предложило изменить статус Гагаузии с "автономно-территориального образования" в "административно-территориальное образование", пишет "Коммерсантъ-Молдова". А министерство транспорта и инфраструктуры дорог рекомендует ограничить автономию Гагаузии культурной сферой: "Компетенции, которые превышают культурную необходимость, должны быть исключены".

На поступивший в Комрат документ первым отреагировал президиум Народного собрания, принявший на экстренном заседании постановление с осуждением "попытки руководства Республики Молдова ликвидировать особые права и полномочия АТО Гагаузия", продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Попытка ликвидации прав и полномочий АТО Гагаузия может привести к осложнению общественно-политической ситуации не только в Гагаузии, но и в целом в республике", - предупредило руководство НСГ.

Собравшиеся на чрезвычайное заседание Народного собрания депутаты и вовсе в выражениях не стеснялись, пишет "Коммерсантъ-Молдова". С трибуны то и дело звучали призывы к решительным действиям вплоть до организации референдума о выходе из состава Республики Молдова и возвращения к идее независимой Гагаузской Республики, просуществовавшей в условиях непризнанности на протяжении четырех лет до принятия закона о Гагаузской автономии. "В итоге предлагаемых реформ у Гагаузии остаются лишь формальные полномочия", - возмущался независимый депутат Сергей Чимпоеш. "Если появились комиссии, которые создают подобные статьи, я считаю, что Гагаузия в опасности", - вторил ему также взявший слово мэр Комрата Николай Дудогло.

Несколько утихомирить страсти, а заодно отвести удар от собственных партий, чьи представители в правительстве оказались косвенно причастны к трудам "рабочей группы", попытались прибывшие на заседание депутаты молдавского парламента, представляющие Гагаузию, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Депутат от Либерально-демократической партии (ЛДПМ) Петр Влах сослался на состоявшийся накануне поездки в Комрат разговор с лидером ЛДПМ Владимиром Филатом. Последний, по его уверениям, инициативы рабочей группы всячески осуждает, закон об особом правовом статусе Гагаузии поддерживает, а посмевших на него посягнуть чиновников от ЛДПМ даже намерен наказать. На заседании было зачитано и обращение лидера демократической партии Мариана Лупу, в котором говорится, что демократы инициативу правительственной комиссии не приветствуют и не поддержат. "Ни одна из инициатив, ущемляющих каким-либо образом особый правовой статус Гагаузии, Демократической партией не будет поддержана", - отмечается в послании господина Лупу.

С более жесткой критикой документа выступил депутат парламента РМ от партии коммунистов Олег Гаризан, призвавший "немедленно отказаться от преступных замыслов по ограничению прав и свобод гагаузского народа", пишет "Коммерсантъ-Молдова". По мнению ПКРМ, единственно возможным следствием подобных действий может стать "провоцирование мощного очага дестабилизации в Молдавии и развязывание масштабного межнационального конфликта". В заключение коммунисты по традиции назвали главным рецептом от всех проблем, и гагаузских, и молдавских, досрочные парламентские выборы. А до тех пор призвали жителей Гагаузии "сохранять хладнокровие".

В итоге, депутаты НСГ единогласно осудили планы молдавских властей по урезанию полномочий автономии, назвали недопустимыми попытки внести какие-либо изменения в закон "О статусе Гагаузии" без одобрения гагаузской стороны и потребовали внесения полного текста этого закона в Конституцию Молдавии, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Подкрепить требования руководство Гагаузии намерено проведением чрезвычайного съезда депутатов всех уровней. Дата съезда, созываемого лишь в периоды самых серьезных общественно-политических потрясений, пока не определена.

В Кишиневе, впрочем, поспешность и непродуманность представленных инициатив, похоже, осознали еще до громких заявлений, прозвучавших на чрезвычайном заседании НСГ, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Еще 22 мая и.о. министра юстиции Олег Ефрим своим решением приостановил деятельность рабочей группы по разработке изменений в законодательство, регулирующее правовой статус АТО Гагаузия. Господин Ефрим свое решение аргументировал тем, что в ней не участвуют представители автономии: "К своей деятельности рабочая группа вернется после того, как будет создано новое правительство Молдавии".

Кишиневские клерки выступили против автономии гагаузов, пишет "В фокусе недели". В Гагаузии встревожены попытками центра принизить статус автономии до уровня района. Центральные власти Молдавии и региональные власти Гагаузии вновь схлестнулись в ожесточенной схватке. Поводом для очередного конфликта послужило намерение некоторых министерств и государственных структур внести изменения в законодательство страны, регулирующее полномочия официальных Кишинева и Комрата. Снижение статуса автономии в Гагаузии вызвало бурю протеста, и министерство юстиции, чтобы не накалять страсти, даже вынуждено было приостановить деятельность рабочей группы при правительстве.

В феврале нынешнего года в правительстве была создана специальная комиссия, в обязанности которой вошла разработка предложений по внесению изменений в закон об особом правовом статусе АТО Гагауз Ери, принятый депутатами молдавского парламента в 1994 году, продолжает "В фокусе недели". Законодательство - это живой организм, который развивается и не стоит на месте, и пора бы уже внести изменения в закон, который, как говорят сами гагаузы, никак не заработает, посчитали в Кишиневе. В составе этой комиссии были отведены места и для представителей гагаузской автономии. Те, однако, от участия в ней отказались, поскольку "сразу поняли, какие выводы сделают члены рабочей группы", говорит глава юридической комиссии НСГ Иван Бургуджи. "Дело в том, что необходимо приводить законодательство страны в соответствие с законом об особом правовом статусе Гагаузии, а не наоборот, как это решили сделать. Конечно же, мы отказались, и создали свою комиссию. Но в министерстве юстиции ее не признали", - отметил депутат.

Рабочая группа правительства поручила профильным министерствам и заинтересованным государственным структурам подготовить свои предложения по изменению законодательства с тем, чтобы чиновникам было проще работать, пишет "В фокусе недели". А взамен чиновники решили начать с решения проблем глобального масштаба, как это позже охарактеризовал главный демократ страны Мариан Лупу. Так, министерствам финансов, транспорта и дорожной инфраструктуры, а также Службе информации и безопасности не хотелось бы видеть в графе полномочий Гагаузии право на внешнее самоопределение, в случае утери Молдавией своей независимости. Это, считают чиновники, на корню подрывает государственную безопасность страны. Минтранс в свою очередь хочет, чтобы особые права и полномочия Гагаузии ограничивались лишь культурной сферой, а Минсельхоз - и вовсе напрямую предложил изменить статус региона с "автономно-территориального образования" в "административно-территориальное". Должность башкана, хотя и должна быть сохранена, но ее необходимо лишить всех властных полномочий, сделав ее лишь формальной, уверены правительственные клерки. Изменения должны касаться и языковой среды, считают руководители ведомств. Так, Генпрокуратура предлагает исключить из закона об особом правовом статусе Гагаузии пункт, согласно которому русский язык в автономии является государственным, а МВД и вовсе предложило обязать власти автономии вести переписку с центром только на государственном языке.

На такие предложения остро отреагировали в Комрате, продолжает "В фокусе недели". Там состоялось специальное заседание Народного собрания, на которое были приглашены мэры и главы трех районов, а также все четверо депутатов парламента, представляющих автономию. Все они собрались в здании местного теоретического лицея имени Гаврила Гайдаржи. Рассказавший о намерениях центра фактически уравнять Гагаузию в правах с обычным районом республики депутат Сергей Чимпоеш отметил, что "это даже не звоночек, а целый гром колокола", и взгляды жителей региона теперь направлены на своих депутатов, от которых все ждут "решительных действий".

С ним согласен и лидер гагаузских демократов Николай Дудогло, пишет "В фокусе недели". Он раскритиковал деятельность своего извечного оппонента - башкана Михаила Формузала, отметив, что тот защищает автономию только на страницах газет. "Мы для чего здесь сегодня собрались? У нас есть башкан, который является членом правительства и должен защищать интересы Гагаузии. Но сегодня, когда вся власть собралась на защиту интересов автономии - его с нами нет. Наверняка, каждый тогда задает себе вопрос - зачем нам нужен такой член правительства, если он нас не защищает?" - спросил Николай Дудогло.

В свою очередь, либерал-демократы поспешили успокоить общественность, говоря, что рабочая группа правительства была ликвидирована, даже не успев собраться хотя бы на одно свое заседание, продолжает "В фокусе недели". А потому и беспокоиться нет смысла, считает депутат парламента от ЛДПМ Петр Влах. Он даже сослался на свою беседу с лидером формирования Владимиром Филатом, который отметил, что либерал-демократы ни в коем случае не будут нарушать конституцию, а все министры, посягнувшие на закон об особом правовом статусе Гагаузии, будут наказаны.

Другой депутат парламента от Гагаузии, демократ Александр Стояногло отметил, что в Кишиневе гораздо больше проблем, и политикам зачастую нет времени думать, как привести законодательство в соответствие с законом об особом правовом статусе автономии, пишет "В фокусе недели". Инициатива здесь должна быть у самих гагаузов. "Если мы хотим, чтобы Гагаузия развивалась, а ее законодательство шло в ногу со временем - нужно проявлять инициативу, следить за изменениями в молдавском законодательстве. Нужно вносить коррективы, и посредством депутатов от Гагаузии отстаивать свои позиции в парламенте", - добавил политик.

Выступившая депутат от ПКРМ Ирина Влах предостерегла своих коллег из Народного собрания от голословных заявлений, "к которым все уже давно привыкли", продолжает "В фокусе недели". "Докажите лучше свои намерения делами - выйдите в парламент с законодательной инициативой", - предложила депутат.

Как отметил в свою очередь вице-спикер Демьян Карасени, в законе об особом правовом статусе Гагаузии "не надо менять ни одной запятой и ни одной точки, а целиком, какой он есть и без единой помарки, должен войти в конституцию Молдавии", пишет "В фокусе недели". Это предложение и было вынесено на голосование и единогласно поддержано депутатами НСГ. Они осудили деятельность рабочей группы правительства, которая "направлена на ликвидацию прав и полномочий АТО Гагаузия", а также на "уравнивание автономии в правах с обычным районом" республики. Депутаты поручили юридической комиссии НСГ подготовить законодательную инициативу в парламент, по которой закон об особом правовом статусе Гагаузии будет целиком внесен в конституцию.

Разразившийся в середине прошлой недели скандал вокруг угрозы ликвидации прав Гагаузской автономии имеет свое продолжение, пишет "Пульс". После того, как на чрезвычайном заседании Народного собрания Гагаузии местные депутаты камня на камне не оставили от предложений рабочей группы правительства, которая занималась "приведением главного закона автономии в соответствие с законодательством Молдавии", и пригрозили официальному Кишиневу референдумом о выходе Гагаузии из состава республики. В ответ ЛДПМ и ДПМ, которые выступили инициаторами создания комиссии, стали наперебой открещиваться от участия в этой истории.

После того, как в Гагаузии поднялась настоящая буря, либерал-демократы посыпают головы пеплом, оправдываясь тем, что комиссия еще ни разу не заседала, а только дала свое заключение, и все предложения пока остаются только предложениями, продолжает "Пульс". А демократы на уровне региона и вовсе делают вид, что никакого отношения к комиссии, созданной с целью лишить автономию особого правового статуса и приравнять ее в полномочиях к обычному райцентру, не имеют. Совершенно не стесняясь того, что среди авторов скандальных инициатив наряду с филатовцами активно работали и руководители министерств и ведомств, подконтрольных ДПМ, Мариан Лупу заявил, что "выводы комиссии, ущемляющие особый правовой статус автономии", его партия никогда не поддержит.

Далее местные демократы стали настаивать на срочном созыве съезда всех уровней, пишет "Пульс". "Мы выступили против идеи созыва съезда всех уровней, потому что работа комиссии была приостановлена решением министра юстиции. Но мы должны быть готовы, в случае дальнейшего натиска на Гагаузию, к любым сценариям, а потому предложили изменить формулировку и оставить за собой право созыва представителей власти всех уровней в случае крайней необходимости. Нас поддержало большинство в НСГ", - заявил, комментируя решение фракции ПКРМ в Народном собрании, депутат парламента РМ от Партии коммунистов, представитель Гагаузии Олег Гаризан.

Олег Гаризан в искренность заявлений "зеленых" и "синих" (партийные цвета ЛДПМ и ДПМ соответственно - прим. ИА REGNUM) не верит, продолжает "Пульс". "Ситуация была спровоцирована именно этими правящими партиями, - утверждает народный избранник, - и, судя по всему, тщательно продумана. И чрезвычайное заседание Народного собрания от 24 мая это полностью подтверждает. Коммунисты на чрезвычайном заседании Народного собрания выступили с заявлением, в котором подчеркнули, что действия "цензоров от власти", которые решили отменить функционирование русского языка в автономии и лишить гагаузский народ фундаментальных прав на самоопределение в случае утраты Молдавией своей независимости, направлены на развязывание межнационального конфликта и ликвидацию автономии как таковой. Вокруг такой святой идеи, как судьба народа, нельзя устраивать никаких пиар-кампаний, нельзя использовать эти лозунги для продвижения каких-то политических элит, фамилий и партий. Это глупость, которую совершили чиновники от власти, и, главным образом, демократы, попытавшиеся вытащить из ситуации политические очки".

То, что Кишинев попытался лишить Гагаузию права на самоопределение, которое, по словам местных жителей, гарантировало им, что "в одно прекрасное утро они не проснутся в Румынии", негативно отразится и на другом политическом направлении Молдавии - приднестровском, пишет "Пульс". По мнению Олега Гаризана, "все эти игры вокруг полномочий Гагаузской автономии способствуют росту недоверия со стороны приднестровцев, которые внимательно наблюдают за ситуацией в Гагаузии. Тирасполь, который видит, как официальный Кишинев ведет себя на юге, резонно задается вопросом: а что они сделают с нами, в случае если когда-нибудь все же будут достигнуты какие-то договоренности?"

Гагаузские политики обеспокоились возможным урезанием компетенций региона, пишут "Молдавские ведомости". Поводом к этому стало распространение рекомендаций компонентов правительственной комиссии по распределению полномочий между Кишиневом и Комратом. Между тем скандал, как считают эксперты, послужил отличным подспорьем для имиджа отдельных политиков.

Скандальные рекомендации за авторством Службы информации и безопасности попали в Гагаузию через министерство юстиции, продолжают "Молдавские ведомости". Офицеры СИБ сослались на специфичный пункт Закона об особом правовом статусе АТО Гагаузия (Гагауз Ери), по которому регион получает независимость в случае утраты независимости Республикой Молдова. Эта статья нормативного акта является результатом длительного торга между Кишиневом и Комратом в середине 90-х. Она отражает распространенные в южном регионе опасения о риске поглощения Молдавии соседней Румынией. Теперь молдавские спецслужбы сочли компромисс девяностых угрозой целостности государства и рекомендовали Минюсту добиться его отмены. Интересно, что у генеральной прокуратуры оказались претензии к функционированию в Гагаузской автономии сразу трех государственных языков: гагаузского, молдавского и русского. Силовое ведомство смутил такой лингвистический либерализм, ведь в самой Молдавии государственный язык всего один. Вопрос о наделении аналогичным статусом русского языка является объектом политических прений.

В Гагаузии информация о предложениях молдавских силовиков произвела эффект разорвавшейся бомбы, пишут "Молдавские ведомости". Отдельные местные политики обвинили власти Кишинева в дискриминационных намерениях в адрес гагаузского народа и его завоеваний в 90-х. По этому поводу Народное собрание Гагаузии провело экстренное заседание. Депутаты автономии предупреждали кишиневских "коллег", что даже постановка таких вопросов может привести к внутригосударственному кризису.

В то же время конфликт послужил интересам отдельных политических сил в регионе, продолжают "Молдавские ведомости". Наиболее активно кишиневским "рекомендациям" воспротивились гагаузские демократы. Глава регионального отделения Демпартии Молдавии, комратский мэр Николай Дудогло вовсе заявил об угрожающей Гагаузии опасности. Представители Демократической партии в Народном собрании добились утверждения постановления президиума НСГ с резким осуждением инициативы отдельных молдавских ведомств. За репутацию действующего правительства пробовал было заступиться депутат парламента от ЛДПМ Петр Влах. "Филат подписал указ о создании спецкомиссии по распределению компетенций и полномочий центральных властей Молдавии и руководства Гагаузии. Но не указывал, кому и что предлагать, - заверил гагаузских коллег Влах, - Это всего лишь предложения отдельных министерств, сама комиссия еще ни разу не заседала!" Либерал-демократ обвинил региональных демократов в желании взбудоражить людей ложной угрозой.

Гагаузские демократы упустили из виду, что авторы скандальных "рекомендаций", на самом деле, подконтрольны их кишиневским коллегам, указывают сторонние наблюдатели, пишут "Молдавские ведомости". Так, еще по первому и второму соглашениям об Альянсе за евроинтеграцию генеральная прокуратура руководилась выдвиженцами Демократической партии. Глава Службы информации и безопасности, экс-посол РМ в Израиле Михай Балан, как утверждают в оппозиции, был выдвинут на нынешний пост при поддержке Владимира Плахотнюка, вице-председателя ДПМ. С этой позиции эксперты отмечают "странность" послания лидера Демпартии Мариана Лупу гагаузским депутатам. В письме Лупу отказывает во всяческой поддержке любым "рекомендациям" компонентов правительственной комиссии, которые каким-либо образом ущемляют особый правовой статус Гагаузии. Но зато вполне логично выглядит отказ президента Николая Тимофти встретиться с решившими навестить его представителями гагаузского парламента. Визитеров принял советник главы государства Ион Пэдурару, а вопрос о "рекомендациях" на встрече так и не был поднят (встреча делегации НСГ в молдавской президентуре была посвящена вопросам образования и формы проведения экзаменов на степень бакалавра, и не была связана с кризисом в отношениях между Молдавией и Гагаузией - прим. ИА REGNUM).

В Гагаузии недовольны выхолащиванием местного законодательства, пишет "Панорама". По мнению гагаузских политиков, нормальным отношениям между Кишиневом с Комратом мешает тот факт, что до сих пор в Основной закон Республики Молдова не внесен полный текст Закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз-Ери)". Кишинев, в свою очередь, упирается, как может.

Приняв в 1994 году Закон "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз-Ери)", молдавские парламентарии и кишиневские чиновники стали постепенно забывать о нем и даже игнорировать некоторые его положения, продолжает "Панорама". Что, естественно, всегда вызывало и вызывает до сих пор понятное возмущение как у депутатов Народного собрания (НСГ), так и у представителей исполнительной власти автономии. Гагаузские эксперты уверяют, что постепенно центральная власть изымала из закона о Гагаузии отдельные положения, выхолащивая его суть. Так, с годами были аннулированы оговоренные первоначально законом возможности автономии самой принимать решения о назначении судей, комиссаров полиции, прокурора. "Год за годом за Гагаузией оставляли лишь примитивные, порой декоративные функции, что лишь усиливало недопонимание между Кишиневом и Комратом", ― считает первый спикер НСГ Петр Пашалы. По его мнению, такая размытость сосуществования автономии всегда порождала желание определенных сил страны использовать ситуацию в политической конъюнктуре.

Действительно, если внимательно проанализировать почти 20-летнюю историю официального существования Гагаузии, то не трудно заметить, что пики напряженности между Кишиневом и Комратом всегда совпадают с периодами политической нестабильности в стране. Вот и сейчас страсти накалились в тот момент, когда в Молдавии практически неполноценно действуют две ветви власти - законодательная и исполнительная. А про деятельность третьей, судебной ветви, мало кто осмелится что-то объективно сказать ― она, как жена Цезаря в нашей стране - вне подозрений. Вот и получается, что когда нет согласия в верхах, то и низы начинают нервничать, вспоминая о своих правах. Но что реально можно предпринять в данном случае, когда депутаты НСГ требуют внести в конституцию РМ полный текст Закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз-Ери)"?

Петр Пашалы, экс-спикер Народного собрания Гагаузии: "В сложившейся ситуации невозможно что-то решить парламентским путем, так как нынешний состав молдавских законодателей больше занят выяснением отношений между членами альянса (Альянс за евроинтеграцию распался в феврале в результате выхода из него либерал-демократов - прим. ИА REGNUM), чем заботой о спокойствии страны. А властям Гагаузии сейчас стоит апеллировать не к Кишиневу, а к международным организациям - Совету Европы, Конгрессу местных региональных властей, Венецианской комиссии, которые принимали непосредственное участие в разработке и принятии Закона "Об особом правовом статусе Гагаузии". Конституция РМ не должна меняться каждый раз в угоду той или иной политической силе, а оставаться надежной гарантией прав и свобод для каждого гражданина Молдавии. А то в 2003 году ПКРМ включила поправки в Основной закон, лишив Гагаузию права назначать судей, комиссаров полиции, прокурора. А теперь СИБ и даже Минсельхоз, Минтранс, другие министерства считают чуть ли не своим долгом вносить предложения по урезанию полномочий Гагаузии. Это просто чиновничий произвол, прикрываемый так называемой заботой о целостности страны. Надо добиться спокойствия в стране и вносить поправки в конституцию, как это делается во многих странах мира". ("Панорама")

Иван Бургуджи, председатель комиссии по правам человека, законности и правопорядку НСГ: "Мы просим не менять конституцию РМ, а просто внести в нее полный текст Закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз-Ери)", принятого молдавским парламентом в 1994 году. А то, как показывает жизнь, без такой надежной конституционной гарантии каждый молдавский чиновник может по своему усмотрению изымать его отдельные статьи, как это сделали в 2002 году коммунисты. Или же потребовать его пересмотра, как это попытались предложить молдавским парламентариям члены правительственной рабочей группы под эгидой Минюста РМ, призванной подготовить положения по разграничению полномочий между Кишиневом и Комратом. Гагаузскому народу нужны четкие гарантии того, что суверенитет Молдавии будет незыблемым надолго, и никакие политические или геополитические конъюнктуры не повлияют на волеизъявление всего народа быть независимым самостоятельным государством". ("Панорама")

Николай Осмокеску, профессор Молдавского госуниверситета, эксперт по международному праву: "Сегодня нет никаких шансов, что в конституции РМ будет закреплено право на самоопределение Гагаузии в гипотетическом случае потери Молдавией своего суверенитета. Потому что даже сильные федеративные государства (США, ФРГ, другие) не рискуют принимать законы, затрагивающие территориальные изменения страны. К тому же не стоит забывать, что такой шаг требует пересмотра всей первой части конституции РМ, касающейся конституционного устройства Молдавии. Это в сложившихся обстоятельствах является полным политическим нонсенсом. Нельзя вновь заниматься фикцией, как во времена приснопамятного СССР, в конституции которого был предусмотрен механизм выхода республик из его состава, но этим правом никому нельзя было воспользоваться. Поэтому сегодня всем сторонам надо реалистично оценивать ситуацию и спокойно пользоваться положениями Закона "Об особом правовом статусе Гагаузии". И перестать пользоваться им только ради сиюминутной политической конъюнктуры. Кишиневу и Комрату необходимо постоянное взаимопонимание, а не перманентная конфликтная ситуация". ("Панорама")

Дождались. Доигрались. Допрыгались, пишет Gagauzlar. Все эти игры, или, точнее, заигрывания с кишиневскими партиями, дабы продемонстрировать лояльность, в лучших феодальных традициях получить ярлык на княжение и выплатить дань с вверенной в управление территории. Игры в высшую законодательную власть, сводящиеся только к надуванию щек и поигрыванию административными мускулами, игры в импичменты, отставки, в работодателей и т.п. должны были к этому привести. И привели.

Служба информации и безопасности РМ (формально контролируется либералами, фактически - ДПМ) выступила за отмену права Гагаузии на самоопределение в случае утраты Молдавией суверенитета, закрепленного в законе об особом правовом статусе автономии, продолжает Gagauzlar. Кроме того, молдавские спецслужбы хотят назначать главу территориального подразделения в регионе без участия башкана и Народного собрания. Соответствующие инициативы были высказаны руководством СИБ в официальном документе, направленном в министерство юстиции, которое, в свою очередь, работает вместе с Народным собранием над уточнением раздела полномочий между Кишиневом и Комратом.

Так вот, товарищи депутаты, проще всего было бы сейчас сказать: так вам и надо! - пишет Gagauzlar. Говорить что-то вроде "А ведь вас предупреждали!" не имеет смысла, ибо предупреждали не раз, предупреждали все прошлые разы и созывы - и всё, как показывает практика, без толку. Предупреждал башкан, предупреждал Исполком, предупреждали первый президент Гагаузской Республики, старейшины, общественность, пресса: "Не родятся на осине апельсины" и т.д. и т.п. Сколько было этих призывов, этих статей и обращений... Кто только не предупреждал, кто только не просил. Предупреждали все. Не достучались...

Разделяй и властвуй - принцип государственной власти, к которому часто прибегают правительства государств, состоящих из разнородных частей, и согласно которому лучший метод управления таким государством - разжигание и использование вражды между его частями, продолжает Gagauzlar. Такой вот классический принцип политического развода. И, увы, попала в него большая часть наших депутатов. Не важно, под каким соусом это им подавалось, через чьи уста, благие или какие-то другие идеи. Важно, что своими действиями они настолько ослабили автономию, что дали сигнал недругам - время нас добивать. Да, некоторые найдут в этом повод позлорадствовать. Типа, получили по заслугам. Но не время и не место сейчас для злорадства. Во избежание шекспировских сюжетов, самое время бить в набат, поднимать общественность, объединять усилия всех политических сил автономии, всех ветвей власти. В противном случае судьбоносный выбор "быть или не быть?" может решиться не в нашу пользу, подводит итог издание.

Не прошло и семи лет, как наш гарант Уложения (конституции Гагаузии) Михаил Формузал (впервые был избран башканом в 2006 году - прим. ИА REGNUM) вдруг опомнился, что с Гагаузией не все ладно, пишет "Новая Гагаузия". Мало того, с приближением своей политической кончины (второй башканский срок Формузала заканчивается в конце 2014 года - прим. ИА REGNUM) башкан осознал, что Гагаузия может исчезнуть, как таковая. Основанием для столь глубокомысленных выводов, сделанных нашим главой, стали предложения правительства Владимира Филата (правительство Филата отправлено в отставку 5 марта - прим. ИА REGNUM) об изменениях и дополнениях в Закон "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)". Заметим, что это, то самое правительство Филата, с которым на протяжении четырех лет сотрудничал Михаил Формузал, а сам Филат - представитель той самой ЛДПМ, которую в 2009 году наш башкан вместе со своими единомышленниками тащил во власть. И не только их. В том же году на парламентских выборах все члены Исполкома по команде работали на большинство партий, которые заменили во власти коммунистов. И они получили эту власть. Премьером стал его политический патрон Владимир Филат, который спустя четыре года, правда, был отстранен от должности за коррупцию. Но это к слову.

Теперь Формузал пытается всю вину за нынешнее бедственное положение в Гагаузии переложить с больной головы на здоровую, продолжает "Новая Гагаузия". Основной удар обрушился на депутатский корпус уже пятого созыва, который, якобы, заигрывает с кишиневскими партиями. Вспомним, что в 1996 году, когда Формузал решил начать политическую карьеру, первое что он сделал, - написал заявление в Чадыр-Лунгскую районную организацию ПКРМ о принятии его в ряды партии. Однако первый секретарь РК ПКРМ Василий Карафизи в этом ему отказал, видимо, разглядел двойное дно этого человека. Формузал затаил обиду, но ненадолго. Уже на местных выборах в 1999 году он попадает в заместители мэра Чадыр-Лунги не без помощи Народной республиканской партии Николая Андроника. И дальше понеслось-поехало. Следом за этой партией был временный союз с "Равноправием", недолгое сожительство с социалистами, временная близость еще с несколькими правыми партиями, пока Михаила Формузала не осенило - надо ставить на несколько партий и тогда может повезти больше. Вот и угадал, сблизившись с демократами, националистами разных мастей, либерал-демократами, с каждой партии имел дивиденды. Демократы помогли стать башканом, причем дважды, либералы Михая Гимпу наградили орденом за "большие заслуги", ЛДПМ сделала самый большой презент Формузалу - поделилась членами для регистрации собственной партии. Что называется, с миру по нитке. И везде он был свой, принимаем и вхож во все дворы. Везунчик, да и только. Правда, сегодня, формально числясь лидером Партии регионов, башкан позволяет себе пинать вчерашних политических друзей, почти собутыльников. Не по-людски как-то.

К вопросу об изменении Закона "Об особом правовом статусе АТО Гагаузия (Гагауз Ери)", пишет "Новая Гагаузия". Формузал лукавит, когда говорит о том, что это случилось внезапно и вдруг. Распоряжение правительства его любимого Филата появилось еще в феврале 2013 года. И он прекрасно знал о том, что грядут серьезные покушения на основу автономии. Однако молчал до тех пор, пока отраслевые министерства не дали свои заключения о том, что именно они предлагают изменить в законе. В одном из своих выступлений башкан заявил, что правительство Филата - это лучшее из правительств, с кем ему доводилось работать за период нахождения на своем посту. Напрашивается резонный вопрос: если он давал такую лестную характеристику Филату и его правительству, какая надобность его критиковать сейчас, после того, как правительство Филата практически сделало попытку уничтожить Гагаузию, отняв у нее основные права и полномочия? Разве Формузал этого не знал? Знал, но молчал. Думал, что сойдет, проглотят или не заметят эти грядущие изменения в Гагаузии.

Тревогу забило Народное собрание Гагаузии V созыва, которое Формузал тоже не любит, называя его ласково "политическими тушками" только потому, что оно ему неподконтрольно, продолжает "Новая Гагаузия". Не любит - мягко сказано. Он их ненавидит, всех депутатов скопом, потому, что выборы им были проиграны напрочь. У него всего лишь один депутат в обойме, а большинство принадлежит сегодня фракции "За обновленную и сильную Гагаузию" (во фракцию Демпартии "За обновленную и сильную Гагаузию" официально вошли 16 из 35 депутатов НСГ - прим. ИА REGNUM). Ситуация не намного изменилась в отношении НСГ по сравнению с IV созывом. Он их тоже ненавидел. И, скорее, за строптивость тогдашнего председателя законодательного собрания Анны Харламенко, которая не позволяла ему чувствовать себя этаким средневековым сатрапом, который казнит и милует по своему хотению.

Лицемерие Формузала не знает границ, пишет "Новая Гагаузия". Даже в день чрезвычайной сессии НСГ, заседавшей несколько часов и обсуждавшей, как выйти из сложившейся ситуации, Формузал в Гагаузии отсутствовал. Он предпочел обсуждению ситуации в автономии фуршет в азербайджанском посольстве. Тем более, как утверждают злые языки, вопрос шел об инвестициях в будущий "олимпийский комплекс" в Чадыр-Лунге. Благо тендер на его дальнейшее возведение, если таковой состоится, скорее всего, передадут его родственникам или друзьям. Какие там полномочия Гагаузии, есть дела поважнее.

Нелюбовь Формузала к депутатам объясняется и другими причинами, продолжает "Новая Гагаузия". Народные избранники всерьез решили навести порядок, и начали с вопросов хищения гуманитарной помощи и бюджетных средств. А, проще, назвали вещи своими именами, то есть вора назвали вором, без какой-либо политики. А он, как говаривал персонаж одного известного фильма, должен сидеть в тюрьме. И баста. Какое уж тут объединение всех политических сил, и с кем?

Автономию в тупик загнал Формузал за все семь лет своих шараханий, пишет "Новая Гагаузия". Нельзя быть немножко беременным. Или ты гарант Уложения и стоишь, как глыба на страже полномочий Гагаузии, или же ты перекати поле, которое довольствуется сиюминутными интересами. Другого нет.

Скорее всего, предложения правительственной комиссии останутся всего лишь предложениями, продолжает "Новая Гагаузия". Гагаузия сплотилась сразу, во всех ее концах: заседали советы, собирался депутатский корпус, о проблеме заговорили везде. И замолчать возникшую угрозу урезания полномочий Гагаузии уже не удастся никому. Объединение политических сил, к чему призывает Формузал, уже произошло. Он же остался на обочине, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Независимая Гагаузская Республика была провозглашена 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР, в то время как Республика Молдова провозгласила свою независимость только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.