Лидер партии "За родной язык" Владимир Линдерман считает, что полная победа Нила Ушакова на выборах в Риге несет в себе вред для русской общины. Об этом сегодня, 3 июня, корреспондент ИА REGNUM.

В свою очередь, один из организаторов Конгресса неграждан, глава дискуссионной площадки Imhoclub Юрий Алексеев оценивает итоги выборов более позитивно.

"Спасибо всем, кто голосовал за нас. Таких оказалось немного, но тем дороже каждый голос. Ушаков одержал феерическую победу. Что правда, то правда: за него голосовали и русские (огромное большинство), и латыши (значительная часть), - считает Линдерман. - Только надо помнить, что победа достигнута ценой отказа от принципов. Ушаков признал оккупацию, выступил против референдума по гражданству, и высказался за единственный государственный язык - латышский (без оговорок о каком-либо статусе для русского языка). Да, без этих уступок он бы не стал мэром. Но я расцениваю эти уступки как капитуляцию. А плоды капитуляции всегда бывают очень горькими. Люди проголосовали за иллюзию межэтнического мира и спокойствия. Это напомнило мне ситуацию с ранним Горбачевым, когда люди - и я, 25-летний, в их числе, - радовались окончанию холодной войны. Лишь спустя годы стало ясно, что это было поражение".

Юрий Алексеев считает, что "нынешние выборы в Рижскую Думу (я считаю) - огромный и судьбоносный шаг на пути к нормализации латвийской демократии. Вот в эту сторону и надо идти. К неэтническому голосованию, к социал-демократической ориентации и к прямым выборам мэра (и президента). И что еще от души порадовало: Ушаков-Америкс звучно щелкнули по носу всей латвийской политической элите. Расслабились, ребятки? Получайте! Это вам - наказание за безумную серость и убогость ваших лидеров, за их напыщенность и самодовольство, за то, что они считают избирателя намного глупее себя... За уверенность, что избиратель все равно за них проголосует, потому, что больше не за кого. Сейчас уже - есть за кого. Интересно, они (правящие латвийские политики) хоть поняли, что на этих рижских выборах русские и латыши объединились против них? Похоже - нет".

Комментируя ситуацию с провалом партии "За родной язык", Алексеев заявил: "Видит бог, я лично отговаривал его (Линдермана - прим. ИА REGNUM) от похода на выборы довольно долго и усердно. Блестящий успех на референдуме за язык и такой же сокрушительный провал на выборах - это чистая закономерность. Иначе и быть не могло. Протестная "валюта" референдума не конвертируется в голоса на муниципальных выборах. В принципе не конвертируется. Под протестными знаменами можно ходить по улицам-площадям, можно собирать митинги-референдумы на сотни тысяч, можно даже красиво сидеть в тюрьме... Лучше уж там... А вот, ладиться под протестными знаменами в мягкие депутатские кресла - не убедительно. Пока Линдерман был "рыцарем нашего достоинства" без страха и упрека - он побеждал. А когда стал "кандидатом в депутаты", да еще не сам, а опосредованно... Эх, Володя, и ты - туда же... А мы-то надеялись, что ты - за идею... Да ты же - круче всех ушаковских депутатов, вместе взятых. Ты же сам Ушакова построил и заставил себя поддержать. Зачем тебе туда, к ним, в болото? Жаль...Но! Мое мнение: после линдермановского референдума латыши впервые за 20 лет почувствовали (они же - не идиоты!), что в их стране есть еще и русские. Что этих русских, конечно, можно победить большинством голосов... но лучше с ними, все-таки, сотрудничать. И - уважать. И это - еще одна причина успеха Ушакова на выборах в Рижскую думу. И еще (спасибо Линдерману и его референдуму): латыши почувствовали, что есть такое замечательное действо, как протестное голосование. Я уверен, что большая часть латышей, голосуя за Ушакова, выражала тот же самый протест против сытой и тупой государственной власти, что и русские, когда голосовали за свой язык. Типа - вот вам, суки, получите! Веселая такая идея", - считает Юрий Алексеев.

Напомним, что в ходе прошедших 1 июня выборов партия "За родной язык" набрала полпроцента голосов избирателей.