В Польше ширится скандал в связи с демонстрацией в прошедшие понедельник, вторник и среду 17, 18 и 19 июня на канале TVP германского трехсерийного телевизионного фильма "Наши матери, наши отцы" (Unsere Mütter, unsere Väter, ZDF, 2013). 18 июня главная польская оппозиционная партия "Право и справедливость" (PiS) потребовала отставки директора канала TVP Юлиуша Брауна. Главная претензия поляков известна уже три последние месяца с момента первой демонстрации фильма в Германии - солдаты польской повстанческой Армии Крайовой (АК) изображены в фильме едва ли не бóльшими антисемитами, чем сами немцы. Продюсер фильма немец Нико Хофманн заявил, что герои сериала, как и большинство немцев времен Третьего рейха, "наивные и морально безупречные" молодые люди, были вынуждены под давлением властей и обстоятельств принимать участие в злодеяниях нацистского режима. Поэтому фильм является очевидной попыткой немцев разделить с другими вину за содеянное во время II Мировой войны. Фильм не чужд арийского расизма. В картине немцам - духовно сложным личностям противопоставлены поляки - примитивные антисемиты. Британский Telegraph констатировал: "Германская военная драма пытается расширить ответственность за холокост". Тут заметим, что одним из консультантов создателей фильма выступал еврейский Центр Моисея Мендельсона из Потсдама. В своей публикации от 30 марта 2013 года другой влиятельный британский еженедельник Economist признал, что фильм является попыткой ревизии истории Третьего Рейха.

Воспрепятствовать демонстрации германского фильма по польскому телевидению не помогли ни многочисленные предшествующие протесты в Польше, ни польские протесты за рубежом. Посол Польши в Германии Ежи Марганьский успел заявить, что фильм уже "оказал медвежью услугу историческому взаимопониманию" двух стран. Тадеуш Филипковский - пресс-секретарь организации ветеранов Международной Ассоциации Армии Крайовой также подверг убийственной критике новый германский фильм. В частности, против выхода фильма "Наши матери, наши отцы" на канале ZDF протестовал Союз поляков в Германии (Rodło), обвинив создателей фильма в "клевете на доброе имя Армии Крайовой". Польские клубы Gazety Polskiej в Германии потребовали от немецких авторов фильма извинения за клевету. Даже польская либеральная и прогерманская Gazeta Wyborcza выпустила по поводу фильма статью под характерным заголовком: "Кто объяснит немцам, что польская подпольная армия АК не была СС?". Сразу после демонстрации фильма в Германии общественные организации Польши обратились к главе польского МИДа Радославу Сикорскому с требованием принять решительные меры против распространения этого, по их мнению, "клеветнического телесериала". И вот после всего этого польский телевизионный канал TVP приобретает этот самый фильм и демонстрирует его по польскому телевидению, тем самым поставив под вопрос все прежние официальные и общественные протесты в Польше. Демонстрация германского фильма на TVP стала публичной пощечиной польскому МИДу.

Очередное заявление PiS против германских "Наших матерей, наших отцов" идет в русле польской государственной политики протеста против обвинения причастности поляков к холокосту. Поляки протестуют даже против того, что в словоупотреблении в Германии и в мире относительно конкретных лагерей смерти II Мировой войны используются определения "польский" или "нацистский", вместо "немецкий". Сейчас поляки припомнили, что во время известного судебного процесса над военным преступником Иваном Демьянюком, он фигурировал в германских СМИ, как охранник в "польском лагере смерти Собибор". Поэтому показательно, что протест против демонстрации фильма "Наши матери, наши отцы" выказали дипломатические представительства Польши не только в Германии, но и, что важно, в США. Польский посол в Вашингтоне Рышард Шнепф обратился со специальным письмом к дистрибьютору германского фильма в США компании Music Box Films. В частности, он отметил, что фильм демонстрирует выборочный, основанный на стереотипах образ солдат АК. Шнепф писал: "Как польский посол, как историк и как сын людей, которые спасали евреев из Варшавского гетто, решительно протестую против подобного видения истории".

Тем временем ZDF не принесла полякам никакого официального извинения. Она только выразила сожаление, по поводу неприятия фильма в Польше, заметив, что не намеревалась снять ответственности с немцев за преступления во время минувшей войны. После этого посол Польши в Германии Ержи Марганьский смягчил свои оценки фильма. В частности, он признал, что антисемитские эксцессы имели место в рядах польской Армии Крайовой, и что факт этот известен польскому обществу. Продюсер фильма 54-х летний Нико Хофманн заявил, что изображение "польской ситуации... основано на исторически проверенном материале" и у создателей фильма не было никакого намерения опорочить поляков.

Немецкие СМИ сейчас с радостью пишут об успехе у польских телезрителей фильма "Наши матери, наши отцы". Германское информационное агентство DPA добавляет, что фильм стал популярен не только в Польше, но и в Швеции. Представитель немецкой киноиндустрии Ян Мойто отметил, что фильм стал успешным экспортным продуктом Германии.

Немецкий трехсерийный телевизионный фильм "Наши матери, наши отцы" был впервые показан в Германии и Австрии телеканалами ZDF и ORF 17, 18 и 20 марта 2013 года: фильм первый "Другое время" (Eine andere Zeit), фильм второй "Другая война" (Ein anderer Krieg), фильм третий "Другой мир" (Ein anderer Land) - режиссер сериала Филипп Кадельбах, сценарист Стефан Кольдитц, продюсер Нико Хофманн. Каждый вечер фильм смотрели от 6,5 до 7,2 млн. телезрителей только в Германии, в том числе около 2 млн. молодых зрителей. ZDF в эти вечера заняла более чем 20% рынка телерекламы Германии. По данным еженедельника Spiegel, фильм в Германии к концу апреля 2013 года посмотрели более 20 миллионов зрителей. Он сразу вызвал волну протестов в Польше и России. Несмотря на все это "Наши матери, наши отцы" проданы для телевещания в 60 стран по всему миру, а Польша оказалась одной из первых стран, которая поспешила приобрести права на трансляцию фильма у себя на телевидении. На производство "Наших матерей, наших отцов" ZDF затратила €14 млн. Теперь очевидно, что проект полностью окупил себя и принес значительную прибыль. Коммерческий успех фильма ориентирует киноиндустрию Германии на его повторение.

Немецкие СМИ отметили, что содержание и трактовки в фильме породили в Польше общественные споры. Однако все они были согласны в одном: успех германского фильма в Польше очевиден. Badische Zeitung отметила, однако, что часть поляков возмущена изображением польских партизан AK как антисемитов. В том же духе пишет влиятельный германский еженедельник Stern, который также отметил волну критики в Польше, но при этом и подчеркнул, что именно германский фильм лидерствовал по числу телезрителей в вечер демонстрации на польском телевидении. Spiegel писал о протестах против демонстрации германского фильма в Польше, но также отметил, что фильм несомненно удался. Все комментарии в Германии единодушны - "успех германского кино в Польше". Ведь в минувший понедельник фильм посмотрели более трех миллионов польских телезрителей в возрасте от 16 до 49 лет. Таким образом, германских "Наших матерей, наших отцов" посмотрел каждый пятый польский телезритель.

Немецкие телезрители привыкли к частым телевизионным программам и телевизионным фильмам, в которых бы рассматривалась эпоха нацизма в Германии и Вторая мировая война. Но редко какая из передач подобного рода породила бы столько споров, как эта трехсерийная драма "Наши матери, наши отцы". Создатели фильма утверждают, что их работа основывается на скрупулезном исследовании истории и быта периода II Мировой войны в Германии. Однако последние из поколения настоящих unsere Mütter, unsere Väter уходят из жизни как раз в наше время. Что будет в наступающем новом периоде с культивируемыми в течение последних 70-ти лет в Германии чувством коллективной ответственности и коллективной вины у немцев? В любом случае, утверждают сейчас в Германии: "Наши матери, наши отцы" - антивоенный фильм, который только выделяется в ряду предыдущих немецких кинопроизводств по теме II Мировой войны. Главные герои в этом фильме - жертвы, а не преступники. Подлинными военными преступниками являются другие, а не сами герои фильма - пятеро симпатичных молодых людей, которые посредством их персональных душераздирающих личных историй предлагают военному поколению немцев череду новых оправданий. Spiegel назвал демонстрацию "Наших матерей, наших отцов" "событием года" культурной жизни Германии. Немецкие критики высоко оценили сериал, назвав его очередной вехой на пути критического переосмысления Германией своего прошлого. Немецкий историк из Марбургского университета Ян Зюссельбек полагает, что "фильм изображает немцев такими, какими они хотели бы быть, а не такими, какими они были на самом деле". Новый фильм рассматривается как отражение ожиданий массовой аудитории страны, т. е. коллективным запросом германской нации. Но, на самом деле, "Наши матери, наши отцы" напомнили германской общественности, что у нее остался последний шанс поговорить о правде жизни с пережившими события II Мировой войны соотечественниками.

В конце апреля 2013 года, т. е. спустя месяц после демонстрации "Наших матерей, наших отцов", послу ФРГ в Москве было направлено письмо директора третьего европейского департамента МИД России, в котором отмечалось "неприятие этого фильма абсолютным большинством посмотревших его российских зрителей, указывалось на неприемлемость попыток ставить на одну доску совершенные на территории СССР массовые зверства гитлеровских войск и имевшие место отдельные эксцессы со стороны советских военнослужащих, строго каравшиеся военным руководством". В российском МИДе дали следующий комментарий: "В письме выражено ожидание, что в будущих германских кинолентах по военной тематике будет четко выдерживаться реальная историческая канва событий Второй мировой войны". Председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков обвинил немцев в том, что новый немецкий фильм о Второй мировой войне "Наши матери, наши отцы" является "попыткой еще раз переписать историю".

В Польше АК является символом сопротивления не только нацистам, но и Красной Армии. Неслучайно, что в нынешних протестах в Польше нет ни слова о "русских эпизодах и сценах" "Наших матерей, наших отцов". Надо полагать, что этот аспект германского фильма вполне устраивает польское общество. Поэтому в заключение мы можем констатировать, что германский фильм "Unsere Mütter, unsere Väter" спустя 75 лет, но только на культурном поле повторил успех гитлеровской стратегии Блицкрига - разделять, а потом бить противников Германии одного за другим по очереди. Что касается поляков, то в 2013 году они в точности повторяют, правда, на этот раз на поле культуры ту же ошибку, что и в 1939 году.

Европейская редакция ИА REGNUM