Предложенные Мосгорнаследием поправки в закон города Москвы "Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве" не касаются памятников истории и культуры. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявили в пресс-службе департамента культурного наследия Москвы.

напомним, проект предполагает отменить существующее сейчас согласование строительных проектов в охранных зонах в департаменте культурного наследия. Оно сохранится только при работах по реставрации памятников архитектуры, "если при проведении работ... затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности". Это предложение столчных властей вызвало обеспокоенность у общественности: эксперты и журналисты задаются вопросом, не приведет ли реализация новых норм к новому витку разрушений в историческом центре города.

"Законопроект по внесению изменений в закон города Москвы от 9 июня 2004 г. № 40 "Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве", который много обсуждается в последние дни, носит исключительно технический и редакционный характер, - в свою очередь заявили в Мосгорнаследии. - Подчеркиваем, что поправки никоим образом не касаются памятников истории и культуры. Государственный контроль над всеми работами на памятниках, как и сейчас, находится в ведении департамента культурного наследия города Москвы - от согласования проектной документации до выдачи актов ввода в эксплуатацию. Предметом данного законопроекта является упорядочение государственной экспертизы проектной документации для ремонта зданий, которые не являются памятниками, но расположены поблизости от них".

Эксперты отмечают наличие многочисленных юридических нестыковок, сложившихся в Москве за 20 лет, в результате которых де-юре существует огромное количество дублирующих норм и устаревших правил, констатировали в ведомстве. "Закон города Москвы № 40 был разработан 10 лет назад, и с тех пор не претерпел содержательных изменений, а принятый в 2008 году Градостроительный кодекс города Москвы фактически прекратил его действие", - отметили в пресс-службе.

"Если буквально читать 40-й закон, то получается, что заявители должны ходить по инстанциям дважды, собирая по несколько раз всякие согласования и разрешения. Этот порядок нелогичен и административно избыточен. Наша задача - сделать правила едиными и понятными для всех", - прокомментировал проект руководитель Мосгорнаследия Александр Кибовский.

Разработка поправок обусловлена необходимостью совершенствования административных процедур с целью приведения московского законодательства в соответствие с федеральным и устранения правового дуализма, несущего в себе коррупционные возможности, заверили в департаменте. Там отметили, что в настоящее время в структурах правительства Москвы налажено эффективное межведомственное взаимодействие, что также позволяет сократить количество избыточных согласований.

При этом, напомнили в Мосгорнаследии, 7 августа 2013 г. вступают в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие существенное увеличение штрафов за причинение вреда памятникам архитектуры. "Размеры штрафов вырастают с символических 30 тысяч руб. до 60 миллионов. Это самые большие административные штрафы не только в стране, но и в Европе. Также вводится административное расследование, судебное рассмотрение, дисквалификация должностных лиц, конфискация орудий правонарушения, включая строительную технику", - уточнили в ведомстве.

Между тем, налицо несоответствие между законодательством в сфере охраны памятников архитектуры и той градостроительной практикой, которая регулярно наблюдается в Москве. На сегодняшний день самым наглядным примером является ситуация вокруг так называемого дома Болконского (дома Волконских) на Воздвиженке. Исторический особняк разрушается по инициативе хозяина здания, организации "Центр развития межличностных коммуникаций", несмотря на предписание ОАТИ на остановку всех работ, выданное еще 11 марта 2013 года. Утром 28 июня возобновились работы по механической разборке купола, карниза и фриза дома, остановленные в ночь с 24 на 25 июня совместными усилиями "Архнадзора", депутатов Государственной думы и Московской городской Думы.

"Утреннее совещание 28 июня на объекте с участием представителей ОАТИ не принесло результатов: нет ни новых разрешительных, ни обновленных запретительных документов. Ни ОАТИ, ни Мосгосстройнадзор, ни мэрия Москвы не решаются на деле остановить работы, формально запрещенные официальным городским органом, - сообщили корреспонденту ИА REGNUM представители общественного движения "Архнадзор". - Московские власти не контролируют ситуацию на Воздвиженке, со стороны наблюдая за отчаянными усилиями общественности и депутатов настоять на исполнении норм федерального и городского законодательства об охранных зонах памятников архитектуры и спасти мемориальный дом. Между тем вопрос о соблюдении закона - это не тот вопрос, когда власть может позволить себе "встать над схваткой". Власть либо на стороне защитников закона, либо на стороне его нарушителей".