В краткосрочной перспективе колебание цен на драгоценные и полудрагоценные металлы, от которых во многом зависит экономика Армении, будет незначительным. Это колебание зависит от разных факторов: валютной политики крупнейших экономик мира (США, Китай, Европа), их статданных по безработице, динамики роста ВВП, соответственно, потребления и прочее. Эти колебания больше интересуют биржи и крупных производителей ресурсов, для которых за одним минусовым процентом лежат миллионы и миллиарды долларов.

Но наряду с краткосрочными трендами имеют место и долгосрочные, которые выглядят отнюдь не так уж и безоблачно. По крайней мере, для такой экономики, как экономика Армении с ее малотехнологичным, то есть, ресурсным экспортом. К примеру, в 2012 году экспорт из Армении меди, молибдена и золота (в различном виде) оценивается в $517 млн из общего объема экспорта в $1,428 млрд. То есть, порядка 40% общего объема экспорта Армении в денежном выражении — металлические полезные ископаемые трех видов, не говоря уже об иных менее масштабно производимых металлах. Социально-экономическое значение горнорудной отрасли Армении в связи с этим переоценить сложно, учитывая мультипликативный эффект экономики отрасли, а также социальный эффект из-за высокой занятости с относительно высокой заработной платой.

В прошедшем июне цены на золото и большинство цветных металлов достигли уровня посткризисных 2009-2010 гг. К примеру, золото упало до отметки августа 2010 года — $1224 за тройскую унцию в том случае, когда оно три года назад являлось для капитала «тихой гаванью». Последний квартал для золота вообще был одним из «черных»: после падения на 7,6% — в апреле, 6% — в мае и 11,5% — в июне. Аналитики причиной этому называют укрепление доллара. Образно говоря, капитал стал покидать «тихую гавань»… К примеру, низкая инфляция в США способствует оттоку капитала из золота в деньги. Это происходит из-за повышения привлекательности денег в виде доходных вкладов при низкой инфляции. Но станет ли капитал долго плавать или найдет другую «тихую гавань»?

Сокращение роста крупнейших экономик мира — США, Евросоюза и Китая, и что главнее, сокращение прогнозов по этому росту в будущем, привели к сокращению спроса на металлы. Так, с июля 2011 года цена на основную экспортную статью Армении — медь (в различных формах), стабильно падает. Пик цены на медь после кризиса 2009 года пришелся на февраль 2011 года, когда ее тонна стоила $9931, в июле 2011 года — $9710, а в прошлом июне опустилась до отметки $6700 за тонну. Аналитики рынка склонны обуславливать падение цен на цветные металлы в том числе перепроизводством на пике цен. Но важнее не абсолютные цифры, а не меняющийся уже два года тренд. Перепроизводство будет сглажено в определенный момент дефицитом, но…

Безотносительно от различных влияющих на цены краткосрочных факторов, которые мы привели, спад цен в долгосрочной перспективе будет сохраняться с учетом сокращения роста основных мировых экономик и с учетом сокращения потребления. Это серьезный сигнал руководству Армении, формирующего свои средне и долгосрочные программы с положительных рисков посткризисного роста цен на металлы. Этих положительных рисков в долгосрочной перспективе нет. Вслед за капитальным строительством, которое в Армении падает 5 лет подряд, пристраивается и горнорудный сектор, обеспечивающий целые города и тянущий из социального болота тысячи граждан.

События 2009 года, когда социальная, мягко говоря, напряженность в промышленных регионах Армении грозила вылиться в нечто более осязаемое, еще свежи в памяти. И как «дежавю» можно встретить сегодня информацию компании Golden Minerals, которая объявила о том, что с 21 июня 2013 года приостановила деятельность на мексиканской Велардена, «чтобы сохранить активы до тех пор, пока золото и серебро не покажут состоятельную стоимость для прибыльной деятельности». Работать с новыми издержками и с новыми ценами в золотодобыче становится нерентабельно.

Проецируя новую экономическую реальность на горнорудный сектор Армении, можно понять реальную тревогу экологов — не ровен час останутся без работы. Ведь к грани нерентабельности постепенно подкатываются и горнорудные предприятия Армении. К примеру, вызывающий «серьезную озабоченность» экологов проект разработки Амулсарского золотоносного месторождения пойдет пылиться на архивные полки, находящийся в активной фазе реализации проект освоения Техутского медно-молибденового месторождения превращается в убыточный, масштабная реконструкция Сотского золотоносного рудника и соответствующей фабрики в Арарате, процесс чего протекает в настоящее время, может и не быть доведен до конца. Это не только недополученные госбюджетом страны миллионы долларов, но и десятки тысяч безработных людей в регионах, в том числе и экологов.

В условиях стабильной тенденции снижения стоимости основной экспортной статьи Армении правительству республики впору поддержать если и не текущую деятельность горнорудных предприятий, то их развитие и модернизацию. Поддержать процессы по повышению производительности предприятий и стартапы. Это могут быть и налоговые каникулы, и поддержка программ развития, дабы производственники пережили вторую волну кризиса и при следующем росте цен активно пополняли бы государственную казну.

Подобный сценарий развития ситуации не нашел место в программе правительства Армении, которая была принята в парламенте после формирования нового кабинета министров в июне этого года. На днях правительство утвердило среднесрочную программу расходов на 2014-2016 гг., которая подразумевает рост доходов и расходов госбюджета и равномерный рост ВВП. В соответствии с программой, на 2014-2016 гг. заложен рост ВВП на 6,3%, 6,3% и 6,4% соответственно. Доходы бюджета в 2014-2016 гг. составят 1,146 трлн драмов, 1,266 трлн и 1,416 трлн драмов соответственно. Предусмотрено постепенное сокращение дефицита в условиях, когда экспорт страны дешевеет, и, соответственно, сокращаются налоговые поступления от горнорудных предприятий.

Более того, правительство положительно настроено в плане развития горнорудного сектора страны, опять же, скажем, основываясь на положительных рисках посткризисных 2009-2011 годов. И очень возможно, что экономика и общество Армении встретят вторую волну кризиса, как и первую: тихо и мирно волна накроет и оставит без работы и средств общество, которое все убеждают — «не говорите о кризисе, и его не будет». То есть правительство наступает на одни и те же грабли: в погоне за доходами госбюджета в режиме «здесь и сейчас» в будущем казна потеряет больше, как это было в 2009 году, когда ВВП Армении упал на рекордные почти 15% в связи с крахом строительного сектора.

Рубен Грдзелян