Армяно-российские взаимоотношения переживают отнюдь не лучшие времена. Не будет преувеличением сказать, что столь проблематичными и натянутыми, как сегодня, они не были ни разу за двадцать с лишним лет независимого существования Армении. При этом ситуация портится на глазах. Первые признаки грядущего "шторма" стали ощущаться в начале нынешнего лета, а теперь уже можно говорить о достаточно серьезной буре, причем преднамеренно поддерживаемой определенными силами путем дозированного выброса соответствующей информации. В течение последнего месяца стало известно о повышении цен на поставляемый в Армению российский газ, крупной оружейной сделке Москвы с Баку на сумму примерно $1 млрд, и, наконец, случилась трагическая авария под Подольском, виновником которой стал армянин, протаранивший на КАМАЗе рейсовый автобус с детьми.

Если повышение цен на газ для Армении как российские, так и многие ереванские наблюдатели объяснили меркантильными интересами "Газпрома", не имеющими прямого отношения к повестке двусторонних политических отношений, то продажа Азербайджану большого количества российского наступательного вооружения вызвала в Ереване и Степанакерте довольно решительную критику. Причем исходили они отнюдь не только со стороны т.н. "гражданских активистов" и СМИ, и без того известных своим прохладным отношением к России. Так, например, председатель парламентской комиссии по обороне, внутренним делам и национальной безопасности, член правящей Республиканской партии Армении (РПА) Корюн Наапетян заявил в интервью "Известиям", что Ереван намерен в этой связи потребовать объяснений от Москвы и вынести вопрос на обсуждение парламентских форумов в формате ОДКБ, которые должны пройти в сентябре в Минске, а в октябре - в Армении. Еще более резок был вице-премьер правительства непризнанной Нагорно-Карабахской республики Артур Агабекян, который, во-первых, выразил удивление "сдержанной реакцией армянской стороны" по этому поводу, а во-вторых, назвал российско-азербайджанскую оружейную сделку "предательством" со стороны стратегического союзника.

Трагедия под Подольском стала еще одним густым мазком на этой и без того не лучезарной картине. Под предлогом того, что водитель-армянин Грачья Арутюнян был доставлен в суд в совершенно неподобающем и унизительном виде, в цветастом женском халате, в Армении была развернута шумная антироссийская кампания. В местных СМИ в адрес Москвы прозвучали (и продолжают звучать) весьма резкие высказывания. Одновременно молодежные активисты партии "Дашнакцутюн" устроили у посольства РФ акцию с требованием уважать национальное достоинство гражданина Армении. Они потребовали отзыва российского посла и оставили у российской дипмиссии цветастый женский халат. Симптоматично при этом, что официально пребывающая в оппозиционном поле АРФ "Дашнакцутюн" традиционно считается пророссийской политической силой. Поэтому её акция должна была свидетельствовать, что национальное достоинство уязвлено настолько глубоко, что Москва может потерять в Армении всех своих благожелателей. Это было настолько очевидно, что некоторые местные наблюдатели не без резона предположили, что такие вещи не могут происходить если и не с подачи, то, по меньшей мере, с молчаливого одобрения властей. Неслучайно, российское посольство отреагировало очень оперативно, выразив сожаление тем, что человеческая трагедия "используется для разжигания антироссийских страстей" и сопровождается действиями, направленными на подрыв российско-армянских отношений.

Изложение всех этих известных обстоятельств видится необходимым потому, что их непредвзятый анализ однозначно показывает: речь идет лишь о поводах, во всём перечисленном нет ничего такого, что должно было бы стать причиной столь серьезных коллизий. Действительно, о повышении цен на газ говорилось давно, причем было ясно, что это произойдет после президентских выборов в Армении - чтобы не создавать руководству страны излишних проблем в ходе предвыборной кампании. Также не впервые Россия поставляет оружие Азербайджану, и всегда это воспринималось достаточно спокойно, поскольку известно, что аналогичные вооружения, причем по ценам несравненно более низким, поставляются и Армении - как члену ОДКБ. При этом не было и нет сомнений в том, что Москва заинтересована в сохранении силового паритета в регионе карабахского противостояния. Появились даже намеки на то, что крупная оружейная сделка с Баку в какой-то степени призвана послужить сохранению этого паритета, поскольку ранее произошел некоторый "перекос" в пользу армянской стороны. И уж тем более нечего говорить относительно ситуации вокруг несчастного водителя КАМАЗа. Граждане Армении, как и граждане других стран, в том числе и сами россияне, по тем или иным поводам оказываются в фокусе внимания правоохранительных служб. И вряд ли во всех этих случаях их честь и человеческое достоинство не подвергаются никаким испытаниям. Однако ранее подобной реакции на происходящее никогда не случалось

Поэтому причина нынешних коллизий - в другом. В ноябре нынешнего года в Вильнюсе предполагается парафирование соглашения об ассоциации между ЕС и Арменией. Следующим шагом должно стать создание Зоны свободной торговли Армения-ЕС. Между тем, разговоры о возможном вхождении Армении в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана постепенно сходят на нет. И, конечно, не потому, что с экономической точки зрения европейское направление Армении выгоднее, нежели российское. Как уже не раз отмечали эксперты ИА REGNUM, и в том, и в другом случае у страны нет общих границ с членами ЕС и ТС. Более того, президент Серж Саргсян на недавнем саммите Европейской Народной партии в Кишиневе, в котором участвовали лидеры стран программы "Восточное партнерство", прямо указал, что торговля с Евросоюзом не может быть эффективной при сохраняющейся турецкой и азербайджанской блокаде армянских границ. При этом ясно, что ЕС не обладает возможностями заставить отказаться от этой блокады хотя бы Турцию. Предпочтение, которое Ереван отдает "европейскому вектору" порождено, как уже практически ясно, проблемой Карабаха.

Именно этот вопрос, как заявил ИА REGNUM армянский политолог Сергей Минасян, является "одной из важнейших тем на переговорах между Арменией и ЕС" вокруг будущего соглашения об ассоциации. Стороны ищут варианты, которые позволили бы сохранить нынешний режим на условной армяно-карабахской границе. В противном случае между Арменией и НКР возникнет "экономический барьер", который со временем может стать основой для политического отдаления двух армянских государств. По мнению Минасяна, в данном контексте европейская сторона предложила "более гибкие механизмы и варианты" решения проблемы, чем могла бы предложить Россия по Таможенному союзу. Кстати, в Баку к этому вопросу далеко не безразличны. Так, по словам директора стратегического исследовательского центра "Атлас" Эльхана Шахиноглу, "если Армения подпишет соглашение с Евросоюзом об ассоциативном сотрудничестве раньше (Азербайджана), то это станет большой потерей для Азербайджана". В Баку опасаются, что возможное возникновение на армяно-карабахской границе даже подобия некоего таможенного режима будет означать фактическое признание "сепаратистского образования". С другой стороны, недавно появилась информация о том, что Москва затрудняется решить данный вопрос в свою пользу и вовлечь Армению в ТС из-за противодействия Казахстана, который, якобы, настаивает, что присоединение Армении к структуре может произойти лишь без Карабаха. В противном случае отношения Астаны с Баку будут испорчены. Косвенно эту информацию подтверждает недавнее интервью казахстанского политолога Айдоса Сарыма бакинскому агентству Vesti.az. Эксперт заявил, в частности, что даже сама мысль о том, что Казахстан, будучи наряду с Арменией членом ОДКБ, может в случае возникновения войны в Карабахе выступить на стороне Еревана против Баку, выглядит нелепой и даже - свидетельствует о "нелепости" самой ОДКБ. По его мнению, Астане поэтому следует выйти из состава Организации. Мало того - в случае возобновления войны в Нагорном Карабахе, "в Казахстане найдутся многие сотни людей, которые пожелают добровольно воевать на стороне Азербайджана, поскольку между Казахстаном и Азербайджаном существуют более тесные отношения, чем со странами - членами ОДКБ, что накладывает определенные обязательства". Ни в коей мере не утверждая, что такой подход отражает официальную позицию Казахстана, отметим, что подобные настроения, видимо, достаточно распространены. И не считаться с ними официальная Астана не может.

Все указанные обстоятельства и диктуют сегодня как Еревану, так и Москве линию поведения, заметно сказываясь даже не столько на содержании, сколько на психологическом аспекте армяно-российских взаимоотношений. Проще говоря, армянская сторона разочарована тем, что жизненно важный для неё во всех смыслах карабахский вопрос не находит "адекватного понимания" стратегического союзника - России. Москве, видимо, в свою очередь, нелегко осознавать, что кажущаяся с кремлевских высот отнюдь не первостепенной проблема может стать причиной того, что Армения всерьез способна отдать предпочтение европейскому интеграционному вектору.

И если уж говорить о психологическом контексте взаимоотношений, то нельзя обойти вниманием тот факт, что в Армении расхожей формулой стала фраза о том, что "европейские ценности - это выбор нашего народа, а Россия - наш стратегический союзник". Для российской стороны, полагаем, это должно звучать достаточно обидно. Несомненно, Россия в цивилизационном смысле никогда полностью не отождествляла себя с Европой, однако столь же несомненно, что русские считают себя европейцами куда большими, нежели армяне. Получается, что доверив обеспечение своей безопасности России, армянская сторона не рассматривает её в качестве носительницы европейских ценностей. Такие вещи порождают, мягко говоря, взаимное недопонимание, а это ни в коей мере не способствует коренным интересам как Армении, так и России.

Ануш Левонян, политический обозреватель (Ереван)