Высокоскоростная железнодорожная магистраль "Москва-Казань-Екатеринбург" (ВСМ-2) пройдет по территории Чувашии, не затронув "ни одного населенного пункта". Протяженность чувашского участка составит 142 км. Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, об этом в Чебоксарах заявили разработчики проекта в ходе общественного обсуждения строительства магистрали через республику и её влияния на экологию. Однако в отсутствии какой-либо конкретики в представленных проектах двухчасовое обсуждение прошло без бурных дискуссий и при вялом присутствии местных экологов, которые, похоже, спокойны за "защитные леса", через который пройдет магистраль. В то же время с воодушевлением встречена новость о планируемом строительстве двух железнодорожных мостов через реки Волга и Сура и двух станций.

Чувашия стала первым регионом, где прошли общественные слушания проекта по строительству высокоскоростной магистрали. На суд общественности была представлена предварительная комплексная оценка влияния строительства и эксплуатации ВСМ на окружающую среду Чувашии. Представитель проектировщика ("Экопроект") Андрей Пузаченко признал, что "определенные негативные последствия ожидаются". Особенно на стадии строительства магистрали, "когда будет много источников загрязнения". "Негативное влияние можно снизить за счет технических решений и компенсационных выплат. В целом влияние на окружающую природную и социальную среду оценивается как приемлемое с учетом выполнения защитных мер", - уточнил Андрей Пузаченко.

Согласно предварительной оценке, предполагается "существенное воздействие" на почву, растительность (вырубка древесины по коридору трассы), животный мир и уровень шума. "В период строительных работ в атмосферу поступит 12 видов загрязняющих веществ 2-4 класса опасности в количестве более 65 тыс. тонн", - говорится в материалах публичных слушаний. Не исключается неблагоприятное воздействие электромагнитных полей на людей и животных.

Наиболее сильным по воздействию окружающую среду станет шум, предупредили проектировщики. В ряде населенных пунктов, расположенных рядом с предполагаемой строительной площадкой, его уровень может превысить допустимый для жилого сектора. В частности, от 5 дБА (Ядрин) до 11 дБА (Моргауши). Согласно расчетам, создаваемый потоком железнодорожного транспорта шум может превысить нормативные значения на расстоянии ближе 750 м от ж/д линии, уровень вибрации - на расстоянии менее 40 м. С целью предотвращения негативного эффекта предполагается установка вдоль трассы шумозащитных экранов, заполненных звукопоглощающим веществом, строительство шумозащитных зданий первого эшелона. "При проведении защитных мер, минимальная ширина санитарной зоны может составить до 50 м от ж/д путей", - предположили проектировщики.

Андрей Пузаченко заверил, что предполагаемая схема ВСМ не предусматривает пересечений с особо охраняемыми природными зонами. Однако магистраль "пройдет через защитные леса", в частности, в Марпосадском и Ядринском районах.

Между тем, чувашские экологи достаточно вяло отреагировали на прогнозные оценки. Не последовало ни острых вопросов, ни каких-либо предложений. "Зеленые" проявили себя лишь в лице двух-трех юных экодружинников, скромно попросивших предоставить общественности более точную оценку возможного ущерба флоре и фауне, в частности, по беспозвоночным. Экологическая дискуссия угасла, так и не разгоревшись.

Участников слушаний больше интересовало, через какие конкретно населенные пункты пройдет магистраль, и как ВСМ скажется на качестве жизни в регионе. В частности, владельцев земельных участков беспокоил размер компенсационных выплат за землю, которая попадет в зону строительства. Был поднят вопрос безопасности. "Грибники-ягодники привыкли ходить своими тропами, отдыхающие в санаториях и детских лагерях - своими. Да высокоскоростной поезд просто снесет эту компанию! Можете ставить какие угодно заборы и сетки - вырвут с корнем, потому что привыкли ходить здесь сто лет!" - заявил один из дачников-садоводов.

Местных автоперевозчиков тревожила перспектива безработицы из-за появления железнодорожного конкурента. "Все мы знаем, что крупная стройка - очередной распил средств!" - раздалось недовольное из зала. Представители мэрии Чебоксар в свою очередь попросили максимально приблизить будущую станцию к черте к черте города "в рамках экологических допусков". Отметим, проектировщиками рассматривается вариант строительства станции у поселка Кугеси Чебоксарского района (практически на границе перспективной застройки Чебоксар).

Представители ОАО "Скоростные магистрали" (дочка "РЖД") сообщили, что основной коридор железнодорожной трассы согласован, однако более детальная схема в стадии обсуждения, поэтому пока говорить о конкретных населенных пунктах и участках земли пока рано. "Трасса будет проложена так, что ни один населенный пункт не будет затронут. Минимизирован снос жилья и садовых товариществ. К дальнейшей проработке рассматривается "северный" вариант ВСМ с максимальным приближением к Чебоксарам", - пояснил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM начальник технического управления "Скоростных магистралей" Геннадий Балабанов.

В ходе слушаний заместитель директора департамента "Скоростных магистралей" Юрий Котлов сообщил, что в настоящее время в рамках проекта ВСМ-2 планируется строительство железнодорожных мостов через реки Волга и Сура (у города Ядрин). Основным объектом обещает стать волжский мост длиной 4550 м. По словам проектировщиков, на сегодня рассматривается четыре варианта его местоположения. Планируется строительство двух железнодорожных станций: возле посёлка Кугеси и у города Ядрин.

Комментируя журналистам открывающиеся перспективы в связи с ВСМ, глава администрации Ядринского района Владимир Кузьмин подчеркнул, что "ядринцам здорово повезло, что магистраль пройдет через их территорию, а не через Марий Эл". "Огромный приток инвестиций позволит нам достроить объездную дорогу рядом с будущей станцией. Будет построен новый мост. Проектировщики пошли нам навстречу и приняли вариант, по которому на пути магистрали нет населенных пунктов, заповедников и скотомогильников. Магистраль пройдет по муниципальным землям, угодьям сельхозначения и по частным участкам", - сказал Кузьмин. И заверил, что шум жителей района "беспокоить не будет".

Разработчиками было также отмечено, что пилотным этапом ВСМ-2 рассматривается строительство участка между Москвой и Казанью. Строительство данного участка даст регионам 80 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, а российский бизнес получит заказы на 270 млрд рублей. Планируется, что к 2020 году через Чебоксары по направлению Екатеринбург-Москва будут проходить 19 пар поездов в обоих направлениях. Пассажиропоток составит более 6 млн. человек.

Как сообщили в Минтрансе Чувашии, общественное обсуждение ВСМ-2 будет продолжено на уровне муниципалитетов, через которые пройдет магистраль. Глава ведомства Михаил Янковский заметил, что в Чувашии уже имеется "определенный негативный опыт, когда строятся широкие современные магистрали, в частности, реконструкция федеральной автотрассы М-7, и жители близлежащих населенных пунктов испытывают определенные неудобства". Министр призвал проектировщиков учитывать мнение жителей республики при выборе окончательного варианта трассы.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в Чувашии высокоскоростная железнодорожная магистраль пройдет по территории четырёх муниципалитетов: Мариинско-Посадского, Моргаушского, Чебоксарского и Ядринского районов.

Предполагаемая стоимость объекта - 267,9 млрд рублей. Строительство чувашского участка ВСМ-2 планируется завершить в 2018 году, при условии, что проектные работ будут окончены к концу 2014 года.

ВСМ-2 пройдет по территории 11 регионов (Москва, Московская, Владимирская, Нижегородская области, Чувашия, Татарстан, Удмуртия, Марий Эл, Башкирия, Пермский край, Свердловская область). Проектная протяженность магистрали - до 1660 км, максимальная скорость движения поездов - до 400 км/ч, время хода между конечными пунктами (Москва-Екатеринбург) - 8 часов, между столицами регионов - около 1 часа.