Около 40 процентов жителей сельских районов Воронежской области, опрошенных службой социологического исследования Воронежской областной Думы, даже не знают, что в этом году состоятся выборы депутатов Государственной Думы. Около 30 процентов однозначно заявляют, что за партию или партийный список они голосовать не будут, и еще почти 35 процентов пока не определились в своем партийном предпочтении - заявил председатель облдумы Алексей Наквасин на состоявшемся в Воронеже заседании Совета региональных отделений политических партий при областной Думе. Бывший редактор одной из крупнейших областных газет, впоследствии - председатель Воронежской государственной телерадиокомпании, Алексей Наквасин полагает, что в настоящее время всерьез говорить о переходе к развитой партийной системе в России нельзя.

"Сам процесс партообразования, который у нас происходит "сверху - вниз", внизу как раз адекватно не воспринимается. Да это и не реально, чтобы, скажем, в том же Поворинском или другом районе действовали 44 райкома тех политических партий, которые обладают правом принимать участие в выборах депутатов Государственной Думы. К тому же почти 90 процентов опрошенных в изучаемых районах не могли вспомнить ни одно начинание или конкретное дело, связанное с той или иной партией. 92 процента не имеют ни малейшего представления о партийных программах. И всего 4 процента респондентов из 2 тысяч опрошенных заявили о своей партийной принадлежности. Поэтому, как мне представляется, мы еще далеки от завершения формирования развитой партийной системы.

В связи с этим есть и еще одно обстоятельство. Последние выборы 1999 года очень красноречиво продемонстрировали: результаты выборов теперь куда чаще определяет доступ к средствам массовой информации, чем численность партийных организаций. Борьба за власть все более смещается в область технологий. Избирательные кампании и политическая жизнь в целом воспринимаются чаще всего в подаче СМИ. Может быть, вы со мной и не согласитесь, но место политических партий как субъектов мобилизации избирателей постепенно занимают масс-медиа и пиар-агенства. Последствия такого перехода к технологической модели в организации предвыборных кампаний еще недостаточно осмыслены. А они, мягко говоря, неоднозначны. Например, заказчиком выборов в этой модели могут выступать отнюдь не только политические, но и коммерческие, и криминальные структуры.

Свобода слова - это не только и не столько свобода говорить, сколько право быть услышанным. В наши дни можно иметь любое мнение и открыто выражать его, но если оно не транслируется СМИ, то и его общественное значение будет бесконечно малым. И, как вы понимаете, даже членство в партии при таких подходах не гарантирует участия в политическом процессе. Как результат - политическая активность наших сограждан все чаще и чаще сводится к просмотру телепрограмм. Это подтверждают и данные нашего социологического опроса. Около 75 процентов опрошенных респондентов из всех средств массовой информации отдают предпочтение электронным СМИ. В таких условиях, когда рынок СМИ давно поделен, когда приемы воздействия на общество через масс-медиа отлажены и эффективны, придать партиям должное значение в общественно-политической жизни можно только благодаря особым усилиям власти (без которой, кстати сказать, у нас вообще мало что может произойти).

Однако сложившаяся система власти, как в стране в целом, так и в нашей области, носит принципиально непартийный характер. Победа на федеральных выборах все равно не дает партии возможности реализовать свою программу, поскольку Государственная Дума не обладает правом формировать правительство. Тем более статус Думы не позволяет партии контролировать исполнительную власть. При этом теряется и такой решающий для избирателей во всем мире критерий голосования, как оценка партии по социально-политическим результатам ее работы. Со следующих выборов мы тоже будем формировать областную Думу на 50 процентов по партийным спискам. Но и у нас, как по всей стране, механизм влияния любой партии через фракцию на исполнительную власть отсутствует.

Поэтому придать импульс развитию партийной системе на территории области без реформы сложившейся политической структуры нельзя. А пока такой реформы нет, нужна добрая воля действующей власти. Естественно, это может быть только при активной деятельности самих партий. Что, скажем, сегодня мешает повсеместно ввести в практику регулярные консультации на всех уровнях власти (начиная от органов государственной власти области и заканчивая местным самоуправлением) с лидерами партийных организаций? Чаще всего нежелание самих партий слушать друг друга, стремление идейно избить оппонента. Умение конструктивно работать, находить межпартийные компромиссы и общие дела значительно бы повысило общественный авторитет и вес региональных отделений партий: ведь люди увидели бы полезность партий, убедились, что партийные организации работают не только в период выборов, ради голосов избирателей. Более того, представителей партии, как мне представляется, необходимо как можно чаще включать во все общественные формирования: всевозможные комиссии, комитеты, другие подразделения, созданные при органах власти.

Я выскажу, может, и крамольную мысль, но чтобы повысить роль партий, не обязательно менять Конституцию. Да, действующий Основной Закон не предусматривает формирования кабинета министров партией, победившей на выборах, но он и не запрещает Президенту это делать, то есть поручить руководство правительством лидеру такой партии. И это создало бы прецедент, который сразу на целые порядки изменил бы отношение общества к политическим партиям. К слову, партиям тоже никто не мешает вносить и отстаивать свои предложения по совершенствованию политической системы. Но, как вы знаете, такие прецеденты тоже единичны. Такое впечатление, что все всех устраивает. Власть говорит о повышении роли партий, но от управления всячески их отодвигает или просто не замечает. Партии и создаются для того, чтобы влиять на власть, но такое впечатление, что они удовлетворены сложившейся системой. Это называется быть активными только в период избирательных кампаний.

И вот здесь получается замкнутый круг. Выборы - это абсолютно демократический институт. Но при нынешней ситуации в большей степени новыми технологиями могут владеть состоятельные партии. Причем, состоятельные не в смысле количества членов партии или их организационного единства. А состоятельные в прямом понимании этого слова.

Чем состоятельнее партия, тем больше ее почему-то уважают средства массовой информации. Видимо, эти обстоятельства и заставили Государственную Думу, Центризбирком принимать, что называется, драконовские меры. Хотелось как лучше, а получилось... Сегодня о том, что закон об основных гарантиях прав избирателей зашел слишком далеко, высказались руководители и Государственной Думы, и Совета Федерации. Если следовать букве закона, то до 7 ноября надо в средствах массовой информации говорить не просто намеками, а вообще обезличенно. Мол, вчера кое-кто кое-где встретился кое с кем и кое о чем рассказал, в частности, о кое-каких делах кое-кого. Метили в "черный пиар" и телекиллерство, а попали в сам избирательный процесс. Пиар, как был, так и остался, только стал стоить дороже и изменил методы работы. Не только в физике действие равно противодействию. В политике противодействие чаще всего куда более изобретательнее действий законодателей.

И в связи с этим наша, законодателей и политиков, задача - сделать все для того, чтобы избирательная кампания в нашей области была и демократичной, и честной, и чистой. Со своей стороны, власть должна взять на себя обязательство не вмешиваться в выборы ни под каким предлогом. Для нас все партии одинаковы, поскольку они в конечном итоге представляют интересы наших жителей. Если чиновнику симпатична какая-то партия, пусть уходит в отпуск и занимается данным делом в таком масштабе, в каком ему позволяет законодательство. Мы же поддерживаем всех, кто идет на выборы. И мы должны для всех создать абсолютно равные условия. Да, это трудно. Но только вместе мы сможем достойно провести и эту, и последующие избирательные кампании. Выборы, пусть и идут часто, но все равно завершаются, а нам жить и работать, давайте об этом помнить. И работать не по принципу: чем хуже у конкурента, тем выгоднее нам. А по принципу: мы сделаем лучше, чем конкурент. И перед населением мы должны быть честны и в обещаниях, и в поступках, и в конкретных делах" - считает председатель Воронежской областной Думы Алексей Наквасин.

(текст выступления А. Наквасина на заседании Совета региональных отделений политических партий при областной Думе предоставлен ИА REGNUM редакцией спецвыпуска Воронежской областной Думы и газеты "Коммуна")