Президент Татарстана Рустам Минниханов подписал "Концепцию государственной национальной политики Республики Татарстан". Согласно документу, национальная политика этого поволжского региона должна строиться на двух "фундаментальных приоритетных положениях": "необходимости всестороннего развития татарского народа и укрепления Республики Татарстан как исторически сложившейся формы его государственности" и одновременно "обеспечении равных условий жизнедеятельности представителям всех народов", которые живут в регионе. К вопросам национальной политики, "требующим особого внимания", отнесено "укрепление статуса" Татарстана "как исторического, духовного и этнокультурного центра всего татарского народа". В пункте про "приоритетные направления" национальной политики подчеркивается необходимость "позиционирования" республики как этнокультурного центра и создания условий для "консолидации татар, проживающих в РФ и за рубежом".

Однако о нетитульном (в частности, русском) населении, говорится вскользь, с небольшим упоминанием о том, что оно оказало "большое влияние на становление и развитие многонационального народа Татарстана".

Председатель Совета регионов Национально-демократической партии (НДП) Ростислав Антонов уверен, что указанная концепция будет оказывать влияние на жизнь населения республики, поскольку она "отражает мировоззрение элиты Татарстана". Казанский Кремль "видит будущее республики как национального государства, пусть и в составе России. Следовательно, русские Татарстана, как, впрочем, и другие "нетитульные" народы, могут рассчитывать только на себя", - делает вывод политик, добавляя, что "отсутствие понимание со стороны госорганов и практически половины населения Татарстана будет провоцировать дальнейший рост социальной и межэтнической напряженности".

С этой точкой зрения согласны и в Российском общенародном союзе (РОС). Член РОС Витольд Филиппов полагает, что "дискриминация в Концепции присутствует естественным образом, пролонгируя и расставляя приоритеты именно на татарском народе, демонстрируется наплевательское отношение к другим этносам, живущим в Татарстане". Молодой казанский политик считает, что подписанный Рустамом Миннихановым документ можно считать "продолжением мягкой политики апартеида, развернувшейся в Татарстане с начала 1990-х годов по отношению к русскому населению республики".

Казанский историк Дмитрий Орлов тоже не видит особенных изменений в новой Концепции государственной национальной политики Татарстана по сравнению с самой национальной политикой, осуществляемой в регионе. "А что комментировать, если почти ничего не изменилось?", - сокрушается Орлов, отмечая, что "такие демагогические и маловразумительные официальные документы как Концепция и т.п. пишутся для чиновников и прочих, а не для людей".

Председатель Общества русской культуры Татарстана, профессор Александр Салагаев заявил ИА REGNUM: "события в Нурлате (город на юге Татарстана, где 26-27 июля 2013 года произошла драка между приезжими с Кавказа и коренным населением. - прим. ИА REGNUM) показали, что грош цена всей национальной политике, которую вырабатывают в Казанском Кремле". "Когда 1,5 миллиона русских Татарстана втискивают в понятие "и другие народы" - это явная дискриминация русского населения. Русские остро чувствуют и переживают свое неравноправие в экономической, политической, культурной сфере. В частности, средства на развития русской культуры выделяют по остаточному принципу. А татарский народ поднят над всеми остальными", - описывает ситуацию в этой национальной республике русский общественник. По его словам, "коммунальные платежи особняка Татарского общественного центра в центре Казани (в котором располагается офис ТОЦ и других сепаратистских организаций. - прим. ИА REGNUM) оплачивает Министерство культуры Татарстана, хотя ТОЦ и "Азатлык" никакого отношения к культуре не имеют, а Общество русской культуры РТ изгоняют из Дома дружбы народов РТ, заменив наспех созданной "ручной" организацией русских (Русского национально-культурного общества Республики Татарстан) - ничего красноречивее сказать нельзя". "Ассамблея народов Татарстана превратилась в сообщество иммигрантских организаций, где татар представляет общество "Магариф", состоящее из полутора десятков интеллигентов пенсионного возраста, и Дом дружбы народов Татарстана не стал площадкой, где устанавливается взаимопонимание и доверие между коренными народами республики - татарами и русскими - и мигрантами. Мигранты дружат между собой, развивают торгово-криминальные сообщества, укрепляют диаспорные связи. Это путь еще к десятку нурлатов!", - делает неутешительный вывод Салагаев.

Казанский политолог Глеб Прожилов призывает относиться к принятой Концепции "более спокойнее", потому что "данный документ не следует воспринимать как программу практических действий". "Это, скорее, очередное идеологическое заявление, и в нем обосновывается легитимность сложившейся в Татарстане этнократии", - считает эксперт, добавляя, что "фраза об укреплении Республики Татарстан как исторически сложившейся формы государственности татарского народа недвусмысленно на это указывает". По словам политолога, "политическая элита региона дает понять, что интересы титульного этноса здесь превыше всего, а интересы представителей других национальностей, проблемы гармонизации межэтнических взаимоотношений рассматриваются лишь формально".

Единственные, кто приветствовал принятие Концепции государственной национальной политики Татарстана, оказались татарские национал-сепаратисты. Председатель Союза татарской молодежи "Азатлык" Наиль Набиуллин заявил ИА REGNUM, что ему "очень нравятся те моменты в Концепции, где говорится о "необходимости всестороннего развития татарского народа и укрепления Республики Татарстан как исторически сложившейся формы его государственности" и позиционирования республики как этнокультурного центра и создания условий для "консолидации татар, проживающих в РФ и за рубежом, и я надеюсь, что они останутся не только на словах и бумаге, а будут реализовываться на практике". Среди практических мер, направленных на позиционирование республики как центра консолидации всех татар, Набиуллин предлагает "увеличить количество татар в Татарстане, для чего нужно довести минимум до 80-85% от об общего числа населения республики". "Тогда бы возникла ситуация в республике, где русский язык уже перестал бы быть доминантным языком, вследствие малого количество русского населения, что дало бы возможность, постепенно уменьшить сферу его влияния на татар", - дает советы Казанскому Кремлю лидер "азатлыковцев", настаивая на том, что "русский язык прекрасно сохраняется и в других регионах, а Татарстан - это все-таки земля татар".

"Мне интересно, как бы, например, татары Ульяновской или Саратовской областей отреагировали бы на принятие аналогичных региональных концепций национальной политики, где бы говорилось о необходимости всестороннего развития русского народа, - задается вопросом руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов. - А если в соседнем с Татарстаном Башкортостане примут такой же дискриминационный документ, где будет прописано привилегированное положение башкир, станут ли приветствовать это татарские националистические организации?" И, наконец, если бы в случае принятия Концепции государственной национальной политики России там, по опыту Татарстана, были бы закреплены особые права русского народа - как отнеслись бы к этому разработчики татарстанской Концепции?

Сулейманов высказал сожаление, что проблема мигрантов, ставшая острой для Татарстана в последние годы, не нашла должного отражения в Концепции.

Стоит отметить, что "особый статус" татарского народа закреплен не только в подписанной президентом Татарстана Концепции. Конституция Республики Татарстан четко разделяет население региона на "татарский народ" и "многонациональный народ Татарстана", предъявляя это как два разных юридических понятия.