Вот уже четверть века Русский Север стал объектом политики мягкой силы со стороны Норвегии. В своих публикациях на ИА REGNUM мы уделили достаточно внимания стратегии норвежского Баренцева Региона по созданию новой трансграничной идентичности, направленной на разрушение местного русского регионального, этнического и культурного самосознания. Здесь можно констатировать, что норвежский полярный экспансионизм в этом случае характеризуется особой изощренностью. Однако с 2006 года Норвегия стала в борьбе за арктические ресурсы использовать новую культурную стратегию - т. н. концепцию "ассиметричного соседства". Если раньше в центре дискурса стояла идея мнимой общей северной идентичности, то теперь норвежцы стали стремиться к поиску асимметрии в отношениях с Россией и к выделению особого статуса Норвегии в полярных широтах.

Концепция "ассиметричного соседства" опирается на сформулированную в университете Тромсе идею о значительном смещении во времени между Востоком и Западом, между Россией и Норвегией, когда речь идет об освоении арктических просторов. Речь идет и якобы о несравнимых уровнях практической компетенции. Несмотря на дружественную риторику норвежского Баренцева секретариата, очевидно, что Россия воспринимается в Норвегии, как в ее правящих кругах, так и в массовом сознании, в качестве одного из главных "антиподов" Европы и Норвегии в приарктическом регионе, как место, где для европейца все является отличным, иным, если не сказать - чуждым и "варварским". Подобный контраст на "асимметрии" соседства помогает норвежцам укреплять свой собственный достойный образ и высокую самооценку как строителей цивилизации. Этим они легитимируют свою экспансию, целью которой сейчас являются ресурсы Русской Арктики.

История в аспекте ее искусственного конструирования в собственных национальных интересах Норвегии продолжает оставаться важным компонентом норвежской политики в Баренцевом Евро-Арктическом регионе, что продемонстрировала состоявшаяся в Архангельске в САФУ 9 апреля 2013 года в русле норвежской концепции "ассиметричного партнерства" российско-норвежская конференция "Нет Севера, а есть Севера". Северный Арктический Федеральный университет в Архангельске под управлением ректора Елены Кудряшовой из объекта политики "мягкой силы" норвежцев с момента своего создания превратился в удобный канал для проведения политики Норвегии и стоящих за нею США в приарктическом регионе. О значимости конференции "Нет Севера, а есть Севера" проекта "Асимметричное соседство" свидетельствует то, что в Архангельск для присутствия на мероприятии специально прибыл из Мурманска генеральный консул Норвежского королевства Эйвин Нурслеттен.

Не прошло и четырех месяцев после конференции "Нет Севера, а есть Севера", как в рамках идеологии "асимметричного партнерства" ректор САФУ Елена Кудряшова организует новое спонсированное норвежским Баренцевым секретариатом мероприятие в Архангельске - "мемориальную экспедицию", посвященную 100-летию поездки норвежского путешественника Фритьофа Нансена в Сибирь.(1) 7 августа 2013 года "Нансеновская экспедиция" в составе норвежских и российских участников из САФУ отправилась в плавание на борту научно-исследовательского судна "Профессор Молчанов". Ее организаторами выступили: университет Тромсе, Норвежский Полярный Институт и, разумеется, руководимый ректором Кудряшовой САФУ. "Нансеновская экспедиция" должна в течение 11 дней проделать путь от Архангельска до Норильска. Планируется две высадки: на остров Колгуев с посещением поселка Бугрино и на остров Диксон. Ректор Елена Кудряшова полагает, что спонсируемая Баренцевым секретариатом "нансеновская экспедиция" "будет способствовать развитию сотрудничества научных организаций Норвегии и России в сферах изучения и освоения Арктики и районов Крайнего Севера".

Второй год в Северном Арктическом федеральном университете при поддержке "Севгидромета" и Русского географического общества осуществляется проект "Арктический плавучий университет". Конечно, о научной составляющей для САФУ в случае с двухнедельными плаваниями "Профессора Молчанова" говорить трудно. Скорее речь идет об ознакомительных экскурсиях в Арктику для единиц преподавателей и студентов, избранных для миссии демонстрации "достижений" САФУ. Между тем, репутация "Профессора Молчанова", как научно-исследовательского судна, была значительно подпорчена в предшествующие годы, когда руководство мурманского управления Росгидромет на протяжении последних 14 лет до сентября 2011 года сдавало научное судно "Профессор Молчанов" в аренду. И вместо изучения арктических широт и передачи сведений о состоянии погоды в данном регионе, "научный пароход" совершал круизы с норвежскими туристами при посредничестве одной ловкой фирмы из кипрского оффшора. Права на самостоятельную сдачу в аренду федерального имущества учреждение, разумеется, не имело. Как заметил сейчас присутствующий на борту "Профессора Молчанова" норвежский журналист: "Нансеновская мемориальная экспедиция не только занимается изучением российских арктических водных путей, это еще и плавучий лекционный рай", который, заметим мы, дорого стоит Баренцеву секретариату. К услугам путешественников на борту судна ледового класса "Профессор Молчанов" имеются: двухкомнатная каюта №513 - Люкс (23,2 кв. м), № 510, 517 (двухкомнатные) - Супериор (15,8 кв. м), а также 12 двухместных с удобствами кают, 9 двухместных и 2 трехместных без удобств кают. Плюс: ресторан, 2 бара, библиотека, лекционный зал, сауна, спутниковая система телефонной и факсовой связи, кабинет врача, амбулатория и 5 моторных лодок Zodiac. Сутки похода научно-исследовательского судна могут обходиться в $20 тыс. в день только на топливо и зарплату экипажа.

Поэтому о научной составляющей, о чем так громко заявляют руководители проекта "нансеновской экспедиции", разумеется, говорить не приходится. От научной работы остаются научные публикации, а от круиза "нансеновской экспедиции" останется разве что пустая стеклотара. "Нансеновский круиз" чиновников Баренцева секретариата, представителей обслуживающих их масс медиа является чисто идеологическим мероприятием. Кроме того, это смотр сил "норвежского актива" Северного Арктического Федерального университета и проплаченный Баренцевым секретариатом отдых для него. Разумеется, в нансеновской "экспедиции" участвуют: агент норвежских интересов в Архангельске Андрей Шалев, проводник политики "мягкой силы" в САФУ проф. Андрей Репневский, подручный по делам "Поморского института" "коренного помора" Мосеева Максим Задорин и другие заинтересованные лица. Первые сутки Нансеновской мемориальной экспедиции прошли в "наблюдениях" за морем на верхней палубе и лекциях по истории.

6 августа 2013 года накануне отплытия "нансеновской экспедиции" в САФУ прошел семинар "Фритьоф Нансен, Россия и Норвегия: Сотрудничество сквозь века". В его работе приняли участие: ректор САФУ Елена Кудряшова, посол по особым поручениям МИД России при Арктическом Совете Антон Васильев, генеральный консул королевства Норвегия в Мурманске Эйвин Нурслеттен. У губернатора Архангельской области Игоря Орлова хватило здравого смысла не посещать организованного ректором Кудряшовой норвежского мероприятия. Как описал один норвежец свои впечатления от семинара: "Декларации об исторических добрых отношениях между Норвегией и Россией на севере следовали одна за одной, как потом рюмки водки на частной вечеринке поздней ночью". В случае с экспедицией Нансена, кто оплачивает корабль и рюмки, тот и имя дает круизному под видом науки путешествию.

С приветственным словом к участникам российско-норвежского семинара обратилась ректор САФУ Елена Кудряшова: "Стартует международный проект, объединяющий Россию и Норвегию. Он позволит достойно оценить исторические события вековой давности, проанализировать сотрудничество двух стран в Арктике и наметить пути дальнейших взаимодействий". Один из ведущих норвежских дипломатов в России в последние двадцать лет Эйвин Нурслеттен на семинаре лгал, когда утверждал, что Норвегия - единственная из граничащих с Россией стран, с которой та ни разу не воевала. Если уже не вспоминать времена стародавние и былинные, заметим мы, то консул Норвегии "забыл" про объявление Норвегией войны СССР 16 сентября 1943 года и про норвежских добровольцев из "славной" дивизии СС "Викинг" и других подобных эсэсовских формирований. Забыл дипломат и про эпизоды, когда советские подводники Северного флота в Арктике в годы Великой Отечественной войны топили норвежские суда.

Кто у нас в Архангельске столь рьяно чтит память Фритьофа Нансена уже третий год подряд? Нынешний семинар, как и в случае с предшествующей конференцией "Нет Севера, а есть Севера" продемонстрировал нам все те же лица: проводник норвежских интересов в федеральном вузе проф. Андрей Репневский и на пару с ним проф. Владислав Голдин - ближайший сподвижник ректора Булатова по развалу местной науки и массированной фальсификации региональной истории. На семинаре Голдин в угоду присутствовавшим норвежцам даже заявил: "Нансен сделал столько добра, сколько не сделал ни один человек в XX веке".

Профессор Института истории и религиоведения Университета Тромсе Йенс Петер Нильсен выступил на семинаре с докладом "Нансен и Ломоносов. Возможно ли сравнение?". Для нас очевидно, что - нет, и не в смысле сравнения величия. Просто, Ломоносов и Нансен жили в различные эпохи и работали в разных сферах. Сравнение Нансена и Ломоносова явно страдает все той же асимметрией из Тромсе.

В чем же заключается "асимметрия" с норвежской нансеновской мемориальной экспедицией? В 2011 году в Архангельске в САФУ 150-летие со дня рождения Фритьюфа Нансена с подачи Баренц-секретариата отметили открытием на норвежские деньги у Репневского в Институте социально-гуманитарных и политических наук аудитории Нансена. Но на этом, как видим, нансеновские юбилеи в Архангельске не закончились. В августе 2013 года норвежскую "экспедицию", а попросту говоря круиз, в Архангельске продвинула ректор САФУ Елена Кудряшова. А, между тем, 2012, 2013 и 2014 - это мемориальные годы русских полярных экспедиций - Георгия Седова, Владимира Русанова, Георгия Брусилова и Бориса Вилькицкого. Две экспедиции погибли, а третья вернулась без начальника, который обозначил собой на карте на острове Рудольфа самую северную могилу России. А сейчас в связи с норвежским нансеновским круизом от Баренцева секретариата выясняется, что в САФУ и истории этих русских арктических экспедиций не знают.(2) Более того, организация ректором Кудряшовой нансеновской мемориальной экспедиции и участие в ней преподавателей САФУ и обслуживание профессурой САФУ идеологических конструкций норвежцев выглядят весьма двусмысленно в столетней тени парусов "Святой Анны", "Геркулеса" и "Святого Фоки". Тем более, что подлость по отношению к памяти "капитана Татаринова" является абсолютно неприемлемой для нашего поколения, выросшего на книге "Два капитана" Каверина. Здесь в случае с САФУ под управлением Кудряшовой наши "ассиметричные соседи" явно могут торжествовать. Русское участие в "Нансеновской мемориальной экспедиции" является очевидным кощунством по отношению к столетнему юбилею и памяти четырех русских арктических экспедиций 1913 года.

* * *

(1) По предложению американского бизнесмена норвежского происхождения Юнаса Крейна к тому времени уже знаменитый Фритьоф Нансен в 1913 году отправился в путешествие на пароходе "Коррект" по трассе Северного морского пути с целью исследования его использования для торговли между Азиатской Россией и Европой. Это не была научная экспедиция. На пароходе Нансен был всего лишь пассажиром. Знаменитый полярник сошел в Дудинке и по Енисею добрался до Красноярска, а далее Транссибирской магистралью доехал до Владивостока. По результатам поездки по Сибири Нансен написал книгу "В стране будущего". Разумеется, эта поездка Нансена не идет ни в какое сравнение с работой в этом году четырех русских арктических экспедиций Седова, Русанова, Брусилова и Вилькицкого.

(2) В публикации в связи с "нансеновской экспедицией" на информационном ресурсе САФУ про экспедиции Седова, Русанова и Брусилова утверждается: "Все эти экспедиции пропали без вести, пытаясь добраться до Северного полюса, их судьба до сих пор окутана завесой тайн". (См. http://narfu.ru/news/?ELEMENT_ID=67839).

Во-первых, погибли две экспедиции - Русанова и Брусилова. Экспедиция Седова вернулась в Архангельск без своего начальника. Потом, нельзя говорить, что экспедиции Русанова и Брусилова "пропали без вести" и "их судьба до сих пор окутана завесой тайн". Двух участников экспедиции Русанова в июле 1914 года спасла экспедиция Седова. Делом нашей национальной чести на протяжении десятилетий было найти погибшие экспедиции. И следы их были найдены, в том числе, в новейшее время в 2000 и 2010 годах.

И потом, цель достичь Северный полюс имела только экспедиция Седова. Целью экспедиции Русанова был Шпицберген. Русанов на этом острове установил двадцать восемь заявочных знаков, закрепивших за Россией право на разработку угля на Шпицбергене. Потом Русанов со своей экспедицией в августе 1913 года направился для изучения гидрографии Карского моря, где и погиб.

Целью экспедиции Брусилова был проход Северным морским путем. В навигации 1914-1915 годов для поиска погибших экспедиций ледоколы четвертой экспедиции - Бориса Вилькицкого "Таймыр" и "Вайгач" преодолели весь Северный морской путь от Владивостока до Архангельска, впервые пройдя его с востока на запад. Русские полярные экспедиции 1912-1914 годов были связаны с 300-летием императорского дома Романовых.

Дмитрий Семушин