24 августа в дагестанском селении Тагиркент-Казмаляр (Магарамкентский район) проходил митинг против строительства на реке Самур водозаборных сооружений и системы отвода воды в сторону городов Дербент и Избербаш. На митинге жители говорили, что возмущены строительством, так как "жителей даже не спросили", хотят ли они этого. "А ведь здесь жизнь напрямую зависит от этой воды, к тому же от системы водоотвода может погибнуть Самурский лес - субтропическая природная зона, аналогов которой нет в России", - говорил один из ораторов.

Вопрос о строительстве на реке Самур систем по забору и отводу родниковых вод в сторону Дербента поднимался в Дагестане неоднократно. Власти Дербентского района из года в год жалуются на дефицит в их районе питьевой воды и предлагают Махачкале решить их "водную" проблему за счет водных ресурсов Магарамкентского района. Махачкала всегда внимала дербентским ходатайствам и оказывала Дербентской районной администрации финансовую помощь. Но работы по отводу вод Самура наталкиваются на протесты местных жителей, которые видят в водозаборе угрозу экологической катастрофы для своего района и Южного Дагестана в целом.

Бассейн реки Самур и сам Самурский лес - это уникальная субтропическая зона и очень хрупкая экологическая система. Ее состояние вызывало большое беспокойство еще в советские времена. После распада СССР и краха социалистической системы хозяйствования экологическая ситуация в Самурской зоне стала близкой к экологической катастрофе. Причиной тому во многом стала хозяйственная деятельность Азербайджанской Республики, которая пользуется водами Самура еще с советских времен. В 1952-56 годах по ходатайству Азербайджанской ССР в Магарамкентском районе Дагестана был построен Самурский гидроузел. Потом руководство советского Азербайджана незаконно перевело гидрообъект общесоюзного значения на баланс эксплуатационных организаций АзССР, где он и оставался вплоть до распада СССР.

Из-за неразберихи в законах о природопользовании, сложившейся в постсоветский период, независимый Азербайджан стал пользоваться водами Самура на правах единоличного хозяина. В 2008 году Баку принялся за реконструкцию Самурско-Апшеронского гидроузла, которая потом привела к увеличению водозабора из реки и нарушению экобаланса в Самурской зоне.

По данным Министерства водного хозяйства Дагестана, хозяйственная деятельность Азербайджана в Самурской зоне привела к упадку и без того слабого агропромышленного сектора южного Дагестана. Почти ежегодно остаются неполитыми 4,5 тысяч га орошаемых земель в целом ряде южнодагестанских районов. Снижаются доходы сельхозкооперативов и частных землепользователей. Из-за того, что Азербайджан забирает себе максимум воды из Самура, ежегодно рынок республики недополучает десятки тысяч тонн зерновых, овощей, фруктов, а также пищевых и лекарственных растений. Разоряются как мелкие фермеры, так и крупные сельхозпроизводители.

Гибнут флора и фауна Самурской зоны. Из Самурского леса полностью исчезли олени и гиены, находятся на грани исчезновения косули. В самом лесу вырубаются реликтовые деревья и строятся виллы для азербайджанских и дагестанских "сильных мира сего". В реке Самур почти исчезли кутум, севрюга, кета, горбуша и другие ценные породы рыб. Жители сел Самурской зоны рассуждают: строить в такой ситуации систему забора и отвода воды из реки - это преступление против будущего южного Дагестана и всей республики.

Однако власти считают иначе. Министры экономики и ЖКХ Дагестана, недавно посетившие Магарамкентский район, приняли решение: работы по строительству водозаборных сооружений на Самуре должны быть в этом году возобновлены и завершены, несмотря ни на что. В этом с ними согласились глава Магарамкентского района Фарид Ахмедов и руководитель Дербентского района Курбан Курбанов.

"Лица, заинтересованные в отводе родниковых вод, обвиняют самурцев в наплевательском отношении к проблемам дербентцев и избербашцев, которым не хватает питьевой воды, - говорит дагестанский общественный деятель Гаджибуба Рустамов, житель Магарамкентского района. - На самом деле забор воды из Самура имеет не социальную, а сугубо коммерческую подоплеку. Наши родники, которые питают реку Самур и Самурский лес, пойдут на обогащение ненасытных проходимцев, которые стоят за строительством водозаборных сооружений в нашем районе. Эти проходимцы принадлежат к районным элитам южного Дагестана и тесно связаны своими интересами с Азербайджаном".

"К сожалению, ни один дагестанский чиновник еще не возмутился тем фактом, что почти вся вода Самура уходит в Азербайджан и Баку за этот водозабор ни копейки не платит Российской Федерации. Ведь несправедливо получается: Баку поставляет нам свою нефть за деньги, берет с нас деньги за транзит российской нефти, а за то, что берет воду из Самура, не платит нам ни копейки. В этом плане Азербайджан грубо нарушает все свои договоренности с Россией", - говорит Рустамов.

Жители селений бассейна реки Самур подготовили обращение к врио президента Дагестана Рамазану Абдулатипову по поводу недопустимости отвода вод реки Самур в сторону Дербента. "Мы почти каждый день говорим и пишем об этом в Махачкалу и Москву. Мы надеемся, что рано или поздно федеральный Центр будет что-нибудь предпринимать в плане Самурской зоны и всего комплекса проблем Южного Дагестана. Пока Москва молчит, будем говорить мы. Если нарушаются права лезгинского народа, ни один лезгин ни за что не будет молчать", - говорят защитники Самурского леса, в основном, лезгины по национальности.