Саратов может лишиться такого вида пассажирского транспорта, как трамваи и троллейбусы, поскольку обслуживающее их МУПП "Саратовгорэлектротранс" находится в бедственном финансовом положении. Его судьбу на днях должна решить специальная комиссия, перед которой поставлена задача - найти выход из кризисной ситуации.

В Саратове трамваи и троллейбусы - единственный полностью социальный вид транспорта, который перевозит более 65% пассажиров-льготников. В общей сложности электротранспорт обслуживает 85 млн человек в год. Как рассказали корреспонденту ИА REGNUM в информационно-аналитическом отделе Саратовской гордумы, по данным генерального директора МУПП "Саратовгорэлектротранс" Роберта Винькова за девять месяцев этого года убытки предприятия составили почти 64 млн рублей. До Нового года они достигнут 160 млн. Роберт Виньков довел до сведения депутатов: бедственное положение МУПП таково, что стоит вопрос о полной остановке работы всего электротранспорта в городе. По его словам, предприятие не в состоянии оплачивать потребляемые энергоресурсы. Из-за задолженности, которая на первое октября составляет около 33 млн рублей, в ближайшие дни может быть введено ограничение подачи электричества. В сентябре впервые за долгие годы не были произведены налоговые платежи в полном объеме. На 2013 год не запланирован капитальный ремонт трамвайных путей, контактной сети, тяговых электроподстанций, что соответственно отразится на безопасности перевозок. О качестве и говорить нечего, износ основных фондов достигает 75-80%. В целях экономии МУПП перешло на четырехдневную рабочую неделю, численность работников сокращена на 397 человек. Средняя зарплата составляет 13,6 тыс. рублей, у водителей - 17,7 тыс. Их недокомплект достиг 30%, кондукторов - 50%.

Как следует из доклада Роберта Винькова, главная причина финансового кризиса в МУПП - несоответствие размера компенсации выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан и установленного тарифа. С облправительства в судебном порядке взысканы 186 млн рублей убытков от перевозки льготников с 2006 по 2009 годы. С 2009 по 2012 год на нем висит долг еще 642,9 млн. По словам Винькова, для расчета компенсаций в облправительстве берется неверное количество поездок, расчет ведется, исходя из тарифа 7 рублей, а не из действующего - 12 рублей. В результате повышения стоимости социального проездного билета (с 50 до 150 рублей) снизилась субсидия с 200 до 100 рублей за каждый проданный билет, а спрос на них упал на 35 - 40%. Неоднократные обращения в саратовское правительство по этой ситуации пока не дали результат. Директор "Саратовгорэлектротранс" предложил установить тариф на проезд 14 рублей. В итоге депутаты проголосовали за то, чтобы создать специальную рабочую группу с участием чиновников всех ведомств, в том числе правоохранительных органов, чтобы выработать согласованную позицию и найти пути выхода из кризисной ситуации.